— Насколько изменились подходы промышленных предприятий к автоматизации процессов и цифровизации бизнеса?
— Пандемия COVID-19 стала проверкой на гибкость и устойчивость для компаний из разных отраслей по всему миру. Потребовалось быстро перестроить множество процессов — например, невозможными стали выезды к заказчикам для решения возникающих проблем, на смену пришли удаленный мониторинг и сервис. Фокус сместился на новые бизнес-модели, в том числе облачную доставку решений (ПО как услуга — SaaS). Автоматизация и цифровизация стали движущими силами промышленной трансформации и помогли предприятиям быстрее реагировать на изменения.
По итогам 2020 года выручка от цифровых продуктов бизнеса «Автоматизация процессов» АВВ выросла вдвое — до $400 млн по сравнению с $200 млн три года назад. В 2021 году мы ожидаем сохранения таких темпов прироста.
АВВ реализует проекты в сфере автоматизации и электрификации более 100 лет (и более 30 лет — в России). Сейчас мы видим, как предприятия меняют свои подходы от автоматизации небольших изолированных участков до сквозной автоматизации процессов. Еще один тренд — переход к автономным операциям, освобождающим людей от монотонных, грязных и опасных работ.
При этом стоит отметить, что с внедрением цифровых технологий и облачных решений возникает необходимость в защите активов предприятий, в том числе с точки зрения кибербезопасности.
— Спрос на какие решения для промышленности растет в России?
— Для многих российских предприятий актуальны в первую очередь вопросы автоматизации и электрификации. В части цифровизации пока остается большой нереализованный потенциал.
Цифровые двойники, роботы и коботы, предиктивная аналитика, интернет вещей, дополненная реальность, облачные решения, 3D-печать — многие эти технологии уже применяются в России.
Однако внедряют цифровые решения или начинают запускать цифровые платформы только отдельные крупные игроки.
При этом при строительстве новых производственных мощностей — в особенности ориентированных на экспорт — цифровизация является уже неотъемлемой составляющей.
Опыт АВВ показывает, что в горнодобывающей промышленности за счет цифровых технологий можно сократить потребление электроэнергии на 40%, снизить капиталовложения на 25%, повысить уровень извлечения продукта из породы на 4%.
На ПМЭФ-2019 я выступал на панельной дискуссии о будущем цифровых технологий в производстве. Среди участников сессии более 90% отметили, что применение цифровых технологий повышает конкурентоспособность. Из них 30% считают, что «цифра» позволяет оптимизировать бизнес-процессы и повысить эффективность производства. 36% подтвердили, что сбор и обработка данных в течение жизненного цикла продукта и переход к сервисной модели продаж приносят максимальный эффект.
— Цифровые инструменты способны обеспечить стабильность производств в сегодняшних условиях?
— Сейчас правильный момент для электрификации, автоматизации и цифровизации. Как показал 2020 год, использование удаленных сервисов и цифровых решений помогает обеспечить непрерывность производства и безопасность персонала.
Например, когда нет возможности сервисному инженеру выехать на площадку, как это было раньше, наши центры совместного управления ABB Ability Collaborative Operations способны снижать риски и затраты. В морской промышленности такие центры осуществляют удаленную диагностику, а также круглосуточную поддержку работы бортовых систем. К этой системе подключены суда крупнейшей российской судоходной компании «Совкомфлот», а Морской сервисный центр ABB в Мурманске обеспечивает поддержку на русском языке.
В промышленности сохраняется огромный потенциал использования данных, генерируемых в ходе производства. Сегодня предприятия задействуют менее 20% от массива собираемой информации. Структурировать их для дальнейшего применения, например в решениях на базе ИИ, и получения новой ценности для бизнеса помогает аналитическая платформа ABB Ability Genix Industrial Analytics и AI Suite. Если предприятия научатся эффективно обрабатывать данные, которыми располагают, это станет импульсом для перехода к «Индустрии 4.0».
В октябре 2020 года мы представили Adaptive Execution — agile-метод реализации крупных проектов капитального строительства. Мы ожидаем, что при его применении капитальные затраты заказчиков энергетического сектора сократятся до 40%, сроки поставки — до 30%, а время на планирование и ввод в эксплуатацию — на 40%.
— Растет ли интерес предприятий к решениям, поддерживающим принципы устойчивого развития?
— Устойчивость становится значимым фактором повышения конкурентоспособности и капитализации для нас и наших заказчиков. Мы вместе движемся к углеродной нейтральности, стремимся минимизировать вредные выбросы. Ведь потребителям по всему миру становится все более важен не только сам продукт, но и то, как он был произведен.
Более половины доходов АВВ в 2019 году (общий объем — $28 млрд) приходилось на продукты, которые напрямую или косвенно уменьшают выбросы парниковых газов. Речь идет о более энергоэффективных приводах, средствах автоматизации для оптимизации использования ресурсов, а также программном обеспечении, повышающем использование возобновляемых источников энергии. Наша цель — к 2030 году помочь заказчикам сократить выбросы СО₂ на 100 мегатонн ежегодно.
В России устойчивое развитие также перерастает в бизнес-необходимость для многих компаний независимо от сектора и размера бизнеса.
— Что будет в дальнейшем стимулировать цифровизацию российской промышленности?
— Внедрение современных технологий для автоматизации, электрификации и цифровизации будет способствовать скорейшему переходу экономики на новый уровень развития. Мы наблюдаем, как конкретные шаги для поддержки цифровизации промышленных предприятий предпринимаются на государственном уровне. Например, в рамках специальной платформы проекта «Цифровая экономика РФ» будет оценен уровень цифровой зрелости промышленности. Заинтересован в интеграции цифровых решений и автоматизации производственной деятельности и сам бизнес.
Мы со своей стороны предоставляем заказчикам в России широкий портфель продуктов и комплексных решений в области автоматизации, электрификации и цифровизации технологических процессов, включая распределенную систему управления, обслуживание в течение всего жизненного цикла, а также решения, специально разработанные для определенных отраслей.