Улучшение бизнес-климата — один из приоритетов госполитики. Системная работа по созданию благоприятных условий для предпринимателей ведется с 2012 года, когда президент Владимир Путин в рамках майских указов поставил задачу к 2018 году войти в топ-20 рейтинга Doing Business Всемирного банка. Реализация 12 «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы, в частности, позволила сократить более 50 избыточных процедур для бизнеса. В результате Россия со 120-го места в 2011 году продвинулась на 28-е в рейтинге этого года.
Однако войти в первую двадцатку стран с самым благоприятным климатом для бизнеса нам пока не удалось. Бизнес-сообщество и власти признают: еще есть над чем работать. В частности, в «Реестре системных проблем российского бизнеса» 2019 года, подготовленном аппаратом уполномоченного по правам предпринимателей при президенте РФ Бориса Титова, зафиксированы несколько сотен «болевых точек» по 32 направлениям (таможенное и антимонопольное регулирование, госзакупки, контрольно-надзорная деятельность и т.д.), где ситуация не меняется годами.
Предприятия, например, до сих пор вынуждены хранить оригиналы бумажных документов для представления их в налоговую, Роскомнадзор или другие органы власти, говорится в реестре: «Расходы на хранение только договоров об оказании услуг связи составляют свыше 1 млрд руб. в год. Совокупные расходы российской экономики на хранение, обработку и уничтожение бумажных документов оцениваются в размере около 300 млрд руб. в год».
Трансформация бюрократии
Впрочем, сегодня есть механизмы, позволяющие комплексно решать проблемы бизнеса, отмечают авторы реестра. Объединить усилия правительства и бизнеса призван, в частности, план «Трансформации делового климата» (ТДК). Документ был разработан Минэкономразвития России и утвержден премьер-министром Дмитрием Медведевым в январе этого года.
Предусмотренные планом меры должны снять целый ряд нормативных ограничений и законодательных барьеров для ведения бизнеса, в том числе устранить избыточные, устаревшие и противоречащие друг другу требования, отмечают в Минэкономразвития. Реализация плана должна в том числе способствовать увеличению доли инвестиций в экономике до 25% к 2024 году в рамках задач, обозначенных в майском указе президента.
Напомним, что актуализировать законодательство должен и разработанный правительством механизм «регуляторной гильотины» — в ее рамках предполагается отменить с 2021 года все устаревшие обязательные требования к бизнесу, а актуальные пересматривать не реже, чем раз в пять лет.
Задача ТДК — трансформация регуляторной среды по 12 ключевым направлениям, от регистрации бизнеса и технологического присоединения к инженерным сетям до таможенного администрирования и регулирования экспорта. Сейчас план предусматривает разработку 32 федеральных законов, 38 актов правительства и 20 ведомственных актов. По большинству из направлений зафиксированы целевые показатели, которые должны быть достигнуты к 2024 году.
Совместные усилия
Взаимосвязанность разных инструментов, а также тесное взаимодействие бизнеса и власти позволят обеспечить контроль со стороны предпринимательского сообщества за реализацией нацпроектов, следует из информационной справки на сайте правительства РФ.
Подобное сотрудничество уже доказало свою необходимость, говорит вице-президент ТПП, глава экспертной группы по направлению «Градостроительная деятельность и территориальное планирование» Елена Дыбова: «Например, из 120 предложений, рассмотренных группой в первые полгода работы, 14 были включены в обновленную версию плана, а еще 17 — оставлены для детального рассмотрения».
Механизм ТДК предполагает работу по принципу «двух ключей»: выполненным будет считаться только тот пункт плана, достигнутый эффект по которому подтвердят и должностные лица, и представители бизнеса.
Для проведения такой экспертизы были сформированы 12 экспертных групп по каждому из направлений, куда вошли в том числе представители бизнес-объединений — РСПП, ТПП, «Опоры России» и «Деловой России», а также эксперты Агентства стратегических инициатив, Российского экспортного центра и т.д.
Важно организовать работу таким образом, чтобы в открытой системе ни у кого не было возможности затягивать с решением важнейших для формирования благоприятной инвестиционной среды вопросов, заявил в январе Дмитрий Медведев: «Мы должны будем оперативно реагировать на те проблемы, которые будут ставиться предпринимателями».
Участие представителей федеральных ведомств в работе экспертных групп, по словам главы Минэкономразвития Максима Орешкина, позволит «форсировать работу федеральных органов и поможет оперативно вырабатывать решения по тому или иному административному барьеру».
Цифровая среда
Важно, что представители бизнес-сообщества участвуют на всех этапах дебюрократизации — от выявления существующих проблем в различных отраслях и формирования путей их решения до оценки качества работы органов власти, отмечает основатель блокчейн-платформы Universa Александр Бородич. «При этом подавать инициативы для включения в ТДК могут все: предпринимательское сообщество, органы власти всех уровней, деловые ассоциации, научные организации и т.д. Все это реализовано на портале ГАС «Управление». Цифровые сервисы позволят контролировать, насколько оперативно чиновники будут отвечать на запросы и инициативы», — говорит он.
Способствовать взаимодействию органов власти с предпринимательским сообществом будут и пять электронных сервисов, разработанных в рамках ТДК: «Личный кабинет кадастрового инженера», сервис для формирования запросов на возврат платы и госпошлины за услуги Росреестра и сервисы ФНС по использованию типового устава, для проверки наличия оснований для отказа в госрегистрации юрлиц и ИП, и оповещения обо всех регистрационных действиях по конкретному юрлицу.
В целом цифровизация госуслуг, по словам Александра Бородича, сама по себе должна вести к сокращению административных барьеров: уменьшению сроков и увеличению степени автоматизации прохождения различных бюрократических процедур, с которыми сталкивается бизнес.
Например, для совершенствования корпоративного управления рассматривается вопрос о проведении общих собраний акционеров непубличных компаний в онлайн-формате.
Для упрощения подключения к коммунальным сетям планируется разрешить заявителю подавать единую заявку через сайт госуслуг, получить технические условия, а также заключить договоры о подключении сразу ко всем необходимым сетям.
Ключевыми параметрами, по которым оценивается привлекательность бизнес-климата, остаются макроэкономическая стабильность, развитие финансовой и законодательной системы, качество деловой среды, верховенство закона и отсутствие силового давления на бизнес со стороны госкорпораций и чиновников, полагает Александр Бородич. Инвесторов в первую очередь беспокоит частое изменение условий и низкая предсказуемость регулирования, признают в Минэкономразвития России. Задачей правительства в ближайшее время станет обеспечение стабильности регулирования, заявил Максим Орешкин, комментируя итоги последнего рейтинга Doing Business.