«Бизнес заинтересован повышать научно-техническую грамотность молодежи»
Материалы выпуска
Реформа нового класса Решения «Общество вступает в экономику образования» Компетенция «На Западе никто не стремится сделать из человека википедию» Решения Ставка на вузы Решения «Из-за отказа от доски с мелом дети теряют элементарные навыки» Инструменты Зачет по креативу Решения «Задача образования — угадать тренд и подготовить ребенка к изменениям» Инновации «В Англии уже в школе есть доступ к самым последним технологиям» Инструменты Воспитание центениалов Инновации «Творческий процесс сложно отключить с окончанием рабочего дня» Инновации «Вузы США и Великобритании заинтересованы в талантливых студентах из РФ» Рынок «Цифра» пошла в школу Инновации «В центре обучения всегда должен оставаться ребенок, его образ жизни» Инструменты «Использование компьютера и интернета обогащает обучение» Инструменты Игра для школы и для резюме Инструменты «Мы учим мозг полноценно справляться с двумя действиями одновременно» Инструменты «Шахматы дают навыки постановки и достижения целей» Инновации «В три года нужно заниматься лепкой, а не изучением языков» Решения Во что превратились спецшколы Компетенция «Мы стремимся вырастить гибкую и креативную личность» Инновации «Детям нужны эмоциональные спортивные шоу в реальной жизни» Инструменты «Бизнес заинтересован повышать научно-техническую грамотность молодежи» Инструменты
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска
Реформа нового класса
«Общество вступает в экономику образования»
«На Западе никто не стремится сделать из человека википедию»
Ставка на вузы
«Из-за отказа от доски с мелом дети теряют элементарные навыки»
Зачет по креативу
«Задача образования — угадать тренд и подготовить ребенка к изменениям»
«В Англии уже в школе есть доступ к самым последним технологиям»
Воспитание центениалов
«Творческий процесс сложно отключить с окончанием рабочего дня»
«Вузы США и Великобритании заинтересованы в талантливых студентах из РФ»
«Цифра» пошла в школу
«В центре обучения всегда должен оставаться ребенок, его образ жизни»
«Использование компьютера и интернета обогащает обучение»
Игра для школы и для резюме
«Мы учим мозг полноценно справляться с двумя действиями одновременно»
«Шахматы дают навыки постановки и достижения целей»
«В три года нужно заниматься лепкой, а не изучением языков»
Во что превратились спецшколы
«Мы стремимся вырастить гибкую и креативную личность»
«Детям нужны эмоциональные спортивные шоу в реальной жизни»

«Бизнес заинтересован повышать научно-техническую грамотность молодежи»

О роли популяризации науки в восстановлении научного мировоззрения граждан РБК+ рассказал доцент МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель проекта МГУ «Школьная лаборатория научного творчества «ЛАНАТ» Сергей Сергеев.
Фото: Тимур Иванов для РБК

— Насколько популяризация науки важна сегодня для развития фундаментальной науки в России?

— Вопрос о популяризации науки важен для любого государства и в любое время. Для примера посмотрите сайт NASA — вы увидите, что очень профессиональные силы работают над популяризацией «насовской» «зоны ответственности» — астрономии и исследованию космического пространства, объясняя, с одной стороны, на что наука тратит деньги налогоплательщиков, с другой стороны, объясняя, как это круто — заниматься наукой.

В Советском Союзе ученым, особенно с мировым именем, вменялось в обязанность заниматься популяризацией науки. Для этого существовал механизм — специальная организация общество «Знание», выходил ряд научно-популярных изданий, таких как журналы «Квант», «Юных техник», «Юный натуралист» и т.д., стоимость которых делала их доступными любой семье. В современной России значимость популяризации науки только усилилась, ибо помимо очевидной задачи мотивации талантливых школьников для выбора научных и инженерных профессий возникла крайне важная задача «восстановления» научного мировоззрения жителей России, то есть мировоззрения, основанного на причинно-следственных связях. Без возвращения роли науки на подобающее ей место эту проблему не решить, и популяризация науки — это способ проложить мостик от «академизма» к каждому человеку.

— Какие научные идеи и направления сегодня вы считаете приоритетными для того, чтобы показывать их и рассказывать о них аудитории?

— Все. Разумеется, существуют какие-то более красочные направления — ну, астрономия красива сама по себе, какие-то направления более распропагандированы (тот же блокчейн и связанная с этим криптовалюта). Но важна возможность встречи аудитории с заинтересованными специалистами-профессионалами, которые могут просто увлечь слушателя даже в той области, о которой тот никогда и не слышал. И он уйдет удивленный, может, даже восхищенный, в любом случае — с осознанием какого-то сделанного им для самого себя открытия.

— На кого рассчитаны проводимые вами фестивали науки и какие цели они преследуют?

— Фестивали науки (ФН) рассчитаны на самый широкой круг: это и юные участники, для которых организуются научные шоу развлекательного характера, конкурсы и интерактивные экспозиции; это и люди, которые приходят на совершенно конкретные лекции специалистов в тех областях, которые им интересны; это и просто любопытствующие зрители, которым интересно, что же сейчас происходит в науке.

В рамках фестиваля мы проводим мероприятия, организованные для школьников и самими школьниками. Это и конкурс школьных работ «Ученые будущего» — российский финал всемирного научно-технического смотра, проводимый МГУ в рамках всероссийского фестиваля науки и проекта МГУ «Школьная лаборатория научного творчества «ЛАНАТ». Уже более 60 лет некоммерческая организация Society for Science and Public организует школьный конкурс, который в последние годы больше известен по имени генерального спонсора как Intel ISEF. Около 8 млн школьников со всего мира участвуют в национальных конкурсах своих стран (таких, как «Ученые будущего» в России) за право представлять свою страну в финале. Финал собирает около 1700 школьников. Конкурс является крупнейшим в мире творческим соревнованием школьников в области естественных и инженерных наук, уже более 20 участвовавших в нем школьников успели стать нобелевскими лауреатами. Пример этого конкурса очень наглядно демонстрирует, что фестиваль науки является не только и не столько развлекательной площадкой, но и местом, где талантливая молодежь получает хороший старт в науку.

Стенд мастер-классов проекта МГУ «Школьная лаборатория ЛАНАТ» совместно с СУНЦ МГУ (школа-интернат им. А.Н. Колмогорова) знакомит школьников и их родителей с результатами исследований, проводившихся школьниками 3–11 классов в рамках проекта «ЛАНАТ». На сегодня это не имеющий аналогов проект вовлечения школьников в исследовательскую научно-инженерную работу.

— Поменялись ли задачи и идеи с момента начала проведения фестивалей?

— До того как МГУ организовал первый ФН, в стране совершенно не было опыта проведения научных фестивалей, и первые проводились несколько по наитию — мало кто понимал, что именно может быть интересно его участникам. Но уже первые фестивали привлекли невероятное количество желающих их посетить, и стало ясно, что фестиваль востребован. Постепенно стало понятно, что именно его участникам представляется более интересным, а по мере роста популярности и репутации ФН все большее количество авторитетных ученых и организаций выражали желание в нем участвовать.

Одновременно менялась «мода», и организаторы старались отразить самые современные научные и инженерные тренды. Так появились экспозиции, посвященные анализу больших данных, открылся новый раздел — «Мейкеры». Стенды и мастер-классы участников стали больше соответствовать уровню современных выставок, больше используются технические средства.

— Существующая в России система образования стимулирует интерес школьников к науке?

— Стимулирует не система образования, а отдельные педагоги. В современной России особенно велика роль учителя. Если учитель энтузиаст и заинтересован дать школьникам какие-то мотивирующие факторы, то он даст. Сама система образования больше спорит на тему, сколько еще предметов надо оставить и зачем, занимается отчетностью и бюрократическими процедурами. В конечном счете мотивация осталась прерогативой конкретных учителей и школ.

— Есть потребность в новых кадрах от науки у представителей крупных компаний?

— Безусловно. Именно со стороны крупного бизнеса мы видим интерес к продвижению научно-популярных знаний. В течение восьми лет мы сотрудничали с корпорацией Intel, которая помогала проводить в МГУ конкурс «Ученые будущего». Последние два года мы получали поддержку в работе проекта МГУ «Школьная лаборатория научного творчества «ЛАНАТ» со стороны Сибирской генерирующей компании и Фонда Андрея Мельниченко. В результате школьники из Сибири и других российских регионов имеют уникальную возможность принимать участие в исследовательских работах самого высокого уровня или проводить время в летних научных лагерях.

Крупный бизнес сильно заинтересован в повышении научно-технической грамотности молодежи и, в отличие от государства, умеет вкладывать свои средства в те образовательные организации и в тех конкретных людей, которые способны обеспечить эффективный результат.

— Насколько сейчас среди молодежи актуальна идея идти в науку?

— Во все времена и при любом государственном устройстве будут находиться ребята, которым интересно узнать, как устроен мир. Задача взрослых — создать условия, чтобы они могли реализовать свои потребности. Рецепт банален: обеспечить не на словах, а на деле финансирование научных исследований, дать возможность талантливым выпускникам университетов где-то жить и создавать семью. Ну а для школьников — создавать центры, в которых они могли бы реализовать себя.