От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства
Материалы выпуска
Планы на вырост: что принес предпринимателям стартовый год нацпроекта Решения Смена поколений: как меняется портрет российского предпринимателя Решения Скиллы для дела Инструменты Выгодное приложение: что власти предложат бизнесу вместо онлайн-касс Решения Борьба за потепление: что будет способствовать улучшению бизнес-климата Решения Женское дело Инновации От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства Решения Большие закупки у малого бизнеса Решения Бизнес с легким запуском Решения Госпомощь для экспортеров Инструменты Самозанятые выходят из тени Решения Выгода и общество: как развивается социальное предпринимательство Инструменты Скачок в рейтинге: почему Россия усиливает позиции в Doing Business Инструменты Пойти на прорыв: как в России развивается инновационная среда Инструменты Лизинг с господдержкой Решения
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства

Развитие малого и среднего бизнеса связывают с расширением возможностей для высокотехнологичных компаний, сельхозпроектов, а также с ростом предпринимательской инициативы в моногородах и на Дальнем Востоке.
Фото: Getty Images Russia

По количеству и разнообразию мер господдержки малого и среднего бизнеса Россия опережает некоторые зарубежные страны, говорит член генсовета «Деловой России», эксперт Центра экономического развития, управляющий партнер группы First Алексей Порошин: «Субсидии, налоговые преференции, льготные кредиты и лизинг, гранты, бесплатное обучение, консультирование и стажировки, льготный выкуп (аренда) помещений и производственных площадок, компенсация расходов на участие в зарубежных выставках — этот список можно продолжать». В каждом российском регионе есть свой набор программ, в других странах такого разнообразия нет, подчеркивает эксперт.

Так было не всегда. В 1990-х при массовом появлении фирм сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) характеризовался высоким уровнем неопределенности. Лишь в 2000-е годы в России сформировались относительно стабильные группы регионов по уровню развития малого и среднего предпринимательства, отмечают авторы научной статьи «Предпринимательская активность в регионах России: насколько пространственные и временные эффекты детерминируют развитие малого бизнеса» (журнал Новой экономической ассоциации), научные сотрудники Лаборатории исследований проблем предпринимательства РАНХиГС Степан Земцов и Юлия Царева.

При этом российские территории существенно различаются по уровню социально-экономического развития, институциональным условиям и структуре экономики, что влияет на предпринимательскую активность. Однако процесс создания и развития малых предприятий поддается влиянию мер господдержки, отмечают представители РАНХиГС.

С принятием в 2007 году закона 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» госполитика в области развития МСП стала системной и централизованной, считает старший вице-президент ПСБ Банка Александр Чернощекин, курирующий работу с малым бизнесом. На сегодняшнем этапе (до 2024 года) ключевые векторы развития МСП и меры государственной помощи определяет нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Сегодня в гонку по наращиванию субъектов малого и среднего бизнеса вовлечены практически все территории страны.

Субсидии в динамике

12 лет назад стимулирование развития предпринимательства носило точечный характер, а действенной формой господдержки МСП до конца 2009 года, по сути, была лишь одна — субсидии, говорит Алексей Порошин. При этом условия для их получения сильно варьировались, и далеко не все предприниматели под них подходили. Однако это стало основой для создания существующей сегодня трехуровневой Национальной гарантийной системы (Корпорация МСП, МСП Банк и сеть из 86 региональных гарантийных организаций — РГО). По инициативе Минэкономразвития РФ вслед за созданным в 2006 году Фондом содействия кредитованию малого бизнеса Москвы аналогичные учреждения, выдающие гарантии и поручительства за предпринимателей при кредитовании в банках, стали появляться в других регионах. В 2014 году было создано Агентство кредитных гарантий — институт централизованной гарантийной поддержки субъектов МСП, на базе которого через год была учреждена Корпорация МСП.

Сегодня финансирование с использованием различных льгот и преференций от государства получает четверть российских малых и средних предприятий. А инструменты привлечения финансирования включают в том числе выпуск малым и средним бизнесом долговых ценных бумаг под поручительство и гарантии Корпорации МСП и МСП Банка.

По данным пресс-службы Минэкономразвития России, только в этом году бюджет программы льготного субсидирования субъектов МСП равен 3,984 млрд руб., а объем выдачи льготных кредитов составит до 1 трлн руб. Напомним, что, по данным Банка России, рекордный с 2015 года объем займов, предоставленных МСП, включая индивидуальных предпринимателей, был достигнут в прошлом году и составил 6,85 трлн руб.

С совершенствованием форм финансовой поддержки стала меняться и роль государства, говорит Алексей Порошин: «Задачей правительства стало не просто выделить деньги, а создать такие условия, чтобы люди не боялись открыть свое дело, причем в приоритетных отраслях. Стало важно, чтобы предприниматели в первую очередь знали, где получить не только денежную помощь, но и консультативную».

В частности, комплексная инфраструктура для поддержки инновационно-производственного бизнеса, центры кластерного развития и центры поддержки экспорта были сформированы в стране к 2010 году. В свою очередь, развитие в регионах сети центров «Мой бизнес», по словам Алексея Порошина, позволяет информировать предпринимателей о существующих для них возможностях, в том числе по выходу на новые рынки: «Центры, по сути, стали «единым окном» для финансовой и консультационной поддержки МСП».

Переход в 2012 году к проектному подходу и разработка «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы позволили решать самые насущные проблемы бизнеса, отмечает эксперт. «К 2013 году таких карт стало уже девять, по самым проблемным вопросам: от упрощенного открытия бизнеса до развития конкуренции», — говорит Алексей Порошин.

Производственные ниши

Расширение рынков сбыта МСП в производственных областях особенно стало актуально на фоне сложной общеэкономической ситуации. Снижение доходов населения и его покупательной способности несколько сдерживает предпринимательский бум. Напомним, что к 2025 году, согласно целям нацпроекта по МСП, количество занятых в малом и среднем бизнесе должно достигнуть 25 млн. Согласно данным Федеральной налоговой службы (ФНС), по состоянию на конец первой декады ноября 2019 года в стране немногим меньше 5,9 млн субъектов МСП, с учетом индивидуальных предпринимателей. Годом ранее этот показатель превышал 6 млн.

При этом растет доля МСП в несырьевом экспорте. В этом году при помощи региональных центров поддержки экспорта запланировано вывести на международные рынки 3,5 тыс. субъектов МСП, в следующем году — уже 7 тыс., в 2021-м — более 9 тыс., а к 2024 году — 15,4 тыс. некрупных предприятий.

Фонд развития промышленности, в частности, предоставляет субъектам МСП кредиты на покупку оборудования, инжиниринг, НИОКР и проч. по ставкам 1–5%.

В четырех субъектах РФ (Татарстан, Башкирия, Якутия и Ярославская область) работают региональные лизинговые компании, которые предоставляют льготные условия (6% годовых для российского оборудования, 8% — для иностранного)  МСП, связанным в том числе с производством и экспортом несырьевой продукции, а также с разработкой высоких технологий.

В рамках реализации нацпроекта Минэкономразвития оказывает поддержку технопаркам государственной и частной форм собственности. «Субсидия в объеме до 500 млн руб. предоставляется на все ключевые виды затрат — от подготовки строительной площадки до оснащения оборудованием. Общая экономия на издержках может составлять до 30–35%», — рассказали в пресс-службе министерства. В рамках федерального проекта «Акселерация субъектов МСП» по итогам двух конкурсных отборов на 2019 года субсидии предоставлены 24 проектам (включая девять государственных) на общую сумму более 7,1 млрд руб.

Поправки в закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которые были приняты в конце прошлого года, должны существенно расширить поддержку субъектам МСП, работающим в высокотехнологичных отраслях, стартапам, сельхозбизнесу, быстрорастущим инновационным компаний и субъектам МСП, а также реализующим проекты на территории Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов и в моногородах.

Новые территории

Развитие рынка Азиатско-Тихоокеанского региона требует сохранения экономически активной численности населения Дальнего Востока и повышения привлекательности региона для бизнеса, отмечает Алексей Порошин. Преференции для предпринимательской деятельности на территориях Северного Кавказа, в свою очередь, должны дать толчок развитию туристической отрасли, оздоровить экономику региона, считают в «Деловой России».

В моногородах много свободных ниш для бизнеса, которые люди попросту боятся занять из-за менталитета, страха «прогореть», говорит Алексей Порошин: «Развитие с помощью кредитных гарантий, льготных кредитов, например от МСП Банка, и льготного лизинга бизнеса в таких населенных пунктах будет способствовать развитию моногорода в целом».

Фонд развития моногородов (входит в структуру ВЭБ.РФ), например, запустил для предпринимателей в моногородах механизм беспроцентного кредитования. Эта мера поддержки вошла в новую госпрограмму развития монопрофильных муниципальных образований.

Политика поддержки МСП должна быть территориально дифференцированной, считают в РАНХиГС: «В регионах с устойчивым ростом предпринимательской активности основные меры поддержки стоит направить на формирование средних быстрорастущих компаний в высокотехнологичных секторах экономики». А в субъектах РФ со слабым уровнем развития бизнеса — вводить ответственное госрегулирование и стабильные правила игры, а также распространять лучшие практики регионов и развивать обучение предпринимательству.