«Задача образования — угадать тренд и подготовить ребенка к изменениям»
Материалы выпуска
Реформа нового класса Решения «Общество вступает в экономику образования» Компетенция «На Западе никто не стремится сделать из человека википедию» Решения Ставка на вузы Решения «Из-за отказа от доски с мелом дети теряют элементарные навыки» Инструменты Зачет по креативу Решения «Задача образования — угадать тренд и подготовить ребенка к изменениям» Инновации «В Англии уже в школе есть доступ к самым последним технологиям» Инструменты Воспитание центениалов Инновации «Творческий процесс сложно отключить с окончанием рабочего дня» Инновации «Вузы США и Великобритании заинтересованы в талантливых студентах из РФ» Рынок «Цифра» пошла в школу Инновации «В центре обучения всегда должен оставаться ребенок, его образ жизни» Инструменты «Использование компьютера и интернета обогащает обучение» Инструменты Игра для школы и для резюме Инструменты «Мы учим мозг полноценно справляться с двумя действиями одновременно» Инструменты «Шахматы дают навыки постановки и достижения целей» Инновации «В три года нужно заниматься лепкой, а не изучением языков» Решения Во что превратились спецшколы Компетенция «Мы стремимся вырастить гибкую и креативную личность» Инновации «Детям нужны эмоциональные спортивные шоу в реальной жизни» Инструменты «Бизнес заинтересован повышать научно-техническую грамотность молодежи» Инструменты
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска
Реформа нового класса
«Общество вступает в экономику образования»
«На Западе никто не стремится сделать из человека википедию»
Ставка на вузы
«Из-за отказа от доски с мелом дети теряют элементарные навыки»
Зачет по креативу
«В Англии уже в школе есть доступ к самым последним технологиям»
Воспитание центениалов
«Творческий процесс сложно отключить с окончанием рабочего дня»
«Вузы США и Великобритании заинтересованы в талантливых студентах из РФ»
«Цифра» пошла в школу
«В центре обучения всегда должен оставаться ребенок, его образ жизни»
«Использование компьютера и интернета обогащает обучение»
Игра для школы и для резюме
«Мы учим мозг полноценно справляться с двумя действиями одновременно»
«Шахматы дают навыки постановки и достижения целей»
«В три года нужно заниматься лепкой, а не изучением языков»
Во что превратились спецшколы
«Мы стремимся вырастить гибкую и креативную личность»
«Детям нужны эмоциональные спортивные шоу в реальной жизни»
«Бизнес заинтересован повышать научно-техническую грамотность молодежи»

«Задача образования — угадать тренд и подготовить ребенка к изменениям»

О принципах новой системы образования РБК+ рассказал основатель международной школы One! Максим Натапов.
Фото: Пресс-служба

— Что ждет сегодняшних школьников через пять—десять лет? Как система образования может подготовить к новым реалиям?

— Компьютеризация нивелирует ценность доступа к знаниям, которую ранее, будучи основной точкой доступа к ним, обеспечивала система образования. Сегодня система образования вынужденно переживает революцию, аналогичную периоду изобретения печатного станка, когда диалог между учителем и учеником перестал быть единственным и основным способом передачи знаний — их стали распространять книги. Хорошо известная нам классно-урочная система школ появилась еще в XVI–XVII веках и успешно работала до ХХ века. Однако с распространением компьютеров и общедоступности знаний вся эта конструкция стала требовать изменений.

Новые задачи образования подразумевают не только и не столько получение знаний, но и формирование навыков и развитие личности ребенка, стимулирование его интереса к самостоятельному исследованию мира. Главный навык сегодня — это умение учиться, получать нужные знания, выделять из них самое важное и применять на практике. Классическое образование — не только в России, но и глобально — эту задачу, увы, уже не решает.

Сложившаяся система образования остается основным транслятором знаний, однако ей все сложнее успевать за трансформацией мира. Старая парадигма, старые подходы и учителя, которых учили по старым лекалам, уже не решают современных задач.

— Каковы новые принципы обучения или передовые практики, отвечающие актуальным запросам общества?

— Основой нового образовательного подхода должна быть исследовательская деятельность, которая учит ребенка при столкновении с неизведанным задавать вопросы и наполнять свой багаж знаний через систему познания. Второй важный момент — обеспечение целостности восприятия мира через кросс-дисциплинарный подход, знания по разным предметам преподносятся в рамках одной обобщающей темы, чтобы формировать целостное представление о мире. Эти аспекты учитывает, например, международная система International Baccalaureate (IB), которая за последние 50 лет зарекомендовала себя в глобальной практике — диплом IB является сегодня одним из самых востребованных.

В целом задача, которую решает хорошее образование, в том, чтобы предугадать тренд и подготовить ребенка к изменениям в мире и к тому, как этот мир будет устроен через 10–15 лет. Например, стандарты IB помогут сегодняшним ученикам выстоять в условиях возрастающей глобальной конкуренции.

— Как можно стимулировать проникновение новой парадигмы в российскую систему образования?

— Интеграция IB в России уже идет, но ее примеры встречаются преимущественно в частном образовании, хотя и там крайне редко можно увидеть примеры, позволяющие получать два диплома — российского и международного образцов. Постепенно в этот процесс включаются и государственные школы.

Мы видим в России растущий спрос на те навыки, которые развивают в рамках программ IB. Все заинтересованы в том, чтобы рядом работали люди с высоким уровнем ответственности и способные принимать правильные решения, с одной стороны, а также адекватно оценивающие себя и способные к эмпатии — с другой.

Ключевая проблема, которая ограничивает проникновение стандартов IB в России, — отсутствие кадров. Вместо прежнего принципа учителя — «я все знаю, делай, как я» — IB предлагает новую парадигму: «я помогу тебе сделать самому». Но таких учителей также надо сначала вырастить. А подавляющее большинство учебных заведений ориентируются пока на методы прошлого.

Задача, которую в этой ситуации стремимся решить мы в школе One!, — обеспечить детям образование международного уровня, чтобы наши выпускники смогли поступить в топ-200 университетов мира и с полученными знаниями, навыками, связями, вернувшись в Россию, смогли применить их и участвовать в выведении на новый уровень технологического развития нашу страну.