— Каких навыков не хватает современным школьникам?
— Система современного образования дает базовые знания по химии, физике, каким-то другим предметам, но в быстро меняющемся мире нельзя точно сказать, что этой элементарной базы достаточно. Сегодня мало просто овладеть прикладными знаниями и какой-то профессией. Объем информации каждый день растет в геометрической прогрессии, и очень важно уметь ее понимать и оперативно обрабатывать. Но уже в начальной школе заметна нехватка развития базовых когнитивных способностей: памяти, внимания, восприятия и других. А ведь это максимально продуктивный период: мозг ребенка наиболее пластичен до 12 лет.
Модернизировать программу в масштабах всей страны и внедрить прорывные методики повсеместно достаточно сложно: изменения зачастую происходят настолько быстро, что, пока внедряется технология, алгоритмы и программы могут устареть и перестать отвечать запросам времени. Логично, что задачи такого развития для ребенка выполняет дополнительное образование.
— Какие занятия позволяют повышать функциональность мозга, что бы вы посоветовали родителям?
— На самом деле подавляющая часть методик, которые позволяют воспринимать больший объем информации, быстрее его обрабатывать и усваивать, разработана психологами еще в XIX—XX веках.
История ментальной арифметики, которую мы используем в своей методике, началась в древней Японии около двух тысяч лет назад. Именно тогда появился невероятный способ, который стимулирует развитие обоих полушарий головного мозга, позволяет развить память, внимание и устный счет до фантастических результатов. Сегодня это часть официальной образовательной школьной программы в Китае, Индонезии, Индии. Мы в AMAKids адаптировали технологию для современных детей, и сегодня у нас работает более 750 центров в 14 странах.
Инстинкты сохранения жизни работают на скорости примерно 0,1 секунды. В этот промежуток времени человек успевает, например, выставить вперед руки при падении без задействования сложных мыслительных операций. Дети, тренирующие параллельную работу обоих полушарий по нашим методикам, могут эффективно воспринимать и обрабатывать сложную информацию за те же 0,1 секунды.
Я бы посоветовал родителям не избавляться от ответственности за воспитание детей и не лишать их возможности саморазвития, сажая в очередной раз за компьютер или планшет. Контролируйте время, затраченное ребенком на гаджет, — 10–15 минут развлекательного контента в день и строго под присмотром достаточно. И если они занимаются на специальных сайтах или в приложениях для подготовки к школе, тренируются считать и писать, то это тоже должно быть дозировано.
— Как вы совмещаете этот принцип с работой, ведь без технологий в образовании тоже не обойтись?
— Домашнее задание, которое мы даем детям, предусматривает не более 10–15 минут работы с гаджетом или компьютером. Причем это всегда интересный, познавательный контент, и помимо тренировки мы туда внедряем информацию, которая расширяет кругозор и помогает в формировании мировоззрения. Дети по природе своей любопытны, мы просто даем им возможность ежедневно узнавать что-то большее, находить ответы на их тысячу «почему».
— Сейчас у детей довольно высокая нагрузка. Как совмещать дополнительные занятия со школой?
— По отзывам родителей, наши дети начинают в два раза быстрее делать домашнее задание. Ребенок не становится более послушным, мы не меняем его поведение. Неусидчивый ребенок, скорее всего, таким и останется, но при этом еще будет слушать и слышать учителя. Мы развиваем мозг так, что он полноценно справляется с двумя действиями одновременно. Уже после третьего занятия ребенок может в один момент считать и рассказывать стихотворения. Два полушария мозга работают независимо друг от друга. Оптимизация процесса обучения освобождает ребенку массу времени на другие занятия по интересам.