Смена поколений: как меняется портрет российского предпринимателя
Материалы выпуска
Планы на вырост: что принес предпринимателям стартовый год нацпроекта Решения Смена поколений: как меняется портрет российского предпринимателя Решения Скиллы для дела Инструменты Выгодное приложение: что власти предложат бизнесу вместо онлайн-касс Решения Борьба за потепление: что будет способствовать улучшению бизнес-климата Решения Женское дело Инновации От точечной к комплексной: как менялась господдержка предпринимательства Решения Большие закупки у малого бизнеса Решения Бизнес с легким запуском Решения Госпомощь для экспортеров Инструменты Самозанятые выходят из тени Решения Выгода и общество: как развивается социальное предпринимательство Инструменты Скачок в рейтинге: почему Россия усиливает позиции в Doing Business Инструменты Пойти на прорыв: как в России развивается инновационная среда Инструменты Лизинг с господдержкой Решения
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Смена поколений: как меняется портрет российского предпринимателя

За последние 30 лет российский бизнес стал безопаснее, больше стала цениться деловая репутация, а развитие самозанятости способствует вовлечению в предпринимательство молодежи, отмечают эксперты.
Фото: Getty Images Russia

С каждым новым поколением предпринимательская активность растет: по сравнению с началом 2000-х, когда только каждый двадцатый россиянин был вовлечен в предпринимательскую деятельность, сейчас каждый десятый житель России либо создает новый бизнес, либо уже является предпринимателем. Таковы данные авторов доклада «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2018/2019» Высшей школы менеджмента СПбГУ (ВШМ СПбГУ), подготовленного в рамках проекта Global Entrepreneurship Monitor (GEM). Вступление в экономически активную жизнь представителей новых поколений Y (1983–1994 годы рождения) и Z (1995–2002), воспитанных в условиях рыночной экономики, будет способствовать росту предпринимательской активности, говорится в докладе.

Лицо бизнеса

По данным GEM, уже сегодня практически каждый десятый респондент в возрасте 25–34 лет является ранним предпринимателем. В целом наиболее активно в бизнес вовлечены группы 25–34-летних, 35–44 и 45–54-летних. Если составить усредненный портрет современного предпринимателя — это чаще всего мужчина 39 лет. Ранние предприниматели — 35-летние мужчины. Владельцам устоявшегося бизнеса (компании, работающие более 3,5 года), как правило, около 43 лет. Мужчин в бизнесе, по данным GEM, почти 60%.

Молодые люди 18–24 лет, а также представители возрастной группы 55–64 лет менее остальных вовлечены в предпринимательство, отмечают авторы российской части «Глобального мониторинга предпринимательства»: показатели их активности практически не менялись с 2016 года.

Однако развитие самозанятости будет вовлекать в бизнес разные группы населения — от молодежи до пенсионеров, считает первый вице-президент «Опоры России» по экспертно-аналитической деятельности Владислав Корочкин. В 2020 году во всех регионах нашей страны должен заработать новый налоговый режим для самозанятых, который позволит сделать роль малого бизнеса в экономике более значимой, отмечает он: «Они будут иметь статус малого предпринимателя и смогут, по заверению властей, и в госзакупках участвовать, и льготы с субсидиями получать».

Кроме того, меняется гендерный состав предпринимательского сообщества. По данным председателя комитета по женскому предпринимательству «Деловой России» Наталии Комаровой, сегодня доля женщин в малом бизнесе достигает 30%. По оценкам «Опоры России», в 1990 году женщин в рядах предпринимателей было не более 15%.

Сами предприниматели утверждают (77%), что сегодня у женщин появилось больше возможностей для ведения бизнеса. Такие данные приводят авторы исследования аналитического центра НАФИ и международной PwC, которые в октябре этого года провели опрос представителей двух поколений предпринимателей 1980–1991 и 1957–1963 годов рождения.

Карьера предпринимателя наиболее привлекательна для женщин (77,4% тех, кто согласен или скорее согласен) и молодежи (80,1% в возрастной группе 18–34 лет), отмечают в НАФИ.

Портрет в зеркале девяностых

Исследование НАФИ и PwC показало, что за последние 30 лет бизнес кардинально изменился. Описанные респондентами портреты предпринимателей из 1990-х и второго десятилетия 2000-х диаметрально противоположны, отмечают аналитики: современный предприниматель — образованный (33% респондентов отметили эту характеристику) и целеустремленный (18% опрошенных) человек.

Основные же черты представителя бизнеса 1990-х — рисковый (22%) и находчивый (14%). В целом опрошенные чаще описывают современного предпринимателя, используя положительно окрашенные эпитеты — «ответственный» (62%), «компетентный» (71%), «честный» (48%), в том время, как бизнесмена 1990-х наделяют более негативными чертами — «вор/бандит» (62%), «нахальный» (56%), имеющий связи (45%).

Бизнес сегодня перестал восприниматься как нечто зазорное, общественное мнение не мешает развитию малого бизнеса в стране, считают эксперты, опрошенные авторами российской части GEM. Они положительно оценили влияние в 2018 году культурных и социальных норм на создание и развитие малых компаний (средний балл — 2,76 из пяти возможных).

Положительное влияние на бизнес оказывает и развитие профильного образования: система профессиональной переподготовки (3,23) и бизнес-образование (3,44) получили высокие оценки у экспертов. Однако система начального и среднего образования не уделяет внимания вопросам предпринимательства и не способствует предпринимательской активности молодежи, считают авторы «Глобального мониторинга предпринимательства. Россия 2018/2019»: «Уже в школе учащиеся должны получать соответствующие представления о принципах рыночной экономики и получать необходимую подготовку для основания и развития компаний».

Это будет способствовать дальнейшему принятию обществом рыночных реалий, поощрению национальной культурой предпринимательских рисков и поддержке идеи личного успеха, достигнутого собственными силами, считают эксперты Высшей школы менеджмента СПбГУ.

Разное восприятие

В силу ведения предпринимательской деятельности в разных условиях два поколения предпринимателей по-разному оценивают внешние угрозы для бизнеса, отмечают в НАФИ: старшее поколение вспоминает, что бизнес в России в 1990-е был связан с риском для жизни: быть убитым (82%), подвергнуться физическому насилию (80%), угрозой безопасности семьи и близких (75%). Для современного поколения предпринимателей основным риском является потеря деловой репутации (56%)

Оба поколения отмечают, что период становления рыночной экономики было крайне непростым временем для бизнеса — в целом так считают 57% опрошенных, при этом среди старшего поколения (тех, кто вел бизнес 30 лет назад) такого мнения придерживаются 70%, среди представителей поколения 30-летних так считают 54%.

Большинство представителей старшего поколения уверены, что по сравнению с 1990-ми бизнес в современной России стало вести легче (59%).

На контрасте с криминальным шлейфом бизнеса 1990-х сегодня большинство респондентов (64%) говорит об упрощении процедуры открытия бизнеса, более половины — о росте доступности кредитов для бизнеса (55%), каждый четвертый предприниматель (24%) отмечает уменьшение уровня коррупции.

15% опрошенных считают, что государство принимает активные меры, направленные на поддержку и развитие бизнеса, приводит данные опроса предпринимателей ВЦИОМ. Например, эксперты, опрошенные в рамках анализа развития предпринимательства российской версии GEM, отмечают действенную поддержку технопарков и бизнес-инкубаторов (2,7 баллов из пяти максимально возможных).

Вера в будущее

Те, кто привык работать на себя, при возможности выбора предпочли бы все-таки иметь собственное дело. Об этом заявили 76% респондентов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

По данным НАФИ, подавляющее большинство предпринимателей (72%) предпочли бы, чтобы и их дети или внуки занимались бизнесом, а не работой по найму. Впрочем, представители бизнеса 1990-х чаще (30%), чем другие участники опроса (14%), считают работу по найму более подходящим видом занятости для потомков.

При этом более половины опрошенных предпринимателей разных поколений (56%) считают, что в ближайшие 30 лет бизнес будет успешно развиваться, прежде всего за счет таких отраслей, как информационные технологии (87%), энергетика (69%) и торговля (68%). Будущее бизнеса российские предприниматели связывают с уменьшением количества проверок со стороны государства, снижением налогов, а также увеличение господдержки, льгот и субсидий, отмечают аналитики НАФИ.

Государство на протяжении последних 12 лет выстраивает инфраструктуру поддержки МСП, постепенно меняются и формы поддержки, и роль самого государства, говорит член генсовета «Деловой России» Алексей Порошин: «Задача не просто выделить деньги и оказать меры помощи, а создать такие условия, чтобы люди не боялись открыть свое дело, причем в приоритетных отраслях». По его мнению, темп и условия для развития бизнеса до 2024 года обозначил, в частности, нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».