— Что ждет сегодняшних школьников через пять—десять лет? Как система образования может подготовить к новым реалиям?
— Компьютеризация нивелирует ценность доступа к знаниям, которую ранее, будучи основной точкой доступа к ним, обеспечивала система образования. Сегодня система образования вынужденно переживает революцию, аналогичную периоду изобретения печатного станка, когда диалог между учителем и учеником перестал быть единственным и основным способом передачи знаний — их стали распространять книги. Хорошо известная нам классно-урочная система школ появилась еще в XVI–XVII веках и успешно работала до ХХ века. Однако с распространением компьютеров и общедоступности знаний вся эта конструкция стала требовать изменений.
Новые задачи образования подразумевают не только и не столько получение знаний, но и формирование навыков и развитие личности ребенка, стимулирование его интереса к самостоятельному исследованию мира. Главный навык сегодня — это умение учиться, получать нужные знания, выделять из них самое важное и применять на практике. Классическое образование — не только в России, но и глобально — эту задачу, увы, уже не решает.
Сложившаяся система образования остается основным транслятором знаний, однако ей все сложнее успевать за трансформацией мира. Старая парадигма, старые подходы и учителя, которых учили по старым лекалам, уже не решают современных задач.
— Каковы новые принципы обучения или передовые практики, отвечающие актуальным запросам общества?
— Основой нового образовательного подхода должна быть исследовательская деятельность, которая учит ребенка при столкновении с неизведанным задавать вопросы и наполнять свой багаж знаний через систему познания. Второй важный момент — обеспечение целостности восприятия мира через кросс-дисциплинарный подход, знания по разным предметам преподносятся в рамках одной обобщающей темы, чтобы формировать целостное представление о мире. Эти аспекты учитывает, например, международная система International Baccalaureate (IB), которая за последние 50 лет зарекомендовала себя в глобальной практике — диплом IB является сегодня одним из самых востребованных.
В целом задача, которую решает хорошее образование, в том, чтобы предугадать тренд и подготовить ребенка к изменениям в мире и к тому, как этот мир будет устроен через 10–15 лет. Например, стандарты IB помогут сегодняшним ученикам выстоять в условиях возрастающей глобальной конкуренции.
— Как можно стимулировать проникновение новой парадигмы в российскую систему образования?
— Интеграция IB в России уже идет, но ее примеры встречаются преимущественно в частном образовании, хотя и там крайне редко можно увидеть примеры, позволяющие получать два диплома — российского и международного образцов. Постепенно в этот процесс включаются и государственные школы.
Мы видим в России растущий спрос на те навыки, которые развивают в рамках программ IB. Все заинтересованы в том, чтобы рядом работали люди с высоким уровнем ответственности и способные принимать правильные решения, с одной стороны, а также адекватно оценивающие себя и способные к эмпатии — с другой.
Ключевая проблема, которая ограничивает проникновение стандартов IB в России, — отсутствие кадров. Вместо прежнего принципа учителя — «я все знаю, делай, как я» — IB предлагает новую парадигму: «я помогу тебе сделать самому». Но таких учителей также надо сначала вырастить. А подавляющее большинство учебных заведений ориентируются пока на методы прошлого.
Задача, которую в этой ситуации стремимся решить мы в школе One!, — обеспечить детям образование международного уровня, чтобы наши выпускники смогли поступить в топ-200 университетов мира и с полученными знаниями, навыками, связями, вернувшись в Россию, смогли применить их и участвовать в выведении на новый уровень технологического развития нашу страну.