Бизнес с легким запуском
Материалы выпуска
Планы на вырост: что принес предпринимателям стартовый год нацпроекта Решения Смена поколений: как меняется портрет российского предпринимателя Решения Скиллы для дела Инструменты Выгодное приложение: что власти предложат бизнесу вместо онлайн-касс Решения Борьба за потепление: что будет способствовать улучшению бизнес-климата Решения Женское дело Инновации От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства Решения Большие закупки у малого бизнеса Решения Бизнес с легким запуском Решения Госпомощь для экспортеров Инструменты Самозанятые выходят из тени Решения Выгода и общество: как развивается социальное предпринимательство Инструменты Скачок в рейтинге: почему Россия усиливает позиции в Doing Business Инструменты Пойти на прорыв: как в России развивается инновационная среда Инструменты Лизинг с господдержкой Решения
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Бизнес с легким запуском

Процедура регистрации юридических лиц, в том числе онлайн, стала проще. Сервисы для бизнеса делает удобнее повсеместное внедрение электронной цифровой подписи, которую, впрочем, пока необходимо получать лично.
Фото: Getty Images Russia

В условиях глобализации экономики удобный и простой способ регистрации бизнеса становится конкурентным преимуществом в борьбе за налогоплательщика. Чтобы люди хотели заниматься предпринимательством, важно, чтобы уже на начальном этапе они не сталкивались с серьезными препятствиями, говорит первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин: «Сам по себе бизнес — рискованное дело, не говоря уже о большом количестве административных нюансов».

Как показывают данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2019 году, 25% опрошенных положительно относятся к открытию своего дела. Год назад таких было 22%. Но некоторые респонденты по-прежнему считают главным препятствием бюрократизм (22%) и административные барьеры (8%).

Улучшение условий ведения бизнеса — одно из ключевых направлений нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Специальный налоговый режим для самозанятых, освобождение к 2024 году более 1,2 млн субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) от подачи налоговой декларации при использовании контрольно-кассовой техники, принятие переходных налоговых режимов, законодательное закрепление социального предпринимательства и развитие господдержки этой категории бизнеса, а также мораторий на проведение плановых проверок небольших компаний призваны стимулировать предпринимательскую инициативу и способствовать созданию микропредприятий.

Специальный режим

Например, специальный режим для самозанятых уже стал для многих предпринимателей удобным способом легализации деятельности, говорит Владислав Корочкин: «Теперь буквально за десять минут можно через приложение «Мой налог» зарегистрироваться и стать полноправным членом бизнес-сообщества».

Напомним, что с начала этого года налог на профессиональную деятельность (НДТ; его ставка — от 4 до 6%) введен в четырех пилотных регионах, за это время на учет встали более 240 тыс. человек. Уже в начале следующего года Минфин РФ намерен распространить эксперимент еще на 19 регионов, а на всю страну — летом 2020-го.

Предпринимательское сообщество выступает за скорейшее распространение нового режима, он значительно упрощает работу — в том числе, например, сезонным частникам, подчеркивает Владислав Корочкин: «Стандартный предприниматель, если он по каким-то причинам прекратил деятельность, считается действующим и вынужден платить страховые взносы, пока не подаст заявление в налоговую. Режим самозанятого все упрощает: если не работаешь, никакие налоги и взносы не платишь».

Простые правила

«Doing Business 2020 демонстрирует устойчивую конвергенцию между развивающимися и развитыми странами, особенно в области регистрации бизнеса», — отмечают авторы ежегодного рейтинга Всемирного банка (ВБ).

В частности, по данным аналитиков ВБ, начиная с 2003 года 178 стран провели 722 реформы, которые снизили или устранили барьеры для выхода на рынок. Меры, направленные на упрощение процедур регистрации бизнеса и в целом на создание благоприятных условий для предпринимателей, с 2007 года системно принимаются и в нашей стране. В результате в этом году Россия впервые вошла в тридцатку экономик мира с наиболее комфортными условиями для ведения бизнеса в рейтинге Doing Business (DB). В последней редакции рейтинга, опубликованной в конце октября, страна поднялась с 120-го места в 2011-м году на 28-е место. В частности, согласно DB, в стране сократились сроки подключения к электросетям и получения разрешения на строительство. По легкости регистрации бизнеса Россия занимает 40-е место.

За последние пять лет произошел ряд позитивных изменений в процедуре открытия бизнеса, говорит Владислав Корочкин. По его словам, процесс регистрации предприятия в налоговой стал понятным и прозрачным: «Исключено требование о предварительной оплате уставного капитала при регистрации ООО, отменена обязанность уведомлять налоговый орган об открытии или закрытии банковского счета, отменено обязательное наличие печати для хозяйственных обществ, сократился срок государственной регистрации при создании юрлица или ИП, и это далеко не все позитивные нововведения».

Благодаря цифровизации госуслуг, в частности, процедура регистрации сегодня занимает не более трех рабочих дней, а само решение предприниматель получает онлайн, говорит руководитель компании «1С-Старт», основатель сервиса онлайн-регистрации Regberry Александр Раптовский. Зачастую регистрацией бизнеса в регионах занимаются межрайонные инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС), и получение документов дистанционно избавляет от необходимости лишний раз ездить в другой населенный пункт. Однако при подаче документов эти неудобства сохраняются, отмечает он: «Было бы удобно, если бы все районные налоговые инспекции или МФЦ принимали документы на регистрацию, а затем переправляли их по электронной почте в регистрирующую ИФНС». Кроме того, некоторые формы для регистрации остаются сложными для заполнения, из-за чего риск отказа крайне высок, отмечает Александр Раптовский. Впрочем, с октября 2018 года, согласно поправкам в закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принятым в 2017 году, заявители имеют право на ошибку и могут повторно обратиться в инспекцию после отказа, не уплачивая госпошлину.

Необходимо продолжить оптимизацию как самих форм для регистрации бизнеса, так и возможных причин для отказа в регистрации: разрешить в рамках одной госпошлины подавать документы два-три раза или же исправлять досадные ошибки на месте, считает Александр Раптовский.

Цифровое будущее

Отмена с января этого года госпошлины за регистрацию при электронной (онлайн) подаче документов стала знаковым событием для рынка. «Предприниматели осознанно начинают отдавать предпочтение дистанционному способу регистрации бизнеса», — отмечает Александр Раптовский.

Растет интерес к услуге регистрации бизнеса частных, в том числе банковских, сервисов — в ожидании открытия баз данных госорганов банки стремятся встроить эту услугу в собственные платформы. Но пока они в большинстве своем ограничиваются помощью заявителям с подготовкой документов.

Онлайн-регистрация требует наличия электронной цифровой подписи (ЭЦП), которую нужно получить очно в ИФНС или специализированном удостоверяющем центре. Онлайн-сервис регистрации бизнеса доступен с 2012 года, но на практике большинство компаний им не пользуются, отмечают аналитики ВБ в отчете Doing Business 2020: «Получение электронной подписи является дорогостоящим и трудоемким процессом».

В помощь начинающим

Консалтинговая помощь начинающим предпринимателям не менее значима, чем доступ к дистанционным сервисам, считает исполнительный директор Белгородского областного фонда поддержки МСП Олег Колесников. Например, точное определение вида предпринимательской деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) позволит избежать ошибок при регистрации бизнеса и проблем в дальнейшей работе компании. Сегодня помощь в выборе ОКВЭД оказывают консультанты центров «Мой бизнес».

Кроме того, в сервис центров входит напоминание об отправке уведомления о начале деятельности в Роспотребнадзор и в целом помощь в работе с контрольно-надзорными органами, говорит Олег Колесников: «В центрах можно выбрать оптимальную систему налогообложения. При необходимости — пройти обучение в области налогов, бухгалтерского учета, маркетинга и других сферах, связанных с предпринимательской деятельностью». Все услуги центров предоставляются бесплатно, подчеркивает он.

Для успешного запуска своего дела необходимо составить подробный бизнес-план и иметь представление о тех программах развития, которые будут полезны на разных этапах развития бизнеса, отмечают в пресс-службе Корпорации МСП. Портал «Бизнес-навигатор МСП», созданный корпорацией в рамках поддержки малого и среднего предпринимательства, позволяет проанализировать конкурентную среду в различных сферах бизнеса, подобрать помещение для аренды, получить информацию о закупках крупнейших заказчиков с государственным участием. Кроме того, на портале можно проверить потенциальных и действующих контрагентов, отследить актуальные закупочные процедуры у крупнейших заказчиков, получить аналитическую поддержку, включая интерактивные макроэкономические отчеты по материалам Росстата, Центробанка и ФНС.

С октября этого года на портале предприниматели могут подать в онлайн-режиме информацию о результатах проверок и нарушениях, допущенных при их проведении. Эта мера позволит обеспечить небольшим компаниям своевременную защиту со стороны Генпрокуратуры РФ и контрольно-надзорных органов, отмечают в пресс-службе Корпорации МСП.

На портале уже зарегистрировано более 2,3 млн пользователей, из них более 1,4 млн — субъекты малого и среднего предпринимательства. За 2017–2018 годы, по данным ФНС, 482,4 тыс. небольших компаний открыли или расширили свое дело благодаря ресурсу. Ожидается, что к концу 2019 года таких предприятий будет около 667 тыс.