Женское дело
Материалы выпуска
Планы на вырост: что принес предпринимателям стартовый год нацпроекта Решения Смена поколений: как меняется портрет российского предпринимателя Решения Скиллы для дела Инструменты Выгодное приложение: что власти предложат бизнесу вместо онлайн-касс Решения Борьба за потепление: что будет способствовать улучшению бизнес-климата Решения Женское дело Инновации От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства Решения Большие закупки у малого бизнеса Решения Бизнес с легким запуском Решения Госпомощь для экспортеров Инструменты Самозанятые выходят из тени Решения Выгода и общество: как развивается социальное предпринимательство Инструменты Скачок в рейтинге: почему Россия усиливает позиции в Doing Business Инструменты Пойти на прорыв: как в России развивается инновационная среда Инструменты Лизинг с господдержкой Решения
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Женское дело

Вовлечение в предпринимательство большего числа женщин способно стать еще одним стимулом для роста в стране малого и среднего бизнеса.
Фото: Getty Images Russia

Вовлечение в предпринимательство женщин наравне с мужчинами может дать глобальному ВВП прирост примерно на 3–6%, а мировой экономике — дополнительно от $2,5 трлн до $5 трлн. К такому выводу пришли аналитики международной The Boston Consulting Group (BCG), проанализировав гендерные различия в бизнес-сообществе. Пока во всем мире мужчины чаще начинают собственный бизнес; как правило, перевес, согласно подсчетам BCG, составляет 4–6%. Во Вьетнаме, Мексике, Индонезии и на Филиппинах женщинам удалось преодолеть гендерный разрыв — в 2016 году здесь больше стартапов основали именно женщины. Постепенно сокращается гендерный разрыв и в большинстве других странах, отмечают в BCG, наиболее активно — в Турции, Южной Корее и Словакии. Однако в 40% государств, в том числе таких, как Швейцария, Уругвай и страны Южной Африки, неравенство женщин и мужчин в бизнесе возрастает. Хотя бизнес, возглавляемый женщинами, чаще имеет более положительные результаты и даже превосходит по показателям мужской, отмечают аналитики BCG.

В целом Россия следует позитивным мировым тенденциям, считает заместитель председателя Совета Федерации и зампред оргкомитета Евразийского женского форума Галина Карелова. По ее словам, за последние несколько лет женское предпринимательство стало в РФ одним из важных драйверов роста экономики: «За два года в России число женщин-предпринимателей увеличилось на 20%».

Поддержка женщин-предпринимателей, отмечает Галина Карелова, предусмотрена планом мероприятий по реализации «Национальной стратегии действий в интересах женщин» и нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Российскому женскому предпринимательскому сообществу есть куда расти, говорит председатель комитета по женскому предпринимательству «Деловой России» Наталия Комарова: «В нашей стране более половины трудоспособного населения — женщины, при этом их доля в малом бизнесе менее 30%». В 1990 году женщин в рядах предпринимателей, по оценкам «Опоры России», было не более 15%.

Преодоление стереотипов

Однако гендерные стереотипы в российском бизнесе пока сохраняются, говорит партнер международной компании Ernst & Young (EY), руководитель практики аудиторских услуг в СНГ и программы «Деловые женщины» в России София Азизян. Женщин-руководителей в нашей стране пока значительно меньше, чем мужчин. По данным исследования EY «Женщины в бизнесе: мифы и реальность» (2019), в России 56% руководителей — мужчины, 33% — женщины (11% опрошенных заявили, что работают сами на себя). Существует предубеждение в отношении «женщины-босса»: только 7% участников опроса хотели бы видеть в роли руководителя женщину. При этом 63% респондентов не прочь работать в коллективе со сбалансированным гендерным составом либо не придают значения этому вопросу, 77% считают женщин не склонными к бюрократизму.

Роль женщин в бизнесе меняется, свидетельствует динамика Индекса женского предпринимательства (Women Business Index — WBI), рассчитываемого аналитическим центром НАФИ по инициативе Комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России» и банка «Открытие» при поддержке Агентства стратегических инициатив. Со старта исследования в 2015 году показатель женской предпринимательской активности вырос с 56 до 69,4% в 2018 году. Причем WBI демонстрирует устойчивость: так, в 2018 году его значение выросло на 0,2 процентного пункта по сравнению с 2017-м (69,2%), отмечают авторы исследования. Высокие оценки демонстрирует, в частности, показатель культуры предпринимательства и личных качеств женщин в бизнесе. Кроме того, среди предпринимателей — участниц опроса 79% выражают высокую потребность в наставнике: «Их интересуют вопросы, связанные с законодательством и налоговой сферой, опытом ведения бизнеса в конкретной сфере, конкурентная борьба, продвижение на рынке, привлечение инвестиций, финансирование, кредиты и господдержка». Еще 17% женщин-предпринимателей сами готовы быть менторами от бизнеса.

Женщины достаточно мотивированы к бизнесу, отмечают составители WBI: большинство подчеркивают, что основной причиной является возможность больше зарабатывать, кроме того, это творческая и профессиональная самореализация, а также возможность свободно распоряжаться собой и своим временем. Главные препятствия к развитию бизнеса женщинами примерно такие же, как и в бизнес-сообществе в целом: отсутствие финансовых возможностей, нехватка знаний и опыта ведения бизнеса, неуверенность в собственных силах.

Стирание границ

Порядка 90% социальных проектов, по данным Галины Кареловой, ведут именно женщины: «При этом даже те женщины, бизнес которых напрямую не связан с социальной сферой, стремятся вести его, опираясь на принципы социальной ответственности».

Впрочем, стремительное развитие информационных технологий ликвидирует стереотипное разделение профессий на мужские и женские, отмечает Галина Карелова. Сегодня нет жестких запретов на профессию, говорит она: «Перечень работ и профессий, для которых ограничивается применение женского труда в связи с тяжелыми условиями, сокращен с 456 до 98». Женщины-предприниматели добиваются успехов в том числе в сферах, традиционно считавшихся мужскими, говорит эксперт: «Например, доля предприятий, созданных женщинами, в обрабатывающих производствах составляет более 30%».

Цифровая экономика открывает для женщин еще больше возможностей для освоения высокотехнологичных сфер, считают в Совете Федерации. Женщины-предприниматели активно реализуют в том числе немало успешных экспортно ориентированных проектов, выступают лидерами проектов по трансграничной электронной интернет-торговле.

Поддержка женской предпринимательской инициативы — тренд даже в традиционно патриархальных обществах, отмечает Наталия Комарова. В Казахстане, например, женщин-предпринимателей, по ее словам, поддерживают на государственном уровне: «Ведется системная работа, женщинам оказывают образовательную и финансовую поддержку. Специальный фонд развития и поддержки женского предпринимательства привлекает деньги западных банков, в частности Европейского банка реконструкции и развития».

Два года назад российское правительство утвердило «Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2017–2022 годы», определив приоритетным направлением «создание условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни общества.

Развитие женских экономических инициатив в России, по словам Галины Кареловой, основано на взаимодействии государственного, частного и некоммерческого секторов. На территории страны совместно с министерствами и женскими общественными организациями реализуются проекты Совета Евразийского женского форума, в том числе «Развитие женского предпринимательства», «Женщины за устойчивое промышленное развитие», «Женская кооперация в международной торговле. Развитие экспорта», «Финансовая грамотность женщин».

Более чем в 60 регионах страны Корпорация МСП при поддежке Минэкономразвития России реализует образовательную программу «Мама-предприниматель».

Обучение по программе, предусмотренной для женщин в декретном отпуске, матерей несовершеннолетних детей, а также женщин, находящихся на учете в службе занятости, уже прошли более 3 тыс. женщин. Цель проекта — помочь женщинам начать собственное дело. Для них проводят бесплатное обучение в формате пятидневного тренинга-интенсива с погружением в деловую среду, разработкой бизнес-планов и менторской поддержкой. Заключительный этап обучения — конкурс бизнес-проектов участниц, 40 победительниц которого получили грант в размере 100 тыс. руб. Женщины, прошедшие обучение в рамках проекта, могу также рассчитывать на заемное финансирование в МСП Банке по программе микрокредитования.

Для женщин по-прежнему актуальна проблема вынужденной паузы в карьере, связанной с рождением детей, говорит основатель проекта LandyBox (развивающие наборы для детей) Елена Тимохина: «Поэтому возможность пройти переквалификацию и образовательную программу во время декрета очень важна для женщины. Вопрос в том, чтобы такие программы были еще и доступны по времени — например, лекции чаще всего идут днем в будни, когда женщина занята с ребенком».

Бизнес-сообщество также активно продвигает идеи женского предпринимательства. Например, «Опора России» и Google запустили всероссийские бесплатные курсы Women Digital Academy для женщин, которые уже управляют своим делом или только думают о том, чтобы открыть свой бизнес.

Комитет по развитию женского предпринимательства «Опоры России» при поддержке МИД РФ принимает участие в крупных международных форумах и саммитах в составе официальной делегации РФ и развивает сотрудничество с АТЭС, ЮНИДО, ШОС, БРИКС. В этом году Россия впервые победила в главной номинации конкурса лучших женских проектов в АТЭС, удостоившись Гран-при международного конкурса APEC Business Efficiency and Success Target Award, финал которого прошел в октябре в Чили. Обладательницей премии стала директор компании «Морожко» Екатерина Постоева. Ее проект, стартовавший в 2012 году, занимается производством мягкого мороженого и молочных коктейлей. «Важно показывать возможности, успешные примеры женских бизнесов, рассказывать про женщин, которые реализовались и в семье, и в бизнесе», — говорит Екатерина Постоева. По ее словам, внимание к женщинам-предпринимателям на государственном и международном уровнях способствует изменению восприятия участия женщин в бизнесе в целом.