Cогласно данным опроса ВЦИОМа 2016 года, 91% работодателей заявил о недостатке у выпускников российских вузов практических навыков. По использованию на рабочем месте навыков, полученных в процессе обучения, и включенности в непрерывное образование Россия занимает 42-е место в мире и 89-е — по доступности квалифицированных работников, следует из материалов Всемирного экономического форума (Global Human Capital) 2017 года.
При этом без инициативы достигать успеха в карьере будет все сложнее: по оценке международного образовательного проекта Global Education Futures, к 2025 году предпринимательские компетенции будут необходимы по меньшей мере 30% населения в трудоспособном возрасте.
Необходимо внедрять в российскую образовательную систему проектную деятельность, чтобы образование из социального обязательства государства превратилось в инвестицию в человеческий капитал, считают авторы доклада Центра стратегических разработок (ЦСР) и НИУ ВШЭ «Двенадцать решений для нового образования» 2018 года.
Компетенции будущего
Традиционный метод приобретения знаний не приучает к активному поиску: учащийся слушает, запоминает, воспроизводит сказанное педагогом. Главное отличие проектного обучения — ребенок получает возможность самостоятельно разобраться сразу в нескольких предметных областях и применить полученные знания на практике. В проектной работе роль учителя и преподавателя сводится к личной поддержке и помощи в выборе инструментов. Решаемые в рамках проектов задачи, как правило, востребованы во внешнем мире. Фокус на практических проблемах развивает личностные качества: участникам проекта приходится обсуждать предстоящую работу, строить и доказывать гипотезы, ставить задачи и выявлять способы их решения, распределять роли и планировать сроки выполнения. Кроме того, учащиеся учатся ориентироваться в информационном пространстве и анализировать, отстаивать свою точку зрения, достигать эффективного взаимодействия с коллективом, оценивать правильность принимаемого решения и возможные риски. То есть приобретают те самые индивидуальные и коллективные навыки, спрос на которые диктует технологическая революция.
Авторы исследования «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире» (2017) международных WorldSkills Russia и Global Education Futures к числу базовых навыков относят в том числе умение концентрироваться и управлять вниманием, креативность, экологическое мышление — возможность воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы, а также способность к самообучению.
Британская благотворительная организация Education Endowment Foundation оценила результаты эксперимента по внедрению проектной деятельности, проводившегося с сентября 2014-го по апрель 2016 года в 12 школах, сравнив его с показателями других 12 школ с традиционной системой обучения. Выяснилось, что работа по проектам не влияет на общие показатели грамотности, вовлеченность учеников в образовательный процесс, а также на посещаемость. Однако авторы исследования пришли к выводу, что проектная технология повышает уровень подготовки детей в конкретных областях знаний, улучшает навыки, необходимые для дальнейшего обучения и последующего трудоустройства.
Востребованное знание
Методы и технологии проектной деятельности еще в 2010 году нашли отражение в российских федеральных государственных образовательных стандартах. Активное внедрение практик проектного обучения как в школах, так и в вузах идет последние два года. Но в отсутствии нормативной базы особенности использования метода зависят от практики конкретного учителя, говорит председатель Молодежной ассоциации руководителей образовательных организаций, директор московской школы № 1468 Илья Бронштейн: «Когда появился PowerPoint, многие учителя стали выдавать за проект подготовку учащимся презентации». Это с большим трудом можно назвать проектным обучением, замечает Бронштейн.
Тем не менее интересные идеи в проектном обучении развиваются, как по профильным учебным дисциплинам — на уроках физики, географии, технологии, так и на занятиях во внеурочное время, говорит аналитик Института образования НИУ ВШЭ Людмила Евстратова. Например, в лицее НИУ ВШЭ ведется ряд социальных проектов: от помощи отстающим ученикам до проектов по озеленению и благоустройству.
Частные компании создают проектные школы совместно с российскими вузами или школами, таковы, например, «Школа ИТ-решений» российской ИТ-компании «Крок» или «ИТ-школа Samsung», организованная южнокорейской компанией в партнерстве с Московским физико-техническим институтом. Школьники и студенты в таких центрах работают над проектами в сопровождении профессионала из компании, опытного проектного педагога, модераторов и тьюторов. Цель проектной деятельности — создание продукта, который может быть использован в реальности.
Широкий спектр проектов — в авиамоделировании, беспилотных транспортных системах, нейро— и лазерных технологиях, прикладной космонавтике и в других современных сферах знания — реализуется в детских технопарках «Кванториум». По данным Агентства стратегических инициатив (АСИ), в 37 регионах страны уже работает более 50 высокотехнологичных центров для детей. К концу 2018 года технопарки должны появиться в 70 регионах страны.
Образовательный центр «Сириус» в Сочи поддерживает интерес детей в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин и техническом творчестве. В Тихоокеанской проектной школе во Владивостоке (совместный проект всероссийского детского центра «Океан» и Дальневосточного федерального университета) старшеклассников мотивируют на создание проектов в сфере инженерного дела, естественно-научном и социально-гуманитарном направлениях, а также в сфере ИТ.
В совместных исследовательских проектах можно участвовать и виртуально в составе проектной команды с участниками из разных стран. Для этого существуют онлайн-платформы вроде «ГлобалЛаб»: «Глобальная школьная лаборатория» аккумулирует результаты небольших исследований или экспериментов. Вопрос возраста для участников проектов непринципиален.
«Мы строим свои программы на основах британской системы образования, и основной метод освоения навыков — проектный метод. Проект обязательно имеет какой-то конечный ощутимый результат в виде, например, реализованного продукта для реальных заказчиков. Это помогает наращивать базу softskills», — говорит директор отдела академического качества Британской высшей школы дизайна Мария Долгорукова.
Прямо с детского сада
Показателем готовности детей к проектной деятельности является развитость мышления: ребенок должен обладать навыками обобщения информации. Онлайн-лаборатория позволяет успешно работать с детьми из старших групп детского сада, говорит Илья Бронштейн. В Рунете раннюю проектную деятельность можно организовать, например, воспользовавшись цифровой лабораторией для дошкольников «Наураша». Среди офлайн-проектов для дошкольников в возрасте от шести лет — школа программирования для детей «Кодабра», в ней учат создавать компьютерные игры.
На Западе именно из проектной работы в вузе зачастую вырастают успешные технологические стартапы, отмечают авторы сборника «Проектное обучение. Практика внедрения в университетах» НИУ ВШЭ и Открытого университета «Сколково». В России число конкурентных технологических проектов невелико, а проектов с перспективой коммерциализации и с потенциалом выхода на глобальные рынки вообще критически мало. Чтобы улучшить ситуацию, необходимо «стимулировать педагогов-энтузиастов к новым идеям и проектным решениям, собирать успешные примеры с целью формирования базы практик», считает один из авторов сборника Людмила Евстратова.