— Насколько популярность вузовских специальностей соответствует запросам рынка труда?
— Между системой образования и реальными запросами рынка сохраняется некоторый разрыв. Вузы, например, по большей части не обеспечивают необходимой скорости обучения новым навыкам в информационных технологиях. Эта сфера развивается очень быстро, и университетским программам все сложнее удерживать темп. Возникает своего рода дефицит профессиональных преподавателей компьютерных наук в высших учебных заведениях — и это при том что во многих странах, в том числе в России, есть очень сильные математические школы.
В этой ситуации подход непрерывного обучения (lifelong learning), который набирает все большую популярность по всему миру, как раз нацелен на поддержку связи с реальностью, постоянное расширение знаний и навыков. Ведь самыми успешными в итоге становятся те, кто постоянно совершенствовал свои компетенции, расширял экспертизу, повышал свой уровень образования в целом.
— Ранняя профориентация — залог успешной карьеры?
— Ранняя подготовка помогает на старте адекватно оценить сильные и слабые стороны ученика, определить приоритетные направления для развития его знаний и навыков. Чем раньше вырабатываются те или иные навыки, тем эффективнее будет строиться дальнейшая карьерная траектория.
Основной фокус нашей стратегии — подготовка учеников старших классов. Из практики мы знаем, что во многих сферах лучше начинать раньше: например, если вы приступите к изучению программирования в 30 лет, вам будет сложнее конкурировать со школьниками или студентами. Хотя постоянное повышение компетенций в любом возрасте — это хороший вектор. Способность к самообучению и привычка к нему — важная компетенция.
— Насколько возрастные студенты — это норма?
— В парадигме непрерывного обучения это, безусловно, норма. Сегмент взрослых студентов сегодня достаточно быстро растет в отдельных регионах, например в Австралии или ряде стран Европы. До 15% наших студентов по всему миру — это аудитория уже взрослых людей, которые условно поздно занялись изменением своей карьеры.
В то же время в России самый быстрорастущий наш сегмент — ученики старших классов (15–18 лет), планирующие поступать в лучшие университеты мира. Чаще всего они рассматривают компьютерные специальности — например, в университетах Беркли (Калифорния, США) или Лондона (Великобритания). Наша задача — поддержать российских выпускников и помочь им с поступлением в топ-100 американских и топ-20 британских учебных заведений. Именно они наиболее заинтересованы сегодня в талантливых студентах из России.
Российские абитуриенты, в свою очередь, демонстрируют растущий интерес к зарубежному образованию. Бизнес Crimson в России растет примерно на 200% в год. В основном мы пока работаем со студентами из Москвы и Санкт-Петербурга.
— Как именно вы обеспечиваете поступление в выбранный университет?
— Студенты проходят собеседование у наших специалистов. Мы оцениваем общий уровень подготовки, академические знания, уровень знания английского языка. У нас разработан специальный процесс «диагностики»: исходя из полученных данных подбирается наиболее подходящий университет и формируется программа обучения. В среднем на подготовку к поступлению уходит два года. Мы помогаем студентам из стран СНГ с получением стипендии или гранта, готовим их к прохождению интервью при собеседовании в ведущие мировые вузы. Студенты Crimson уже получили более 460 предложений из топ-50 университетов мира, в том числе 133 предложения из университетов Лиги плюща и 38 — из Оксбриджа.