— Считается, что цифровизация в меньшей степени затронет творческие профессии, к чему нужно быть готовым, выбирая творческую сферу?
— Креативная сфера тоже стремительно меняется. «Индустрия 4.0» размывает границы между рабочим графиком и досугом, деловыми и личными интересами. Работодатель предъявляет новые требования не только к профессиональным компетенциям, но и личным качествам творческих специалистов, причем даже в большей степени, чем, например, в технических инженерных сферах.
Изменилась сама роль творческой работы, она все чаще становится делом всей жизни: успешный специалист посвящает ему всего себя, 24 часа в сутки семь дней в неделю. Творчество — непрекращающийся мыслительный процесс, который сложно отключить после окончания формального рабочего дня.
Людям креативных специальностей хорошо знакомы гибкий график и удаленная работа, требующая самодисциплины. Для них естественно непрерывное образование: функционал и инструментарий быстро меняются, карьерная траектория многомерна, а творческий потенциал развивается по мере приобретения нового опыта. Кроме того, для «поиска себя» и переоценки ценностей постоянно необходима творческая среда, взаимодействие с единомышленниками.
— Что является залогом успешного выбора направления, есть ли какая-то универсальная формула?
— Чтобы понять, подходит вам выбранное направление или нет, нужно его попробовать. Например, устроиться на временную работу или пойти волонтером в компанию из выбранной сферы, почитать тематические книги и профессиональные форумы, сходить на экскурсии в ведущую компанию индустрии, посетить конференцию, посмотреть документальные фильмы, познакомиться с людьми, которые занимаются этим делом, постараться понять, что заставляет лучших из них вскакивать с постели по утрам.
— Какие задачи «Британка» ставит в подготовке творческих специалистов?
— Рекрутеры преимущественно выделяют два типа наемных сотрудников — специалистов с глубокими знаниями в одной области и дженералистов с более широкими, но не глубокими знаниями в различных дисциплинах. Однако такие в креативных индустриях встречаются редко.
Основная масса творческих специалистов — так называемые Т-профессионалы, дженералисты со специализацией, а также эксперты в двух или более областях (так называемые категории «П» или «ПI»).
Мы создали собственную категорию — «W-профессионалы». Они, как «П» и «ПI», обладают глубокими знаниями в нескольких областях и широким междисциплинарным полем. Развитие надпрофессиональных компетенций в процессе обучения обеспечивает сотворчество — навыки командной работы, умение сотрудничать с другими профессионалами в разных областях и намеренное культивирование любопытства студентов, их стремления к исследованиям окружающего мира, профессии и самого себя.
«Британка» ставит задачей подготовку W-профессионалов с жизненной миссией, индивидуальным видением и ценностями (heart skills). Достичь этого не всегда можно с первым дипломом, но эпоха обучения на протяжении всей жизни подразумевает возможность добрать недостающие «мышцы» короткими интенсивами, стажировками, участием в конкурсах, хакатонах, бизнес-инкубаторах и множестве других современных форм образования.
Большинство вузов во всем мире ориентируют студентов на карьеру. Но традиционная трактовка понятия «карьера» может ограничить возможности достижения успеха. Целенаправленное формирование творческого образа жизни, напротив, помогает студентам развивать навыки и мотивацию, не страдать комплексом образовательной неполноценности, повышать уверенность и видеть возможности, быть успешными в новой эпохе «умных» машин и достигать самореализации.