Деньги на нацпроекты есть, но осваиваются они пока не особо активно: в конце мая 2019 года Счетная палата сообщила о низком уровне исполнения соответствующих расходов, который в первом квартале составил всего 12,8% запланированного для них годового бюджета.
Указ о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года президент подписал в мае 2018 года. На его основании правительство определило бюджеты 12 национальных проектов, а также комплексного плана модернизации магистральной инфраструктуры. Экс-глава Минэкономразвития, глава Сбербанка Герман Греф назвал первое полугодие 2019-го периодом раскачки. По его мнению, которое он высказал телеканалу «Россия», таким будет весь текущий год, этот этап Герман Греф назвал «подходом к снаряду».
KPI для регионов
Основной механизм реализации нацпроектов — федеральные и региональные проекты, объясняет первый замглавы Министерства финансов Леонид Горнин на официальном сайте ведомства.
Процедура участия регионов в реализации федеральных проектов утверждена правительством также год назад. Она предусматривает создание в каждом субъекте Федерации регионального проектного офиса. Вклад каждого субъекта в достижение показателя нацпроекта закрепляется в соглашениях правительства с региональной администрацией. Исполнение этих соглашений служит основанием для получения средств из федерального бюджета.
Однако 15 показателей для регионов — по их исполнению теперь будут судить об эффективности губернаторов — утверждены указом президента только 25 апреля текущего года. А о том, что система мониторинга исполнения нацпроектов близка к готовности, вице-премьер Татьяна Голикова сообщила 18 мая.
Из девяти национальных целей, сформулированных в майском указе, для трех целей пока не выработаны показатели; по сообщению Счетной палаты, это «Создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительных экспортно ориентированных секторов», «Обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере» и «Улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно».
Мониторинг на будущее
Для мониторинга реализации нацпроектов на федеральном уровне должны быть запущены несколько информационных систем. Минфин создает систему управления национальными проектами в рамках информационной системы «Электронный бюджет». Счетная палата будет публиковать «Мониторинг достижения национальных целей». А Росстату поручено обновлять список показателей национальных и федеральных проектов, по которым есть официально утвержденные методики расчетов и измерений. Кроме того, правительство регулярно публикует информацию о ходе работ на интернет-портале «Национальные проекты: будущее России».
Такой многоуровневый контроль пока не способствовал успешному старту, о чем свидетельствует аналитика Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС). Эксперты академии отмечают отсутствие целевого и системного характера исполнения нацпроектов, такой вывод сделан на основании анализа «робких шагов» по реализации нацпроекта «Экология». В этом проекте для мониторинга биоразнообразия, например, в итоговую версию паспорта проекта не включен ни один целевой показатель, в том числе ранее рекомендованные экспертами показатели числа видов и индекс биоразнообразия. В результате невозможно оценивать состояние экосистем и отдельных популяций, отмечают эксперты РАНХиГС.
Похожая неопределенность с целевыми показателями характерна и для других нацпроектов. Так, для проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» официально утверждены способы расчета всех целевых показателей. А для федерального проекта «Содействие занятости женщин» (входит в нацпроект «Демография») пока нет ни одного способа оценки результатов. Также нет способов оценки показателей федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (входит в нацпроект «Жилье и городская среда»).
На этапе подготовки нацпроектов аудиторы Счетной палаты обнаружили несколько принципиальных, в том числе методических, недостатков. «Отсутствие прозрачной и приемлемой для субъектов РФ методики декомпозиции значений показателей в региональном разрезе формирует риски установления заведомо невыполнимых значений и недостижения результатов федеральных проектов», — указывают аудиторы. Отмечаются также отсутствие методик расчета отдельных показателей, недостатки нормативной и методической базы по разработке и реализации нацпроектов.
«Реализация нацпроектов в этом году фактически только началась. По существу, весь 2018 год ушел на разработку их нормативного и финансового обеспечения», — отмечает Наталья Акиндинова, директор Центра развития НИУ ВШЭ. «Утверждать, что год прошел, а результатов нет, было бы ошибкой», — считает Наталья Акиндинова. Ведь многие проекты рассчитаны на долгосрочный эффект. Таковы, в частности, нацпроекты «Здравоохранение», «Образование», «Демография».
«Основными сложностями станут все те же системные проблемы, присущие государственному программированию, — несоразмерность формируемых целей и имеющихся ресурсов, особенно в регионах. Это отсутствие методологического обеспечения разработки, мониторинга и контроля индикаторов и оценки эффективности расходования ресурсов», — считает Максим Соколов, доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Тем не менее Герман Греф, говоря о периоде раскачки, прогнозировал, что уже в следующем году «за счет реализации национальных проектов может быть и другая экономическая динамика».
Региональный разрез
Как сказал в интервью порталу «Будущее России. Национальные проекты» глава правительства Дмитрий Медведев, в регионах разработано в общей сложности более 3,5 тыс. региональных проектов. Известно, например, что Татарстан участвует в 47 федеральных проектах (в рамках нацпроектов); в первые три года, по словам замминистра экономики республики Олега Пелевина, на их реализацию будет направлено более 42 млрд руб. бюджетных средств, в том числе за счет средств федерального бюджета — около 32 млрд руб. Около 5 млрд руб. до 2024 года пойдет на реализацию нацпроекта «Здравоохранение». В федеральный нацпроект Татарстан включил семь своих проектов: «Развитие первичной медико-санитарной помощи», «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниям», «Борьба с онкологическими заболеваниями», «Программа развития детского здравоохранения Татарстана, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям», «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы «Электронное здравоохранение Татарстана», «Развитие экспорта медицинских услуг в Татарстане».
В Томской области утверждены паспорта 12 региональных проектов. В рамках проекта развития научной кооперации (входит в нацпроект «Наука») создается научно-образовательный центр по приоритетам четвертой промышленной революции. Основными направлениями исследований и разработок станут окружающая среда, человек (биомедицина и технологии продвинутого обучения), общество цифровой эпохи и технологическая среда (электронная компонентная база, приборостроение, новые материалы и технологии). Еще одно проектное предложение — создание в регионе междисциплинарного центра нанобиоматериалов и инженерии с семью международными лабораториями.
В Республике Коми финансирование региональных программ в рамках нацпроектов составит 38,8 млрд руб. за предстоящие шесть лет. Всего утверждено 49 паспортов региональных проектов в рамках общенациональных проектов, по 37 из них заключены соглашения с федеральными органами власти, остальные согласовываются. $
Проектное финансирование
В 2019 году на реализацию нацпроектов в федеральном бюджете предусмотрено выделение 1,7 трлн руб. В первом квартале выделены средства для 11 из 12 национальных проектов, не получил финансирования лишь нацпроект «Повышение производительности труда и поддержка занятости».
Выше среднего показателя 12,8% от планового годового бюджета исполнены расходы только по четырем национальным проектам — «Здравоохранение» (44,1%), «Наука» (20,6%), «Демография» (19,4%), «Международная кооперация и экспорт» (19,3%). Высокий уровень исполнения расходов по национальному проекту «Здравоохранение» (44,1%) объясняется большими расходами лишь по одному из восьми федеральных проектов — «Борьба с онкологическими заболеваниями» (69,7%), при этом по четырем федеральным проектам исполнение расходов не осуществлялось, по трем сложилось на крайне низком уровне (менее 3%).
Уровень исполнения бюджетных ассигнований на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и плана развития инфраструктуры составил лишь 0,1 и 5,1% показателя сводной росписи соответственно. При этом за январь—март 2019 года не осуществлялись расходы по шести федеральным проектам: «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» и «Автомобильные дороги Минобороны России» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а также «Европа — Западный Китай», «Северный морской путь», «Транспортно-логистические центры» и «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» комплексного плана развития инфраструктуры.