Скиллы для дела
Материалы выпуска
Планы на вырост: что принес предпринимателям стартовый год нацпроекта Решения Смена поколений: как меняется портрет российского предпринимателя Решения Скиллы для дела Инструменты Выгодное приложение: что власти предложат бизнесу вместо онлайн-касс Решения Борьба за потепление: что будет способствовать улучшению бизнес-климата Решения Женское дело Инновации От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства Решения Большие закупки у малого бизнеса Решения Бизнес с легким запуском Решения Госпомощь для экспортеров Инструменты Самозанятые выходят из тени Решения Выгода и общество: как развивается социальное предпринимательство Инструменты Скачок в рейтинге: почему Россия усиливает позиции в Doing Business Инструменты Пойти на прорыв: как в России развивается инновационная среда Инструменты Лизинг с господдержкой Решения
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Скиллы для дела

Государство озаботилось развитием soft skills не только предпринимателей, но и чиновников. Умение госслужащих работать в команде должно повысить эффективность поддержки малого и среднего бизнеса.
Фото: Getty Images Russia

С начала развития рыночной экономики и предпринимательства в 90-х годах прошлого века в России спрос на услуги бизнес-образования превышал предложение. Такое положение продолжалось примерно до 2004 года. «На короткий период времени норма прибыли в сфере бизнес-образования приблизилась к прибыльности сырьевого экспорта», — отмечает в исследовании «Эволюция бизнес-образования в Советском Союзе и современной России» замдекана факультета управления Московского университета имени С.Ю. Витте Лада Волошина. За это время в стране сложились собственные авторитетные бизнес-школы и пришли западные, размножились разнообразные бизнес-курсы и тренинги, в том числе государственные, регулярными стали бизнес-форумы.

В 1990-х и 2000-х годах о нехватке теоретического и практического опыта говорили владельцы крупного бизнеса. Однако за последние десять лет вслед за мировыми тенденциями классическое массовое бизнес-образование стало переориентироваться на рядовых сотрудников компаний, региональных администраций и муниципалитетов и даже на выпускников бакалавриата, недавно получивших диплом, говорит директор Центра финансово-экономических решений Института образования НИУ ВШЭ Кирилл Зиньковский.

В целом по сравнению с деловыми людьми других стран — участниц проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor, GEM) в нашей стране как ранние, так и устоявшиеся бизнесмены обладают более высоким уровнем образования. К такому выводу пришли авторы российской части исследования из института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ: «В 2018 году в России наибольшую предпринимательскую активность демонстрировали респонденты с высшим и неоконченным высшим образованием». Кроме того, в прошлом году выросло количество ранних предпринимателей с неоконченным высшим образованием, отмечают исследователи.

Однако проблема специализированного бизнес-образования остается актуальной для новичков и небольших предприятий. До конца 2024 года, согласно нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы», число занятых в секторе, включая индивидуальных предпринимателей должно вырасти до 25 млн. За первое полугодие 2019-го число субъектов МСП увеличилось на 3,1%, общая численность занятых в секторе МСП уже достигает 19,1 млн человек, по данным Минэкономразвития России.

Опрос аналитического центра НАФИ показал, что нехватку персонала в настоящее время испытывают 46% предпринимателей (ИП, представители микро- и малого бизнеса). 64%, по данным НАФИ, планируют расширять бизнес в том числе за счет увеличения штата сотрудников (23%). Во втором квартале 2019 года увеличить штат рассчитывали 19% субъектов МСП, прогнозировали авторы исследования «Опоры России», Промсвязьбанка и агентства Magram Market Research. В целом к 2025 году компетенции предпринимателя потребуются каждому третьему человеку, считают в международной Global Education Futures.

Инструменты и компетенции

Навыки, связанные непосредственно с ведением бизнеса, остаются востребованными в том числе и среди руководителей бизнеса. Согласно опросу, проведенному ГБУ «Малый бизнес Москвы», в тройку наиболее популярных бесплатных программ обучения на этом сервисе входят управление бизнесом (65% предпринимателей интересуются именно этим направлением), интернет-маркетинг (61%) и тайм-менеджмент (54%). Кроме того, слушателей интересуют курсы по интернет-торговле (45%), правовым вопросам, бухучету и налогам (34%), управлению финансами (33%) и госзакупкам (25%).

Актуальность, быстрота и доступность бизнес-образования, пожалуй, одни из основных требований, предъявляемых бизнесом к образовательным программам. 36% столичных предпринимателей предпочитают онлайн-обучение, еще треть — смешанный формат, отмечают в ГБУ «Малый бизнес Москвы».

По оценке НАФИ, в целом по России четверть предпринимателей выбрали обучение в комбинированном формате (онлайн плюс личное присутствие), для 22% формат неважен, еще по 15% предпринимателей предпочли бы только онлайн-курсы или согласились бы на исключительно личные посещения лекций.

Массовое бизнес-образование уходит в онлайн, говорит преподаватель программы MBA бизнес-школы МИРБИС Елена Переверзева. По данным экспертов «РБК. Исследование рынков», 14,2% респондентов в 2018 году получали образование онлайн. Респонденты использовали в том числе порталы Coursera, «Синергия», МГТУ имени Баумана и «Деловая среда», а также «Бизнес-молодость», «Нетология», академии PwC, Udemy и др. Аналитики оценивают объем этого рынка примерно в 350 млн рублей.

Онлайн-программы сегодня дополняются новыми форматами, говорит исполнительный директор школы бизнеса «Синергия» Александр Рагиня. Например, внедряются бизнес-симуляторы, где весь образовательный процесс построен на игре, отмечает он: «Элемент геймификации — самый эффективный способ восприятия контента».

Государство научит

Обучение предпринимательству — часть нацпроекта по поддержке МСП. В частности, образовательные программы в форме лекций, деловых игр, разборов бизнес-кейсов, компьютерных симуляций предусмотрены в центрах поддержки МСП «Мой бизнес». На данный момент действуют 58 таких центров. До конца года они откроются практически во всех регионах страны, за исключением Новосибирской области и Чувашской Республики. За 11 месяцев этого года в действующих центрах проведено 10 306 мероприятий, в которых приняли участие 178 494 человека.

Предполагается, что программы обучения центров «Мой бизнес» должны давать навыки, необходимые как на начальном этапе ведения бизнеса, так и, например, для выхода компании на зарубежные рынки. Программы одобрены Минэкономразвития России. Обучение ведется в очном и онлайн-формате, доступ к занятиям через центры «Мой бизнес» бесплатный. При этом они выступают и площадкой для обучения, и информационным ресурсом, куда стекаются данные о проведении других образовательных мероприятий для бизнеса.

Кроме того, ведомство запустило образовательную программу для региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП). Обучение чиновников призвано повысить качество госуслуг для малого и среднего бизнеса. В первую очередь оно направлено на повышение качества оказываемых услуг в рамках нацпроекта по поддержке МСП, на повышение эффективности господдержки в регионах. Госслужащих учат клиентоориентированности и повышению качества сервиса малому и среднему бизнесу. Очные обучающие программы прошли 400 человек, еще 1600 — дистанционно. Всего в результате должно быть подготовлено 170 профессиональных команд из 44 регионов.

Коммуникация для всех

Образовательные программы для чиновников в целом кардинально изменились, говорит Кирилл Зиньковский (НИУ ВШЭ). Сегодня их выпускникам предстоит не только сотрудничать, но и конкурировать с представителями бизнеса: в региональный и федеральный кадровый резерв могут попасть не только сотрудники областных администраций и муниципалитетов, но и представители бизнеса.

Наряду с hard skills и digital skills чиновников и госслужащих стали тренировать soft skills — умению общаться, выстраивать работу с собственными подчиненными, строить из них команду, вести переговоры, общаться с аудиторией и клиентами. Сейчас этим навыкам уделяют повышенное внимание, говорит Кирилл Зиньковский.

Как ранее заявлял президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов (занимавший ранее пост ректора школы), сотрудники региональных министерств и члены правительств приходят учиться и на Executive МВА. Задача бизнес-образования, по его словам, сократить ментальный разрыв между госслужащими и бизнесом. Госаппарат переходит на управление проектами, поэтому растет число представителей госкомпаний и государственных ведомств, которые хотят повысить свою квалификацию, понять, как работает бизнес, и научиться говорить с ним на одном языке, рассказывает Елена Переверзева (МИРБИС). Например, специальный образовательный курс «Государство говорит» для региональных госслужащих в Высшей школе госуправления РАНХиГС призван научить слушателей общению с представителями в том числе медийного сообщества.