Коронакризис серьезно изменил российский рынок труда. В 2020 году потребность в работниках в целом ряде отраслей резко снизилась, а трудовые мигранты из стран СНГ массово возвращались домой. Внутренняя миграция в 2020 году тоже сократилась — на 12,9% по сравнению с 2019 годом (на 520,4 тыс. человек), отмечает Росстат.
В результате образовался дефицит линейного персонала, говорят в HeadHunter. По словам руководителя исследовательского центра SuperJob Натальи Головановой, между строительными и производственными предприятиями развернулась конкуренция за квалифицированных рабочих. При этом работа в курьерской доставке стала популярнее работы на стройках и заводах. Растущие сервисы доставки предлагают привлекательные зарплаты и удобный график работы.
Ситуацию осложнила демографическая яма — снижение количества людей в возрасте 20–24 лет за последнее десятилетие почти вдвое, с 12 млн до 7 млн. Среди работодателей усилилась конкуренция за персонал на стартовые позиции, отмечает директор департамента аналитических бизнес-решений HeadHunter Наталья Данина. По ее словам, численность работников в возрасте 25–29 лет тоже упала.
По данным Росстата, уровень безработицы достиг локального пика (6,4%) в прошлом августе и уже с сентября начал снижаться — до 5,4% в марте 2021 года. «Работодатели поняли, второго локдауна не предвидится, наем ведется активно», — говорит Наталья Данина.
Рекрутинговая активность работодателей растет, подтверждают в SuperJob. Вслед за ней повышаются и требования соискателей. Так, число россиян, согласных на черную зарплату, по данным опроса SuperJob, в апреле 2021-го было минимальным за 12 лет — 36% (в посткризисном 2009 году — 60%).
На рынке труда сложилась ситуация «идеального шторма» — кризис, который будет усиливаться в ближайшие годы, считают в HeadHunter. По данным компании, весной 2021 года база активных вакансий на 61% превысила показатель докризисного первого квартала 2019 года.
Мяч у кандидата
Больше всего рынку труда не хватает курьеров: спрос на их услуги в мегаполисах после начала пандемии вырос в несколько раз и продолжает держаться на высоком уровне, говорит Наталья Голованова. Кроме того, сервисы доставки и внутренних автоперевозок испытывают нехватку водителей. По данным SuperJob, конкурс в этих сферах в апреле составлял 0,6 и 0,9 резюме на вакансию соответственно. Рынок труда считается сбалансированным при конкурсе 4–4,5 резюме на вакансию, уточняют в компании.
По данным HeadHunter, менее двух соискателей приходится на одну вакансию в сфере рабочего персонала (рост вакансий — плюс 14% в апреле к марту 2021-го), ИТ, туризма и HoReCa (плюс 18% в апреле к марту), в автомобильном бизнесе (плюс 8%), чуть более двух соискателей — в продажах (плюс 8%) и строительстве (плюс 13%).
По словам Натальи Головановой, очевидны нехватка врачей, медицинских сестер и санитаров, недооцененность их труда. В гостиничном бизнесе и сфере общественного питания рынок тоже на стороне соискателей, которых за год стало меньше на 10%. Наталья Голованова объясняет это тем, что за время пандемии многие представители пострадавших отраслей переквалифицировались.
Что в «пакете»
По данным опроса, проведенного SuperJob, нехватка кандидатов и нежелание вкладываться в обучение новичков привели к тому, что каждая третья компания в 2020 году приглашала вернуться на работу бывших сотрудников (в 2019-м о таких решениях сообщала только четверть компаний). В свою очередь, сотрудников вернуться на прежнее место работы чаще всего мотивировало повышение зарплаты.
По словам Натальи Головановой, некоторые работодатели из сферы общепита даже дополнили компенсационный пакет оплатой аренды жилья и проезда, а также реферальными программами, включающими премии сотрудникам за рекомендации соискателей.
Наталья Данина рекомендует рекрутерам в условиях кадрового голода по примеру ИТ-сферы отказаться от возрастных и гендерных стереотипов. Частично рынок труда уже стал более цивилизованным, отмечают в SuperJob: по данным опроса компании, за 2020 год оценка работодателями влияния внешних данных на карьеру упала с 4,8 до 3,8 балла из 10. Частично причиной этих изменений стала массовая удаленная работа, уверены в SuperJob.
Удаленка как привычка
По данным «Делойт», большинство крупных работодателей пришли к совмещению удаленной работы и работы в офисе, такие проекты затрагивают в среднем около 70% офисного персонала компаний. «Суммарная доля дистанционно занятых оценивается в 30% от общего количества работающих, хотя в 2019 году их было 13–15%», — говорит основатель компании ProPersonnel Татьяна Долякова.
Пандемия спровоцировала принятие норм, регулирующих дистанционный формат трудовых отношений, — 1 января 2021 года вступил в силу ФЗ-407. Снижение зарплаты в случае перехода на удаленку новым законом запрещено, но при условии сохранения количества рабочих часов.
Удаленная работа диктует новые требования к мотивации персонала. Люди, работающие из дома, оторваны от всех форм привычного корпоративного взаимодействия — от походов с коллегами на обед до незапланированных мозговых штурмов, говорит руководитель практики стратегического и операционного консалтинга КПМГ в России и СНГ Елена Лазько. Это зачастую лишает удаленных сотрудников чувства принадлежности команде или ощущения важности своего труда. В этих условиях растет значимость корпоративных онлайн-мероприятий, в том числе неформальных, а также внутренних коммуникаций — дайджестов развития компании, сводок новостей, корпоративных рассылок и СМИ, говорит Татьяна Долякова.
По словам старшего менеджера группы по управлению персоналом и организационными изменениями «Делойт, СНГ» Юлии Шилиной, работодатели теперь должны учитывать не только опыт сотрудника, но и другие факторы, влияющие на его эффективность, — например, жилищные условия, наличие детей. «Именно поэтому на первый план выходит тема Well-being, в том числе ментального здоровья», — говорит эксперт. По ее словам, многие компании за период пандемии пересмотрели ДМС, включив в программу консультации с психологом.
В условиях «новой нормальности» меняются подходы к организации рабочей среды, говорит директор департамента управления персоналом «Сименс» в России Екатерина Янова: офисное пространство теперь все чаще место не для работы, а для встреч, и на первый план выходит задача оборудования пространств для командной работы.