Стартовавшая в 2011 году реформа столичной системы общего образования — объединение школ в образовательные центры — больше всего критики вызывала, пожалуй, из-за риска разрушения системы обучения в спецшколах.
Ситуация для учреждений с приставкой «спец», многие из которых пользовались годами формировавшейся сильной репутацией, обострилась с введением четыре года назад так называемого подушевого финансирования школ. Когда объем выделяемых школе средств стал зависеть только от количества детей, а не от достижений учреждения, спецшколы лишались бюджетных доплат.
Общественный резонанс получила история реорганизации школы для одаренных детей «Интеллектуал» и объединение ее со школой № 1588. Школа была вынуждена собирать средства на существование с помощью краудфандинга, а педагоги и ученики митинговали на Тверской. В результате школе одной из немногих удалось сохранить самостоятельность. Она получает бюджетное финансирование, а также участвует в московской системе грантовой поддержки. Ежегодно столичные власти выделяют средства на поощрение школ, вносящих значительный вклад в развитие образования. «Интеллектуал» в рейтинге департамента образования стабильно входит в число 50 лучших школ Москвы: в 2018 году — 46-е место, в прошлом — 21-е.
Опасения образовательного сообщества не оправдались. Программы, по которым спецшколы работали раньше, не изменились, но теперь стали доступны большему количеству детей, говорит директор школы № 1231 им. В.Д. Поленова Виктория Тиунова.
Объединение в 2015 году математической школы № 1189 им. Курчатова («Курчатовка») с созданным ранее на базе нескольких школ района Щукина образовательным комплексом «Курчатовская школа» позволило создать единое образовательное пространство, обеспечить непрерывность образовательного процесса, преемственность между всеми ступенями образования начиная с дошкольного и расширить спектр образовательных услуг, говорится в публичном докладе 2017 года директора школы Матвея Говорущенко.
Число школ сократилось с 1572 в 2012 году до менее 700, данные исследования Института образования НИУ ВШЭ в 2016 году.
Доступная среда
В результате объединения качественное образование — в частности, возможность попасть в профильные классы — стало доступнее, отмечают авторы исследования Института образования НИУ ВШЭ. Разделение учеников по профилям происходило открыто. Доля учеников профильных классов выросла с 81% от общего количества московских старшеклассников в 2013 году до 83% в 2015 году. «Это особенно важно: обучение в них повышает шансы успешно сдать экзамены и поступить в престижный вуз», — говорится в исследовании.
Но проблемы остались: «простым» классам выделяют не лучших педагогов, во многих школах сохраняется жесткий (на основе высоких оценок и солидного портфолио) отбор в лицейские и профильные классы. «В таком случае в наиболее востребованные профильные классы поступают самые сильные ученики, как правило, наиболее мощного подразделения комплекса или перспективные учащиеся из других школ», — отмечают в Институте образования НИУ ВШЭ.
Крупный образовательный центр позволяет создавать самые разные профильные направления, говорит заместитель руководителя департамента образования Москвы Александр Молотков: «Сейчас в любой районной школе вы найдете углубленное изучение любого предмета: японский язык, криптография и т.д.».
Возможности школы зависят и от состава альянса. Например, к школе № 1231 им. В.Д. Поленова были присоединены несколько школ, где изучали разные иностранные языки. «Объединившись, все только выиграли. Теперь любой наш второклассник может выбирать первый язык для изучения. Без объединения это было бы невозможно», — говорит директор школы Виктория Тиунова.
Язык с нуля
Языковое образование сегодня для страны чуть ли не более проблемное, чем все остальные направления. За последние четыре года уровень страны в рейтинге знания населением английского языка English Proficiency Index (EF EPI) компании Education First снизился с 31 до 38%. По данным доклада «Московское образование: повышение эффективности на фоне глобальных перемен» международной консалтинговой компании Bain & Company, в Москве только 6% школьников свободно владеют английским языком.
Изучение иностранных языков с первых дней жизни активизирует мыслительную деятельность и развивает мыслительные навыки высокого порядка: анализ, синтез, критическое осмысление, оценку — это тонизирует познавательные процессы, говорит преподаватель билингвальной школы «Летово» (Москва) Василий Горбачев.
«Билингвам проще учить другие языки, у них с самого начала в голове выстроены две языковые системы. Кроме того, они привыкают смотреть на мир с разных точек зрения и мыслят нестандартно», — отмечает методист направления Skyeng Kids Наринэ Егорова.
«Не все столичные школы укомплектованы достаточным числом преподавателей иностранного языка, не говоря уже о школах в регионах», — говорит руководитель Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра изучения билингвизма Наталья Фесенко. И если английский в школе является фактически базовым предметом, то второй иностранный зачастую и вовсе некому преподавать.
Географ вместо бухгалтера
Объединение позволяет на сэкономленные на управлении средства мотивировать учителей, говорит директор школы № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский: «Три школы — это три бухгалтерии, три директора, три завуча. А вот мы их объединили — и сэкономили на зарплатном фонде, высвободившиеся средства пустили на зарплату учителей».
В маленькой школе обычно один учитель химии, один географ, один биолог. Большая может себе позволить нанять еще двух, трех или больше учителей по каждой дисциплине, создать кафедры, говорит директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов: «Возможности детей сразу же растут, как и конкуренция между предметниками, а заодно и престиж профессии учителя».
По данным департамента образования города Москвы, в 2018 году число школ, подготовивших победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ), достигло 227, в 2010 году их было 74. 57 школ, не имевших дипломов финала ВсОШ в 2017 году, получили как минимум один диплом всероссийского уровня.