В эпоху всеобщей доступности информации и знаний ключевой компетенцией становится способность их использовать. Сегодня информацию можно найти в Google, на этом фоне западная система образования, где не принято фокусироваться на теоретическом материале, но важно уметь критически мыслить, начинает выигрывать.
На Западе никто не стремится сделать из человека «википедию». В американских вузах, например, учат анализировать разные источники, делать выводы из неполной информации, решать практические задачи. Это ключевые навыки, они необходимы в любой работе.
В России, наоборот, очень сильная теоретическая база, только тут тригонометрические формулы учат наизусть. Но при этом растет разрыв между областью знаний и их применением. Задаваться вопросом практического применения знаний не принято: зачастую даже сами педагоги не знают, как ученик сможет их использовать в жизни, работе. Эта фундаментальная проблема системы и на уровне школы, и в вузах.
Контраст между двумя стилями образования очевиден: манера поведения педагогов в США — совместное решение конкретных задач и проблем, доступность передовых лабораторий, исследовательская работа с первого курса, связь образования с запросом рынка труда — все это сегодня говорит в пользу зарубежных университетов. Поступая в топовый американский вуз, я был уверен, что получу высокооплачиваемую работу и смогу выбрать, в какой стране делать карьеру.
На данном этапе студенты в России, заинтересованные в получении практических навыков до начала своей профессиональной карьеры, чаще всего прибегают к помощи тренеров и платных курсов. Скорее всего, на ранних этапах дальнейшего развития образования в России эта ниша будет заполнена компаниями и частными образовательными организациями. Но если Россия хочет успешнее конкурировать на мировой арене кадров, то понадобятся более глубокие изменения в образовательной системе.