Обладание прорывными технологиями обеспечивает доминирование национальных компаний не просто на отдельных рынках, но и в целых отраслях.
«Сегодня Россия занимает максимум 2% мирового рынка. Но инновационные разработки рассчитаны на рынок глобальный. Поэтому необходимы идеи, которые можно реализовать в мировом масштабе. Они есть, но требуется их полноценная государственная поддержка, в противном случае идеи вместе с разработчиками будут утекать за рубеж», — говорит доцент факультета Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Виктор Солнцев.
Инвестиции и климат
Существующая среда для развития инновационного предпринимательства в России пока недостаточно благоприятна, считает аналитик Института комплексных стратегических исследований Наталья Чуркина, ссылаясь на статистические данные по числу таких предприятий. Так, по данным Росстата за 2017 год, лишь 5,2% российских малых предприятий осуществляют технологические инновации. По оценкам Европейской комиссии, в ЕС доля таких МСП составляет более 30%. «При этом в прошлом году, вероятно, доля инновационных малых компаний в России еще сокращалась, поскольку доля инновационных товаров, работ и услуг в объеме производства в стране в целом упала с 7,2% в 2017 году до 6,5% в 2018 году. Более низкое значение данный показатель принимал за последние годы лишь в 2011 году», — рассказывает Наталья Чуркина. Кроме того, по словам эксперта, сокращается и без того небольшая доля компаний, осуществляющих организационные или маркетинговые инновации. В прошлом году лишь 2,1% российских компаний внедряли организационные инновации, а 1,3% — маркетинговые.
Повышение эффективности экономики и развитие инноваций напрямую зависят от привлечения инвестиций. Роль государства в формировании инвестиционной привлекательности очень высока. Сегодня отдельные промышленные предприятия и компании из сферы услуг создают высокотехнологичные производства и сервисы, наращивают уровень компетенций в сфере разработки инновационных продуктов и услуг, занимая не только сильные позиции на локальном рынке, но и выходя на рынки зарубежные. Однако в Глобальном инновационном рейтинге, который составляет Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO), Россия занимает 46-е место из 129, не улучшив свою позицию по итогам 2018 года. Первое место в рейтинге последние пять лет неизменно остается за Швейцарией.
И хотя по большинству показателей, определяющих позицию в рейтинге, РФ занимает незавидные позиции (например, в законодательном регулировании, политической и операционной стабильности, развитии инфраструктуры у России 95-е, 91-е и 81-е места соответственно), показатель «Развитие науки и человеческого капитала» у страны достаточно высокий — 23-е место.
По соотношению объемов инвестиций в НИОКР к ВВП Россия отстает от стран Европы и США. Доля технологических инвестиций относительно ВВП в России составляет около 1%, в странах Европы — более 2,5%, говорит заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов. «Очевидно, что основной объем инвестиций в НИОКР демонстрируют крупные компании, а надежда на развитие инновационных компаний среди МСП пока оправдалась не в полной мере», — отмечает он.
Разработки на коммерческих рельсах
В инновационном предпринимательстве основной проблемой является не столько поиск идей и реализация научных исследований, сколько коммерциализация разработок. В конце сентября Фонд содействия инновациям завершил очередные этапы конкурсов по программам поддержки инновационных МСП, в 2019 году в рамках нацпроекта на них выделено 4,5 млрд руб. В частности, в этом году была запущена программа кредитования МСП под залог прав на интеллектуальную собственность, что должно содействовать коммерциализации научно-технических разработок.
Однако говорить о постановке на поток создания и развития прорывных стартапов пока не приходится, считает Дмитрий Завьялов: венчурная и инвестиционная активность российского рынка инноваций недостаточна. По числу венчурных сделок в рейтинге «Глобальный индекс инноваций» Россия занимает лишь 77-е место. В целом из-за общей слабости финансовой системы и крайне ограниченного набора возможностей по финансированию бизнеса объем внутренних займов для частных компаний в России составляет 52,7% ВВП, что дает России лишь 62-е место в рейтинге по данному показателю, отмечает Наталья Чуркина. У стран-лидеров «Глобального индекса инноваций» данный показатель существенно выше: в Швеции — 132,2% ВВП, в Швейцарии — 175,3% ВВП, в США — 192,2% ВВП.
Впрочем, сегодня государство готово финансово поддерживать и заинтересованных инвесторов. В частности, фонду «Сколково» было обещано финансирование поддержки бизнес-ангелов, чтобы те смогли компенсировать до половины своих инвестиций, но не более суммы НДФЛ, уплаченной за последние три года. Меры по поддержке инновационного предпринимательства предусмотрены и нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Государство как инвестор
В частности, предполагается предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на разработку и создание производства инновационной продукции, в том числе под задачи крупного российского бизнеса, а также на осуществление НИОКР.
Кроме того, на сегодняшний день в России действует сразу несколько институтов развития, поддерживающих инновационное предпринимательство. Cтатус резидента фонда «Сколково» дает компании не только налоговые льготы, но и прямой выход на крупнейших клиентов. Например, финтех-маркетплейс VR Bank на площадке «Сколково» планирует заключение контрактов с крупнейшими российскими банками, рассказал финансовый директор финтех-маркетплейса Роман Ромашевский.
Недавнее изменение в законодательстве позволяет стать резидентом фонда по экстерриториальному признаку, то есть подать заявку может стартап из любого региона РФ. Среди других институтов развития стоит отметить ФРИИ, который качественно помогает «прокачать» работу стартапа и также привлечь партнеров», отмечает Роман Ромашевский.
В крупных региональных центрах действуют свои программы поддержки инновационного бизнеса: технопарки-инкубаторы. Они предоставляют некоторые налоговые льготы, бесплатную (или довольно дешевую) аренду офиса, организуют встречи с потенциальными партнерами и региональными органами власти. Как отмечает Роман Ромашевский, разнообразие мер поддержки инновационного бизнеса достаточно широкое, но отсутствие принципа «единого окна» приводит к тому, что компания либо останавливается на одном проекте, либо тратит много времени и ресурсов на изучение деталей всех предложений.
Таким «единым окном» должны стать центры «Мой бизнес», созданные по инициативе Минэкономразвития в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Уже сегодня они аккумулируют в помощь предпринимателям информацию о всех мерах поддержки, а также проводят консультации по налогообложению, бухучету, юридическим аспектам ведения бизнеса, обучают предпринимательству и позволяют открыть бизнес в формате единого окна. «Мой бизнес» — объединяющая площадка в том числе для институтов развития инновационной предпринимательской инициативы», — отмечают в Минэкономразвития. В ведомстве призывают институты развития, в том числе Фонд содействия инновациям, присоединиться к площадке «Мой бизнес»: «В случае объединения выигрывают все — и институты развития, и бизнес».
Успех и отдача от государственных вложений в развитие инновационного бизнеса зависит от экосистемы, или среды, в которой происходит развитие инновационных компаний. И на создание этой среды сегодня нацелены усилия государства, а также на подготовку кадров для инновационного бизнеса. Как говорит Виктор Солнцев, необходимы миллионы специалистов и рабочих мест, оснащенных по последнему, а не по вчерашнему слову техники. Здесь, по его словам, государство может и должно выступать инициатором изменений и инвестором.