Игра для школы и для резюме
Материалы выпуска
Реформа нового класса Решения «Общество вступает в экономику образования» Компетенция «На Западе никто не стремится сделать из человека википедию» Решения Ставка на вузы Решения «Из-за отказа от доски с мелом дети теряют элементарные навыки» Инструменты Зачет по креативу Решения «Задача образования — угадать тренд и подготовить ребенка к изменениям» Инновации «В Англии уже в школе есть доступ к самым последним технологиям» Инструменты Воспитание центениалов Инновации «Творческий процесс сложно отключить с окончанием рабочего дня» Инновации «Вузы США и Великобритании заинтересованы в талантливых студентах из РФ» Рынок «Цифра» пошла в школу Инновации «В центре обучения всегда должен оставаться ребенок, его образ жизни» Инструменты «Использование компьютера и интернета обогащает обучение» Инструменты Игра для школы и для резюме Инструменты «Мы учим мозг полноценно справляться с двумя действиями одновременно» Инструменты «Шахматы дают навыки постановки и достижения целей» Инновации «В три года нужно заниматься лепкой, а не изучением языков» Решения Во что превратились спецшколы Компетенция «Мы стремимся вырастить гибкую и креативную личность» Инновации «Детям нужны эмоциональные спортивные шоу в реальной жизни» Инструменты «Бизнес заинтересован повышать научно-техническую грамотность молодежи» Инструменты
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска
Реформа нового класса
«Общество вступает в экономику образования»
«На Западе никто не стремится сделать из человека википедию»
Ставка на вузы
«Из-за отказа от доски с мелом дети теряют элементарные навыки»
Зачет по креативу
«Задача образования — угадать тренд и подготовить ребенка к изменениям»
«В Англии уже в школе есть доступ к самым последним технологиям»
Воспитание центениалов
«Творческий процесс сложно отключить с окончанием рабочего дня»
«Вузы США и Великобритании заинтересованы в талантливых студентах из РФ»
«Цифра» пошла в школу
«В центре обучения всегда должен оставаться ребенок, его образ жизни»
«Использование компьютера и интернета обогащает обучение»
«Мы учим мозг полноценно справляться с двумя действиями одновременно»
«Шахматы дают навыки постановки и достижения целей»
«В три года нужно заниматься лепкой, а не изучением языков»
Во что превратились спецшколы
«Мы стремимся вырастить гибкую и креативную личность»
«Детям нужны эмоциональные спортивные шоу в реальной жизни»
«Бизнес заинтересован повышать научно-техническую грамотность молодежи»

Игра для школы и для резюме

Умение играть в интеллектуальные игры является одним из негласных критериев работодателей при найме топ-менеджеров. Шахматы могут стать первой игрой в обязательной программе российской школы.
Фото: Getty Images Russia

На Земле 70% взрослого населения в какой-то момент жизни играли в шахматы, следует из данных международной исследовательской компании YouGov. В 2017 году в рейтинге Международной шахматной федерации (ФИДЕ) были зарегистрированы 724,8 тыс. шахматистов, выступающих на международных турнирах.

Российская школа — самая многочисленная: доля наших шахматистов в рейтинге ФИДЕ составляет почти 10% от общего числа игроков (70,4 тыс. человек), на втором месте Индия — 9,6% (69,8 тыс.). Французы составляют около 7% (49 тыс.), испанцы чуть более 6,2% (45,4 тыс.), немцы почти 5% (34,5 тыс.), китайских игроков менее 1% (2440).

В обществе растет ценность индивидуальности и интеллекта, говорит PR-директор Российской шахматной федерации Кирилл Зангалис. Это, по его словам, способствует росту популярности шахмат, которые «учат думать».

Первые исследования влияния этой игры на особенности памяти были опубликованы французским психологом Альфредом Бине еще в 1894 году — он обнаружил, что у шахматистов преобладает логическое запоминание.

Метаанализ «Взаимосвязь между когнитивными способностями и умением играть в шахматы», проведенный в 2016 году международной группой ученых под руководством профессора психологии Ливерпульского университета Фернана Гобе, показал, что усредненное значение IQ участников исследования с разным уровнем мастерства составляло 120,5. При этом в процессе обучения игре развиваются навыки и умения, которые востребованы не только за шахматной доской.

Согласно данным исследования, при объеме занятий не менее 25 часов обучение шахматам положительно влияет на когнитивные и академические способности детей, особенно в математике.

Дорога в школу

«Мне нелегко высиживать по три-четыре часа в ожидании Никиты, играющего в шахматы. А ведь он не просто сидит, он сосредоточен на каждом ходе и пытается разгадать стратегию противника, чтобы не попасть в ловушку», — говорит Эльвира Сагалакова, мама десятилетнего победителя первенства Республики Хакасия по шахматам среди юношей до 15 лет.

Никита играет в шахматы с трех лет. Как ходят фигуры, ему показала бабушка, и к пяти годам, когда ребенок стал легко побеждать бабушку, мама отдала его в шахматный кружок.

По ее мнению, именно шахматы помогли сыну развить смекалку, логику, способности к анализу. Ребенок привык все время быть занятым, он усидчив и математические задачи щелкает как орешки, говорит она. Эльвира Сагалакова уверена, что с таким набором навыков и умений в будущем ему легче будет добиться успехов в любой профессии.

Сегодня шахматы в России — исключительно дополнительное образование. Однако не исключено, что игра может быть включена в обязательную программу младших классов школы. С такой инициативой в прошлом году выступила глава Минпросвещения (тогда Минобрнауки) Ольга Васильева.

Необходимость ввести один час шахмат в неделю объяснялась положительным влиянием игры на качество образования. По данным ведомства, появление шахмат в школьной программе — вопрос ближайших двух лет.

Опыт Калмыкии показывает, что такой подход может оправдать себя. Правительство республики ввело обязательное шахматное обучение во всех школах и детских садах по инициативе бывшего президента ФИДЕ (и Калмыкии) Кирсана Илюмжинова в 1996 году. По сведениям инициатора, успеваемость в калмыцких школах повысилась на 40%. В обязательную школьную программу шахматы входят также в Армении, Азербайджане, Венгрии, Испании, Мексике и Польше.

Поле для карьеры

Шахматы — путь к успешной карьере, говорит Кирилл Зангалис: «Для шахматиста не будет проблемой взять на себя ответственность за принятие важных решений и довести дело до конца. Игра учит анализировать ситуацию и формирует стратегическое мышление — неудивительно, что среди крупных бизнесменов и финансистов так много шахматистов».

Шахматами увлекались американский трейдер и финансист Джордж Сорос, Билл Гейтс (Microsoft), Лоуренс Эллисон (Oracle), Марк Цукерберг (Facebook), Питер Тиль (PayPal), Ричард Брэнсон (Virgin Group) и многие другие. Сходство бизнеса с игрой в шахматы отмечают многие шахматисты.

«Надо постоянно планировать стратегию и видеть тактику. У тебя всегда есть примерный план игры (или несколько), но на каждом ходу ты параллельно решаешь множество конкретных тактических задач», — объясняет сходство шахмат с бизнесом руководитель частной шахматной школы PandaChess из Челябинска Александр Гутенев.

Шахматы развивают и творческие компоненты мышления личности — интуицию и фантазию, говорит доцент кафедры социологии и политологии Южно-Уральского государственного университета, автор монографии «Шахматная игра как феномен интеллектуальной культуры» Максим Гутенев. Приобретаемые в шахматах навыки интеллектуальной деятельности и способности человека к рефлексии наиболее востребованны при решении задач в информационном обществе, в «экономике знаний», считает он.

Кандидаты, увлекающиеся интеллектуальными играми, ценятся работодателями, отмечает руководитель Antal Digital кадрового агентства Antal Russia Надежда Стяжкина. По ее словам, чаще всего такие пожелания к кандидатам предъявляют международные консалтинговые и юридические компании, где отбор особенно тщателен не только на высокие позиции, но даже на позиции стажеров. Интеллектуальное хобби является преимуществом соискателя. Еще больше, чем умение играть в шахматы, по словам Надежды Стяжкиной, работодателей привлекает умение играть в го (китайская логическая настольная игра). Упоминание го в строчке о хобби кандидата показывает его принадлежность к интеллектуальной элите, говорит эксперт.