— Игра всегда была основой воспитания детей. Какую роль в этом процессе могут сыграть шахматы?
— Шахматы учат анализировать, принимать решения и нести за них ответственность. Они дают навыки постановки и достижения целей, масштабное видение ситуации. Существует мнение, что занятия шахматами требуют от детей серьезных личностных ресурсов и определенных особенностей темперамента. Это не совсем так. Если педагог имеет хорошие профессиональные компетенции, занятия шахматами подойдут всем детям и могут стать отличным фундаментом в жизни.
— Шахматы сейчас и 40 лет назад: что изменилось?
— Цифровизация сделала шахматы еще более доступными, достаточно включить смартфон или планшет. Технологии ускорили процесс обучения в сотни раз. Ты можешь получить все сыгранные шахматные партии в истории за пять минут и учиться на них. Раньше эту информацию можно было искать десятилетиями.
Еще шахматы помолодели. Величайший российский шахматист XIX века Михаил Чигорин начал заниматься в 24 года; Михаил Ботвинник научился играть в 11 лет. Сегодня Сергей Карякин является рекордсменом и стал гроссмейстером в 12 лет.
— С переходом шахмат в интернет-пространство стало расти число детей, увлекающихся игрой?
— Интерес к игре растет в целом, это связано с ростом внимания к развитию когнитивных способностей детей. Интеллект — это комплексный феномен, и шахматы могут стать хорошим помощником для его развития.
На самом популярном на сегодня шахматном ресурсе Chess.com зарегистрированы более 23 млн пользователей. Как я уже сказал, интернет дает больше возможностей. Например, можно сыграть с компьютером, соперником из другого города или страны, или обучаться у опытного тренера онлайн.
— Как современных детей, «рожденных с кнопкой», заинтересовать интеллектуальной игрой?
— Через включение в образовательный процесс развлекательных компонентов. В нашей школе над этим работают профессиональные психологи. На шахматных сборах, например, занятия сменяются спортом и играми: мы создаем и «оживляем» фигуры в величину собственного роста, лепим из глины собственные шахматные наборы, то есть параллельно открываем для детей мир тактильных ощущений.
Еще важно показывать детям примеры. Когда Сергей Карякин вышел на матч за звание чемпиона мира, за него болели сотни тысяч россиян. Для многих детей он стал кумиром. Для другой половины, наоборот, его соперник — Магнус Карлсен.
И правильная мотивация очень важна. Опять же на примере школы: дети получают баллы за любую ситуацию успеха — удачную тренировку или успешное выступление на турнире. Баллы потом обменивают на подарки.
— Необходимы ли шахматы в школе как обязательный предмет? Какие задачи они могут решать в образовательном процессе?
— Исследования, проводимые в отечественной психологической школе, доказали, что игра в шахматы способствует качественному развитию логического и аналитического мышления. Это происходит за счет того, что процесс игры представляет собой не обычное манипулятивное механическое запоминание, а каждый раз разворачивает серьезную аналитическую деятельность. Дети, занимающиеся шахматами, легче осваивают любые школьные предметы.
С другой стороны, обязывать заниматься шахматами всех, особенно в период роста тенденций инклюзивного обучения, немного рискованно. Для некоторых детей шахматы могут стать утомительным занятием. Одному педагогу в классе может быть сложно одинаково увлечь игрой всех, абсолютно разных детей.