Госпомощь для экспортеров
Материалы выпуска
Планы на вырост: что принес предпринимателям стартовый год нацпроекта Решения Смена поколений: как меняется портрет российского предпринимателя Решения Скиллы для дела Инструменты Выгодное приложение: что власти предложат бизнесу вместо онлайн-касс Решения Борьба за потепление: что будет способствовать улучшению бизнес-климата Решения Женское дело Инновации От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства Решения Большие закупки у малого бизнеса Решения Бизнес с легким запуском Решения Госпомощь для экспортеров Инструменты Самозанятые выходят из тени Решения Выгода и общество: как развивается социальное предпринимательство Инструменты Скачок в рейтинге: почему Россия усиливает позиции в Doing Business Инструменты Пойти на прорыв: как в России развивается инновационная среда Инструменты Лизинг с господдержкой Решения
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Госпомощь для экспортеров

Акселерация малого и среднего бизнеса способствует выходу небольших компаний на внешние рынки.
Фото: Getty Images Russia

Выход на экспорт — фактор успеха для малых и средних предпринимателей (МСП). Разработчики нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в частности, видят в выходе небольших компаний на международные рынки потенциал для развития высокотехнологичного бизнеса.

К 2024 году, согласно нацпроекту, удельная доля участия субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей (ИП), в общем объеме несырьевого экспорта должна вырасти с 8,6% в 2018 году до 10%. В абсолютных цифрах во внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), не связанную с добычей, переработкой и продажей полезных ископаемых, должно быть вовлечено 15,4 тыс. небольших компаний и ИП.

Если учитывать тех, кто занимается поставками за рубеж сырья и его производных, то в начале прошлого года, по данным Федеральной таможенной службы, внешнеэкономическую деятельность в России осуществляли более 44,4 тыс. малых и свыше 3 тыс. средних предприятий.

Неуверенность в собственных силах, незнание специфики зарубежных рынков и законов, а также опасения инновационных компаний за свои интеллектуальные активы пока препятствуют активному продвижению продуктов малого бизнеса в незнакомых юрисдикциях, говорится в отчете «Динамика и прогноз развития финансирования малого бизнеса» аналитического агентства «Бизнесдром». Кроме того, по данным аналитиков, бизнес плохо информирован о мерах господдержки, оказываемой экспортно ориентированным предприятиям на федеральном и региональных уровнях.

Инструменты в действии

Между тем в России создана инфраструктура финансовой и нефинансовой помощи действующим и потенциальным экспортерам. Поддержку — от бесплатного консультирования до льготного финансирования и продвижения на международных электронных торговых площадках и глобальных выставках — реализуют региональные центры поддержки экспорта (ЦПЭ), Российский экспортный центр (РЭЦ), Корпорация МСП, Фонд развития промышленности, Российский фонд прямых инвестиций, а также подразделения органов власти, отвечающие за развитие МСП на местах.

Предприниматели-экспортеры при обращении в центры поддержки экспорта, например, могут рассчитывать на помощь в создании сайта и профилей в социальных сетях, в сфере медиа и PR. В регионах регулярно проводятся образовательные семинары по темам ВЭД, налоговым вопросам, сертификации, маркетингу. В региональных ЦПЭ помогут оценить конъюнктуру конкретного зарубежного рынка, разработать маркетинговую стратегию, проанализировать наличие торговых барьеров, перевести необходимые материалы на иностранные языки.

Нередко экспортер получает содействие со стороны сразу нескольких институтов поддержки. Например, небольшая самарская компания-экспортер «Эколос-Проектстрой» в августе этого года получила по льготной ставке 5% годовых кредит в 34,7 млн руб. (половина суммы контракта) сроком на 12 месяцев в рамках предэкспортного кредитования Росэксимбанком, входящим в группу РЭЦ. Финансирование потребовалось для проектирования, изготовления и поставки двух станций полной биологической очистки воды в Азербайджан.

При этом, говорит директор по международному развитию «Эколос-Проектстроя» Екатерина Тукташева, активную консультационную помощь предприятию оказывал региональный ЦПЭ: «Существует устоявшееся мнение, что контакт с государством — для субъектов МСП процесс болезненный. И я была приятно удивлена тем, как легко в нашем случае осуществлялось взаимодействие с госструктурами».

74% экспортеров, пользующихся поддержкой РЭЦ, — представители МСП, говорит генеральный директор Российского экспортного центра Андрей Слепнев. Одной из наиболее востребованных ими услуг, по его словам, является экспортная аналитика.

Впрочем, институты развития экспорта расширяют виды поддержки и стремятся мотивировать предпринимателей пользоваться всеми возможностями. «Мы активно развиваем финансовый инструментарий. Новые продукты направлены на финансирование экспортной деятельности, предоставление внешнеторговых гарантий, страхование экспортных контрактов», — рассказал Андрей Слепнев.

Корпорацией МСП совместно с РЭЦ разработан коробочный продукт для небольших экспортеров, призванный стимулировать спрос. «Льготные условия по экспортному кредитованию, гарантиям и страхованию в рамках этой программы могут получить в том числе иностранные покупатели отечественной продукции», — говорят в корпорации. За девять месяцев этого года было заключено 49 сделок, суммарная финансовая поддержка по ним превысила 4,2 млрд руб.

МСП Банк (дочерний банк Корпорации МСП) заключил более 30 кредитных договоров по экспортным поставкам на сумму свыше 3,7 млрд руб. Кроме того, его клиентам до конца текущего года доступно финансирование по льготным ставкам до 7,75% годовых в рамках программы субсидирования кредитования.

Лифт для технологий

Запущенный в 2016 году механизм «Инвестиционный лифт» направлен на финансовую поддержку высокотехнологичных инвестиционных проектов в сфере несырьевого экспорта.

Корпорация МСП, в частности, предоставляет небольшим высокотехнологичным компаниям гарантии от 50% до 75% суммы кредита на срок до 15 лет (при поручительстве региональной гарантийной организации). Стоимость гарантии составляет 0,75% годовых. Также для них действует кредитно-гарантийная поддержка по программе стимулирования кредитования субъектов МСП. Стоимость финансирования — от 9,6% до 10,6% годовых. Размер собственных средств предприятия должен составлять не менее 20% стоимости проекта, размер кредита — от 5 млн до 1 млрд руб.

Корпорация предоставляет гарантии и участникам программ Фонда развития промышленности: фонд предоставляет небольшим производствам займы на реализацию инвестпроектов по ставке 1% или 5% годовых в размере от 5 млн до 750 млн руб. на срок до семи лет. При этом у предприятия-экспортера должны быть собственные средства — не меньше 15% от стоимости проекта.

Российский фонд прямых инвестиций выдает займы (в том числе под гарантии Корпорации МСП) с возможностью конвертации долга в уставный капитал, помогает разрабатывать план выхода на международные рынки, дает доступ к международным контактам.

В рамках «Инвестиционного лифта» на конец октября 2019 года, как рассказали в пресс-службе Корпорации МСП, одобрено финансирование проектов с общим бюджетом свыше 28 млрд руб. На рассмотрении находятся шесть проектов в области медицины, производства и разработки технологических решений на базе нейротехнологий с общим бюджетом более 3 млрд руб.

Ближе к делу

Настроения небольших экспортеров зависят от поддержки на местах, говорит Андрей Слепнев (РЭЦ). Региональные ЦПЭ действуют в 79 субъектах РФ. Общий объем субсидии из федерального бюджета на создание и развитие таких центров в этом году составил порядка 3,5 млрд руб. — в семь раз больше, чем в 2018-м. Это позволило расширить спектр услуг. ЦПЭ, например, стали проводить акселерацию потенциальных экспортеров как на базе собственной инфраструктуры, так и по партнерским программам РЭЦ (Школа экспорта, МШУ «Сколково», PwC). По результатам первого полугодия 2019 года помощь в ЦПЭ получили более 6,5 тыс. МСП, из них порядка 900 компаний заключили экспортные контракты, объем поддержанного экспорта превысил $1 млрд.

Одним из современных инструментов поддержки экспорта МСП является содействие в размещении субъекта МСП на международных электронных торговых площадках, включая продвижение. Например, в прошлом году на Alibaba вышло около ста московских производителей с общим ассортиментом из 500 продуктов. При этом оплату 100% стоимости «золотых аккаунтов» и 50% всех затрат на запуск и настройку простых аккаунтов взяли на себя столичные власти.

Продукты для экспортно ориентированных компаний предлагают и участники финансового рынка. Сбербанк совместно с Российским агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) запустил продукт, страхующий экспортера от неисполнения платежных обязательств иностранного контрагента в случае коммерческих и политических рисков. Объем страхового возмещения при реализации страхового случая составляет до 90% от суммы неисполненных обязательств, рассказала советник заместителя председателя правления Сбербанка Наталья Голудина: «Застрахованный контракт может быть использован в качестве обеспечения кредита».

Кроме того, развитию экспорта МСП должны способствовать и договоренности на международном уровне, полагают эксперты. Минэкономразвития РФ, в частности, развивает сотрудничество в сфере МСП на уровне международных групп и организаций ОЭСР, ОЧЭС, ШОС, АТЭС, БРИКС, Союзного государства, СНГ, Евразийской экономической комиссии. Диалог в двухстороннем формате ведется с Финляндией, Австрией, Италией, Францией, Японией и Китаем.