Идея воспитания ребенка билингвом — имеющим два родных языка — приобретает все большую популярность среди родителей. При этом билингвальность следует отличать от раннего развития и изучения языков. Идея не так хороша, как может показаться: дети-билингвы часто позже начинают читать, хуже учатся в школе, у них сложнее может проходить социализация.
Процесс усвоения языков у детей и взрослых различается не так сильно, как многим кажется. Нельзя рассчитывать, что ребенок легко овладеет языком без специальной подготовки. От сверстников он усвоит в лучшем случае бытовой язык. Недостаток сложной речи смогут восполнить только занятия с педагогом: расширять словарный запас, применять сложные конструкции и в целом понимать логику языка — это очень важно.
В основе интеллектуального развития ребенка лежит развитие физиологическое. Эти процессы должны протекать в соразмеренном темпе. Нельзя «перепрыгивать» этапы. От не соответствующих возрасту нагрузок страдают когнитивные функции, что тормозит развитие ребенка. Чтобы в шесть лет он играл в шахматы, хорошо учился в школе, в три года нужно заниматься лепкой, а не изучением нескольких языков.
Для овладения иностранным языком на высоком уровне необходимо уверенное знание родного языка. Если ребенок знает только три синонима слова, то и в другом языке ему не будет нужно больше. В образованных семьях словарный запас детей становится достаточным к пяти-шести годам. К этому времени нервная система ребенка готова к серьезным интеллектуальным нагрузкам, и можно начинать изучение языков.
Важно, чтобы в школе велось преподавание общеобразовательных предметов на иностранном языке. Это помогает задействовать различные навыки — восприятие на слух, чтение учебной литературы и говорение. Такой подход реализован в школах Казахстана, Сингапура и других стран, и дети там демонстрируют высокий уровень владения языком. Чтение книг в оригинале, просмотр фильмов и мультфильмов без перевода помогает создать языковую среду дома. Поездки в детские языковые лагеря снимают языковой барьер. Для быстрого прогресса в изучении языка необходимо использовать все эти ресурсы.