Тенденции ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Пандемия открыла россиянам собственную страну

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Коллапс на рынке международного туризма дал шанс развитию внутренних направлений: в ближайшие десять лет отрасль ждет роста инвестиций, количества объектов размещения и развития новых курортов.

Снижение международной туристической активности привело к неопределенности в секторе, который развивает до 50 смежных отраслей. Туристический сектор формирует около 3,5% прямых доходов глобального ВВП, а с учетом мультипликативного эффекта — все 10%, создавая более 300 млн рабочих мест, приводит данные Всемирная туристская организация ООН (UNWTO).

По оценкам UNWTO, в 2020 году мировой туризм потерял $1,3 трлн, под угрозой оказались до 120 млн рабочих мест. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), только в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 2020-м потери сектора составили 53,7% ($1,645 млрд) и 34,1 млн рабочих мест.

По статистике Ростуризма, въезд в нашу страну иностранных туристов сократился почти в четыре раза по сравнению с 2018 годом и в 2020-м составил чуть более 6 млн человек. Почти в 3,5 раза снизилось число поездок россиян за рубеж, до чуть более 12 млн.

По данным комитета Совета Федерации по социальной политике, в 2020 году россияне совершили на 43% меньше поездок по стране, чем до пандемии. Оборот отрасли в России по итогам прошлого года сократился на 60% по сравнению с 2019-м, или на 2,1 трлн руб. По данным Ассоциации туроператоров (АТОР), турпоток в летний сезон 2020 года был на 30% меньше, чем в 2019-м. Однако в этом году эксперты отрасли прогнозируют прирост туристов на 20–30% по отношению к прошлому году, то есть как минимум выход рынка на показатели 2019 года.

Стимул для поездок по стране

Соотношение внутреннего туризма к выездному под влиянием пандемии впервые составило 90 к 10%, отмечает вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин.

Ограничения на выезд за рубеж и опасение путешествовать за границу, которое наблюдается у 40% россиян, поддерживает высокий спрос на туры по стране, говорит исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

Акция с кешбэком дала внутреннему туризму дополнительный стимул, отмечает Майя Ломидзе. Программа увеличила спрос на внутренние поездки на 20%, ссылаются в АТОР на данные соцопроса. Напомним, в августе прошлого года Ростуризм запустил госпрограмму субсидирования поездок по России, которая предусматривает возврат потребителям до 20% затрат на поездку при оплате картой «Мир». В этом году бюджет программы уже составил 6,7 млрд руб.

По данным Юрия Барзыкина, за четыре месяца (август, октябрь—декабрь) 2020 года программой субсидирования воспользовались около 300 тыс. человек, а в этом году — уже более 700 тыс.

По данным туроператора «Алеан», загрузка региональных санаторно-курортных средств размещения в низкий сезон 2020 года выросла до 80%, а спрос на региональный продукт в целом увеличился на 50%. Калининград, например, стал лидером всех этапов кешбэка. На Башкирию во время первого этапа программы пришлось около 10% заявок.

В целом спрос на курорты страны вырос в 2,5 раза по сравнению с 2019 годом, отмечает руководитель «Алеана» Илья Уманский. Около 70% всех туристов едут на курорты Краснодарского края, в Крым и Кавказские Минеральные Воды, которые обладают самой большой емкостью номеров. Более чем в 3,5 раза вырос спрос и на альтернативные направления, в том числе Мурманск, Калининград, Башкирию, Дагестан и Северную Осетию.

Потенциал внутреннего туризма — по меньшей мере 60 млн путешественников, говорит Илья Уманский.

В будущем программа туристического кешбэка в России может стать круглогодичной. Как говорится в официальном комментарии главы Ростуризма Зарины Догузовой, на поддержку спроса на поездки внутри страны в низкий сезон в 2022–2024 годах будет ежегодно выделяться по 5 млрд руб.

Новое качество

Однако требования россиян к сервису изменились, отмечают эксперты. Большая часть тех, кто сознательно выбирает отдых в России, достаточно обеспеченные люди, привыкшие отдыхать за рубежом, отмечает Майя Ломидзе. По ее словам, растет популярность четырех— и пятизвездочных отелей со своей территорией, хорошим сервисом и дополнительными услугами. При этом пока спрос на них в России превышает предложение.

Компании и отельеры инвестируют в улучшение сервиса, но над этим в целом еще предстоит много работать, отмечает руководитель отдела по связям с общественностью «TUI Россия» Ольга Иванова.

Например, управляющий партнер Hotelite Group Алексей Волов из частной поездки по Крыму сделал вывод, что сложившаяся монополия на местном туристическом рынке привела к серьезному росту цен, в то время как качество сервиса осталось на прежнем уровне.

После пандемии, по мнению экспертов, одним из драйверов развития внутреннего туризма должен стать нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства». Он призван решить большинство проблем отрасли — в том числе нехватку инфраструктуры и кадров, дороговизну перевозки и отсутствие стандартов на услуги. К 2030 году количество турпоездок по стране должно увеличиться в 2,2 раза (по сравнению с 2019-м), до 140 млн, экспорт туристических услуг — в два раза, до $22,5 млрд, количество рабочих мест в отрасли — в 1,8 раза, до 4,7 млн.

Нацпроект предусматривает госфинансирование отрасли в размере 2 трлн руб. в ближайшие девять лет.

С помощью государственно-частного партнерства, доступных кредитов, выделения площадей под развитие и застройку и госинвестиций корпорация «Туризм.РФ» должна привлечь в отрасль еще 1,7 трлн руб. частных инвестиций. Бизнес уверен, что если обещанное будет реализовано, то отрасль способна стать одной из системообразующих.

Внутренний туризм на невероятном подъеме, и задача — создать условия, чтобы и впредь путешественники выбирали отдых в родной стране, считает Илья Уманский.

Регионы уже пересмотрели отношение к туризму как способу развития территорий, отмечает Майя Ломидзе.

Туристические цифры

Россия — пятая в мире по объему выездного туризма, наши граждане тратят в турпоездках за рубеж $36 млрд в год. По объему въездного туризма Россия занимает 35-е место в мире. В 2019 году доля США составила 14%, а России — 1% от общего объема рынка международного туризма ($1478 млрд). При этом средний чек туриста США составил $2670, России — $450.

$11 млрд — объем экспорта услуг категории «поездки», $7 млрд приносят нам туристы из дальнего зарубежья. Такие данные приводят авторы презентации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

Туристы на экспорт

Восстановление выездного туризма займет два-три года и более, считает Юрий Барзыкин. Туристический рынок ждет, когда откроются Турция и Египет — страны, куда можно генерировать массовые туристические потоки. Например, ранее около 70% россиян выезжали в Турцию.

По-прежнему закрыты вся Юго-Восточная Азия и почти вся Европа — Италия, Испания, Франция, Финляндия. Мировое сообщество обсуждает введение для путешествующих паспортов здоровья. И хотя пока такая мера официально не введена, те немногие страны, которые сегодня принимают российских туристов, требуют справки о прививке или результаты теста на коронавирус.

С января в России должны были заработать электронные визы для иностранцев, но пока они тоже заморожены. Как только обстановка нормализуется, это должно способствовать увеличению и въездного потока, считают эксперты.

От первого лица «У бизнеса должна появиться мотивация сокращать углеродный след»
Материалы выпуска
Событие О новый дивный посткризисный мир
От первого лица «Мы продаем уже не столько топливо, сколько стратегию и технологии»
От первого лица «Цифра» стала одним из ключевых инструментов повышения эффективности»
Тенденции Как мировая экономика преодолевает коронакризис
От первого лица «Никто не покупает презентации, нужны готовые прототипы»
Решения Здравоохранение подключает искусственный интеллект
От первого лица «Люди готовы делить джеты с другими пассажирами»
Рыночный расклад Офисы и торговые центры выходят из заморозки
От первого лица «Все больше людей понимают новый стиль вождения: цифровой, захватывающий»
Практика Квалифицированные кадры снова в дефиците
От первого лица «Цифровые производства сохраняют продуктивность даже в удаленном формате»
Тенденции Пандемия открыла россиянам собственную страну
От первого лица «У бизнеса должна появиться мотивация сокращать углеродный след»
Компетенция «Спрос на облигации устойчивого развития будет только расти»
Компетенция «Спрос на качественные продукты питания сегодня превышает предложение»
Скачать Содержание
Закрыть