Тенденции , Весь мир ,  
0 

Работодатели меняют кадровую политику

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Острая нехватка рабочей силы заставляет бизнес подстраиваться под требования соискателей.

Кадровый голод охватил практически все отрасли. По данным hh.ru, конкуренция на рынке в среднем составляет четыре резюме на одну открытую вакансию. К ИТ-специалистам, которые несколько последних лет возглавляют ренкинг по дефицитности, присоединился рабочий персонал, работники из области консультирования, страхования, госслужбы, медицины и фармацевтики, туризма и HoReCa, а также строительства, отмечает руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова. В этих профессиональных областях конкуренция — ниже двух человек на место.

В условиях ограниченного потока трудовых мигрантов строительный бизнес, например, ввозит рабочих бортами, отмечает профессор практики департамента организационного поведения и УЧР Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Ольга Филатова: «Доставка, например, превратилась в востребованную высокооплачиваемую профессию». По ее словам, в Москве курьер зарабатывает до 100 тыс. руб. в месяц.

Кроме того, снижается производительность труда в результате выгорания сотрудников и отсутствия у них мотивации и текучести кадров, говорит Ольга Филатова. Многие работники предпочитают профессиональный фриланс, отмечает эксперт: «Опытные специалисты предпочитают жить по графику on-in-off и работать на отдельных проектах».

Представителей нового поколения, которое вошло в трудоспособный возраст, не устраивает сложившаяся в России традиция длительного рабочего дня, постоянных переработок и довольно медленного карьерного роста, говорит руководитель экспертного центра по трудовым отношениям и охране труда «Деловой России», партнер группы компаний SRG Виталий Федин. Как результат, растет текучка среди молодых работников, отмечает он: «В ряде компаний молодые коллективы в течение года обновляются полностью».

В последний раз сравнимый дефицит специалистов в стране наблюдался в начале 2000-х, напомнила доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» РЭУ имени Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец: «Если тогда проблема решалась повышением зарплаты, сейчас этого недостаточно. Соискатели сменили приоритеты и стали более требовательными». Ситуация подталкивает работодателя пересматривать привычные HR-стратегии, выстраивать целенаправленную работу с разными аудиториями соискателей и с рынком труда в целом.

Битва за место

Рейтинги работодателей — один из способов взаимодействия с рынком, отмечает Виталий Федин: «Участие в подобных конкурсах стимулирует привлечение и удержание кадров».

У качественного кандидата на руках, как правило, сразу несколько офферов, отмечает генеральный директор 2ГИС Вера Гармаш: «Мы видим, что кандидаты очень взвешенно принимают решение». Место в рейтинге лучших работодателей, по ее словам, обеспечивает узнаваемость HR-бренда.

В последние годы популярность таких рейтингов растет, рассказала директор бренд-центра hh.ru Нина Осовицкая: «Участие в рейтинге — в том числе бесплатный способ измерить силу своего HR-бренда, понять, сколько людей знают о компании и сколько из них хотят в ней работать». Число участников «Рейтинга работодателей России» от hh.ru. в прошлом году, например, по ее словам, выросло до 2 тыс., а количество финалистов — до 750. Для сравнения: в 2016 году, например, участие в рейтинге HeadHunter принимали 233 работодателя, в 2019-м — 243, а в 2020-м их уже было более 500.

В исследовании hh.ru анализируются общая HR-стратегия, стратегия найма, рабочая среда, программы обучения, корпоративная культура. А при оценке компаний учитываются как мнения соискателей, так и действующих сотрудников, а также экспертная оценка уровня развития HR-процессов и эффективности HR-подразделения.

Согласно результатам рейтинга-2021, передовые компании в целом подтверждают свои лидерские позиции среди работодателей. В категории компаний численностью более 5 тыс. человек список возглавил Сбербанк, поменявшись местами с лидером прошлого года — корпорацией «Росатом». На третьей строчке рейтинга зарегистрированная в Санкт-Петербурге «Газпром нефть», потеснившая на одну позицию Mars (занимает четвертое место). Среди крупных компаний (1000–5000 человек) первое место заняла 2ГИС. Годом ранее новосибирская ИТ-компания лидировала среди фирм среднего размера (250–1000 человек). На втором месте — поднявшийся за год на одну строчку в рейтинге фармпроизводитель Bayer, на третьем — телекоммуникационная компания Huawei, на четвертом — АО «Зарубежнефть».

В целом растет интерес средних компаний к рейтингу, отмечает Нина Осовицкая. По данным hh.ru, число компаний-участников численностью от 100 до 250 человек в 2021 году увеличилось на 51%, компании с занятостью от 250 до 1 тыс. человек — на 78%. В этой категории лидирует дебютант рейтинга — медиакомпания Okko. Второе место сохранила за собой ИТ-компания Nvidia, на третьем месте немного улучшивший прошлогодние показатели онлайн-кинотеатр ivi, на четвертом — инжиниринговая компания Siemens.

Среди небольших компаний (100–250 человек) верхние строчки рейтинга заняли сервисная компании Green, санкт-петербургская сеть гостиниц и ресторанов Хоккейный клуб СКА, ретейлер DeLonghi LLC и организатор международных бизнес-мероприятий челябинская BGS Group.

Участие в рейтинге hh.ru — это возможность заявить о себе и посостязаться по ряду показателей с крупными компаниями, известными по всей России, отмечает руководитель HR-отдела BGS Group Ирина Гудыма: «Это определенно повышает наш авторитет в глазах соискателей».

По словам директора Bayer по работе с персоналом в России и СНГ Натальи Лесик, сегодня бизнесу важно заявить о себе не только в своей отрасли, но и на более широкую аудиторию. Кроме того, по ее словам, рейтинг работодателей — дополнительный шанс для компании получить обратную связь на основе результатов опроса действующих сотрудников и оценки их удовлетворенности.

Чтобы средний бизнес мог выдержать жесткую конкуренцию на рынке труда с крупными работодателями, ему просто необходимо развивать HR-бренд, говорит Виталий Федин: «Фактически это обязательное условие для привлечения и удержания сотрудников».

Время перемен

Одно из направлений новых HR-стратегий в условиях дефицита кадров — создание условий, при которых работодатель может привлекать тех работников, которых ранее считал неподходящими, говорит Виталий Федин. Работодатели развивают системы адаптации и обучения, позволяющие быстро и относительно недорого освоить необходимые компетенции и погрузить их в свою корпоративную культуру, улучшают в целом условия труда и размер вознаграждений, отмечает эксперт.

Уже не так категоричны работодатели, например, когда речь идет об отсутствии у соискателя необходимого опыта работы, говорит Наталья Лесик: «Мы на протяжении последних шести лет развиваем стажерские программы для студентов».

По данным службы исследований hh.ru, наиболее важными в соискателях работодатели сегодня считают навыки взаимодействия с людьми, гибкость ума и клиентоориентированность. На первый план выходят адаптивность человека и его способность к развитию, соглашается Ольга Филатова: «Многие рекрутеры говорят, что берут вообще всех, кто доходит до интервью».

Бизнес готов к реорганизации должностей и изменению формы занятости, отмечает Ольга Филатова. Гибридные форматы в России, по ее словам, практикуют не только в ИТ-секторе, но и в телекоме, банковском секторе и даже ретейле.

Удержать и повысить производительность имеющегося кадрового ресурса — еще одна приоритетная задача в условиях дефицита, говорит Ольга Филатова: «Наиболее дальновидные работодатели буквально обучают линейных менеджеров распознавать накопившуюся физическую и психологическую усталость сотрудников и помогать им с этим справиться».

Работодатели активно возвращаются к схемам чуть ли не полного соцобеспечения, говорят эксперты. «Сейчас компании с легкостью «перекупают» ипотеки и займы тех, кто им нужен», — отмечает Вера Гармаш. Корпоративную школу или детский сад «перекупить» сложнее, поэтому бизнес старается закрыть все самые насущные потребности сотрудников и их семей — образовательные, медицинские, досуговые, даже бытовые.

Компании готовы брать обратно сотрудников, которые у них когда-то работали, идут навстречу их пожеланиям по графику, условиям и оплате труда, отмечает Людмила Иванова-Швец.

Скачать Содержание
Закрыть