— Почему тема декарбонизации российского промышленного сектора сегодня особенно актуальна?
— Декарбонизация уже достаточно давно является одной из ключевых международных тем. Новые вызовы, такие как пандемия COVID-19, усилили фокус на экологической повестке.
В прошлом году Европейский союз объявил о планах по введению трансграничного углеродного регулирования. Конкретные механизмы взимания данного налога пока не определены. По оценкам аналитиков, эффект для РФ может составить порядка €2–6 млрд ежегодно, около половины будет приходиться на продукцию компаний нефтегазового сектора. При этом указанные средства будут направляться не на модернизацию и поддержку усилий по декарбонизации российской экономики, а в бюджеты европейских стран.
Важно, чтобы встречные меры России не стали исключительно дополнительным налоговым бременем, но послужили стимулом для инвестирования российскими промышленными предприятиями в «озеленение». Это предполагает разработку собственного углеродного законодательства и согласование с европейскими регуляторами механизма по избежанию двойного налогообложения.
— Какова роль вашей компании в этих процессах и как она появилась?
— Мы уже не первый год интересуемся тенденциями в области повышения экологичности. Для традиционного энергетического бизнеса происходящие изменения, очевидно, представляют собой угрозу, однако они же открывают и новые возможности. Мы предпочитаем фокусироваться на возможностях. Площадка ПМЭФа — хорошая стартовая точка для открытого диалога и, самое главное, для начала активной практической работы по запуску пилотных проектов. В преддверии форума была учреждена специализированная компания ООО «ГринЭко Инвест». Она станет платформой для «зеленых» инвестиций и нацелена на поиск и развитие проектов в сфере декарбонизации, в том числе стартапов.
В течение последнего года нам удалось сформировать команду, привлечь ведущих специалистов с экспертизой в области декарбонизации и «зеленой» энергетики.
Было собрано порядка 7 млрд руб., включая собственный капитал и деньги частных инвесторов. Средства будут целевым образом направляться на инвестирование в перспективные стартапы и на развитие собственных пилотных проектов. Компания «ГринЭко Инвест» будет выполнять функцию управляющей компании для указанных бизнесов.
Сегодня мы успешно торгуем «зелеными» сертификатами на ключевых мировых биржах. Активно прорабатываем возможность инвестирования в ряд проектов. В частности, рассматриваем инвестиции в устойчивые сельскохозяйственные проекты, позволяющие существенно сократить выбросы парниковых газов, а также в развитие технологий по хранению водорода в Европейском союзе, проекты по лесовосстановлению в Новой Зеландии.
Не менее пристальное внимание уделяется и российским проектам: мы активно обсуждаем возможности сотрудничества с российским стартапом, предлагающим инновационные решения по повышению энергоэффективности крупных предприятий, в первую очередь НПЗ, нефтехимических заводов, предприятий энергетики. В части собственных проектов работаем в направлении создания совместно с регулирующими органами платформы для измерения и верификации эмиссий парниковых газов российскими предприятиями и над запуском в РФ проектов по повышению эффективности управления лесным хозяйством. Такие проекты успешно реализуются в мире. Хотим воплотить в жизнь аналогичные проекты в российских регионах.
Отмечу, что мы делаем упор именно на скорейшем запуске пилотных проектов. Регулирование сегодня еще находится в стадии разработки, и обычно такие процессы занимают длительное время. Многие игроки боятся принимать инвестиционные решения в регуляторном вакууме и ждут, пока законодательное окружение будет полностью сформировано. Мы же выступаем за начало практической реализации уже сегодня, выстраивая параллельно диалог с регуляторами.
— Как такой диалог может быть реализован на практике?
— Для создания платформы по измерению и верификации выбросов парниковых газов важно скоординировать усилия между государством — как на федеральном, так и на региональном уровне — и бизнесом. Государство активно разрабатывает необходимое регулирование. Недавно принятый законопроект «Об ограничении выбросов парниковых газов» стал первым шагом.
Также критически важно добиться признания мировым сообществом внедряемого в РФ механизма измерения выбросов, чтобы российские производители уплачивали налоги с учетом эффективности конкретных предприятий, а не на базе неких среднеотраслевых индикаторов. Тогда у бизнеса будет реальная мотивация сокращать углеродный след своих производственных мощностей.
Успешная реализация пилотных проектов позволит адаптировать лучшие мировые практики в РФ и далее масштабировать полученные результаты на предприятиях нашей страны. Указанную задачу целесообразно решать в рамках ГЧП, где у государства будет в первую очередь регулирующая и контрольная роль, а воплощение поставленных задач возьмет на себя бизнес.
— В какие сроки все это могло бы заработать?
— Сложно предсказывать конкретные сроки внедрения системы измерения и верификации выбросов в масштабах страны, учитывая, что ЕС активно занимается данной историей с 2005 года, но европейское регулирование до сих пор находится в процессе доработки.
Мы ставим себе цель реализовать первые пилотные проекты по измерению и верификации выбросов на базе ряда нефтегазовых предприятий в течение года.