Дефицит квалифицированных ИТ-кадров в России, по оценкам Минцифры РФ, достигает 1 млн человек в год. Розничная торговля занимает четвертое место по спросу на ИТ-специалистов после, собственно, ИТ, финансового сектора и услуг для бизнеса, свидетельствуют данные HeadHunter за 2021 год.
Рост объемов интернет-торговли и новые возможности по привлечению покупателей, которые открывают новейшие технологии, например интернет-вещей (IoT), сделали ретейл не просто конкурентоспособной, но в некоторых аспектах даже приоритетной отраслью для айтишников, отмечает руководитель направления подбора и адаптации персонала HeadHunter Олеся Плотникова. В отрасли, по ее словам, появилось много интересных продуктовых и технологических задач. Кроме того, по размерам зарплат, вознаграждений и программам карьерного развития ретейл сегодня не уступает топовым конкурентам из других отраслей, говорит Плотникова. Большое значение для соискателей, указывает она, приобретают бренд и его задачи, а также прямая польза разрабатываемых продуктов для клиентов.
Ретейл становится все более технологическим: на разработку, сопровождение, поддержку, обеспечение безопасности, аналитику данных требуется во много раз больше специалистов, чем до пандемии, комментирует операционный менеджер «Kelly Services ИТ решения» Евгения Дельнова. Сотрудники и покупатели таких крупнейших ретейлеров, как «М.Видео-Эльдорадо», уже вряд ли представят свою жизнь без появившихся возможностей — гибридного формата работы, учета рабочего времени с помощью биометрии, доставки электроники «от 15 минут», а также рекомендательных сервисов и доступа к «бесконечной полке» со своего смартфона.
Цифровая зрелость
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2021 году аудитория интернет-торговли выросла до 70 млн человек, что отражает возросший спрос в отрасли на ИТ-специалистов. В первую очередь востребованы разработчики, DevOps-инженеры и тестировщики ПО, свидетельствуют данные порталов SuperJob и HeadHunter.
В компании «М.Видео-Эльдорадо» подтверждают высокий спрос на разработчиков, тестировщиков, аналитиков, архитекторов и продуктологов.
Александр Соколовский, директор по информационным технологиям «М.Видео-Эльдорадо»:
«За прошлый год, например, в компании было сформировано более 100 команд, отвечающих за постоянное развитие собственных ИТ-продуктов, а в целом число собственных ИТ-специалистов выросло вдвое — до 1200 человек».
К середине 2022 года все команды в компании, по его словам, перейдут на продуктовый подход по принципам DevOps. В 2022 году компания планирует увеличить штат еще на 650 сотрудников, а к 2023 году общая численность ИТ-команды может превысить 2,4 тыс. человек, т.е. увеличится в три раза по сравнению с допандемийным штатом. Ретейлер сегодня работает на микросервисной архитектуре, переходит на облачную инфраструктуру, развивает собственную платформу данных и продукты на основе машинного обучения, включая речевую и видеоаналитику, рекомендательные сервисы и персонализацию, прогнозирование ассортимента, спроса и продаж.
Средний индекс цифровой зрелости традиционного ретейла в мире, включая такие сети, как Tesco, Walmart, составляет 50–60 пунктов. Лидеры онлайн-торговли, как Amazon, имеют индекс в 80–90 п., по данным McKinsey. Индекс «М.Видео-Эльдорадо» приближается к 77 п. Почти 70% оборота компании в 2022 году приходится на онлайн-продажи против 40% к началу 2020 года.
Новые задачи
Развитие диджитализации и поддержание омниканальной бизнес-модели — составляющие, необходимые для удержания доли рынка в среднесрочной перспективе, отмечает аналитик департамента исследований SOVA Capital Леонид Синютин. По его словам, необходимость успешно конкурировать с маркетплейсами, наращивать продажи и привлекать новых клиентов требует комплексной цифровой трансформации с фокусом на лучший на рынке клиентский сервис.
Так, согласно цифровой стратегии «М.Видео-Эльдорадо», оборот компании должен вырасти до 1 трлн руб. к 2025 году, в том числе за счет роста объема собственных разработок и развития технологического мышления у сотрудников, чтобы розничный персонал стал проводником инновационного подхода по интеграции всех каналов взаимодействия с клиентом в единый бесшовный опыт, а офисные сотрудники эффективно работали в кросс-функциональных командах. Также компания планирует развивать собственные финтехпродукты и втрое расширить команду финтехнаправления.
Алина Рыженкова, директор по управлению персоналом группы «М.Видео-Эльдорадо»:
«Для совершенствования цифровых компетенций компания создала «Цифровую академию» для всех сотрудников компании. По программе обучения product-management 30 сотрудников сменили профессию и стали junior-продактами, а более 90 действующих менеджеров развили цифровые компетенции и возглавили новые продуктовые команды».
В запущенной в конце 2021 года Agile-школе «М.Видео-Эльдорадо» 14 человек обучились новой цифровой профессии — agile-коучей. В 2022 году для сотрудников будут запущены школы разработки и аналитики. «Мы стремимся, чтобы наш бренд дополнял все ключевые атрибуты ретейла своим фокусом на высокую эффективность в ежедневных операциях, смелостью в инновациях и высоким качеством собственных цифровых продуктов. Приоритетом становится создание баланса между развитием диджитал-проектов с акцентом на продуктовый подход и ежедневной операционной эффективностью, а основой — ESG-стратегия группы», — пояснила Алина Рыженкова.
Кадровый резерв
Годовой прирост заработных плат в сфере ИТ, по данным SuperJob, стал в 2021 году рекордным за 14 лет наблюдений и составил 23,3% (в номинальном выражении без учета инфляции). «Мы ожидаем, что еще минимум два года ситуация будет развиваться по схожему сценарию», — комментирует консультант направления IT & Telecoms рекрутинговой компании Hays Элиса Данильсон.
Кроме денег, большинству специалистов очень важны интересность задач и возможность удаленной работы, отмечает Евгения Дельнова. Согласно результатам опроса представителей ИТ-отрасли, проведенного Hays, наряду с заработной платой (ключевой фактор для 80% соискателей), значение для айтишников имеют проекты (54%), график работы (37%), репутация работодателя (34%), возможность карьерного роста (32%).
Ретейл, отмечает CIO «М.Видео-Эльдорадо», может быть интересен разработчикам не только из-за свободы действий, но и из-за возможности создавать продукты на основе ML/AI, которых еще нет на рынке и которые изменят покупательский опыт миллионов россиян.
Бренды ретейл-компаний трансформируются в бренды высокотехнологичного бизнеса, привлекательные для айтишников, говорит президент коммуникационной группы «МедиаЛайн» Лариса Рудакова. Так, «М.Видео-Эльдорадо» создала единое agile-комьюнити с помощью внутренних митапов, внедрила уникальный формат удаленной работы в туристических коливингах, а также запустила интерактивный маркетплейс рабочего времени. Собственные нестандартные ИТ-проекты, такие как первый в РФ экологический хакатон Drone Ecozone, отметила эксперт, позволили повысить узнаваемость бренда — среди ИТ-аудитории она достигла более 50%, а показатель вовлеченности персонала вырос до 80%. Российский кадровый рынок начинает интересоваться стремительной цифровизацией в ретейле.