Инновации , Весь мир ,  
0 

Трудности переводов

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС
Традиционные банковские переводы и платежи постепенно уходят в прошлое.

В России активно внедряется Система быстрых платежей через мобильные приложения, которая в перспективе может заменить и банковские карты, и эквайринг. Соцсети и мессенджеры тоже готовы предоставить своим клиентам платежные услуги и вполне могут серьезно потеснить банки на этом рынке.

На смену монополии 

Летом прошлого года российские финансовые власти провели исследование, которое показало, что рынок денежных переводов физлиц (p2p) с помощью удаленных каналов — через интернет-банкинг и мобильные приложения — фактически монополизирован Сбербанком, на который приходится 94% всех подобных переводов внутри России. Тогда же появилась информация, что ЦБ решил сделать созданную им альтернативную Систему быстрых платежей (СБП) обязательной для всех банков, в том числе и для Сбербанка.


Система быстрых платежей — сервис, позволяющий физическим лицам мгновенно (в режиме 24/7) переводить деньги по номеру мобильного телефона себе или другим лицам вне зависимости от того, в каком банке открыты счета отправителя или получателя средств. По данным ЦБ, на начало июня к СБП было подключено 12 банков.


Решение регулятора объяснялось заботой о потребителях: у Сбербанка комиссия составляет 1% от суммы перевода, а в СБП она будет от 0,5 до 3 руб., а в первый год (2019-й) переводы проводятся вообще бесплатно.

Неудивительно, что СБП сразу показала хорошую динамику. «СБП — сервис относительно новый для наших клиентов, но мы видим, как услуга постепенно становится интересной для них — об этом говорят цифры объемов переводов, которые в апреле выросли в три раза по сравнению с мартом, а объемы переводов за первые две декады мая уже превысили показатели апреля», — говорит первый зампред правления Росбанка Арно Дени.

С ним согласны и в ВТБ. «Спрос на переводы в рамках Системы быстрых платежей постоянно растет: как по количеству платежей, так и по их объему», — заявили в пресс-службе банка. А в Тинькофф Банке отметили, что «это удобный инструмент для p2p-переводов, который значительно улучшает пользовательский опыт и стимулирует развитие безналичного оборота».

Естественно, что Сбербанк не хочет терять рынок с оборотами около 20 трлн руб. Недавно его глава Герман Греф сказал в интервью газете «Коммерсантъ»: «Мы ведем переговоры с ЦБ и надеемся, что удастся найти компромисс. Мы будем подключены, но на определенных условиях, которые создают смысл для дальнейшего развития системы». Позже стало известно, что условия, на которые претендует Сбербанк, заключаются в специальной комиссии для него по переводам в рамках СБП — 1% от суммы, то есть он хочет сохранить для себя действующие тарифы.

Но ради конкуренции со Сбербанком и снижения комиссии эта история и затевалась. А банк не собирается сворачивать свою систему переводов и даже подключает к ней коллег, например участников СБП Совкомбанк и Тинькофф Банк.

Впрочем, противостояние СБП и Сбербанка не единственный, а в перспективе, видимо, и не самый главный фронт борьбы за рынок денежных переводов.

На смену эквайрингу и картам 

Уже этим летом ЦБ планирует начать тестировать перевод денег юрлицам. А это, в свою очередь, может разрушить привычную модель торгового эквайринга, выстраивавшуюся в стране более 25 лет. В СБП оплата товаров будет осуществляться с помощью QR-кодов. В этом случае деньги списываются напрямую со счета покупателя на счет продавца без участия карт.

Эквайринговые комиссии для магазинов находятся на уровне 1,5–2,5% от суммы платежа. У СБП комиссия для торговых предприятий планируется значительно ниже. «Тот тариф, который мы обсуждаем по c2b (сonsumer-to-business. — РБК+), — это порядка 0,4%, что для них является абсолютным счастьем по сравнению с тем, что они платят сейчас», — сообщила первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова.

В России этот способ оплаты имеет все шансы оказаться востребованным. «Росбанк планирует предоставить своим клиентам оплату услуг по QR-кодам на первом этапе запуска проекта. Это точно еще один шаг в сторону безналичного мира — услуга однозначно займет нишу платежей, в которую пока по разным причинам не пришел классический эквайринг, и одновременно начнет конкурировать в сферах, где сейчас его позиции достаточно сильны», — уверен Арно Дени.

В Европе и США оплата при помощи QR-кодов пока не прижилась, поскольку наряду с развитой инфраструктурой приема банковских карт там есть устоявшаяся привычка к их использованию. Однако поток богатых китайских туристов может привести QR-коды и на эти рынки.

Так, Китай активно развивал собственную платежную систему China UnionPay с 2002 года, сегодня выдано более 4 млрд карт. Но после того как в 2012 году мессенджер WeChat начал продвигать QR-коды, карты стали отходить на второй план. На сегодняшний день платежи с использованием этой технологии в Китае исчисляются триллионами долларов и превышают половину ВВП страны.

В России эта технология оплаты еще не получила широкого распространения, но ее популяризацией намерена заняться СБП. Однако банки, наладившие инфраструктуру приема карт, вложившие в нее значительные средства, не хотят терять налаженный бизнес. А для поездки в Европу и США все еще нужна банковская карта. Так что от того, по какому пути пойдет развитие платежей в нашей стране — западному или восточному, зависит, что в скором времени будет в наших смартфонах: карта, QR-код или только соцсети.

На смену банкам 

Недавно Сбербанк сделал очередной шаг, чтобы получить преимущество на рынке денежных переводов. Он начал тестировать переводы по номеру телефонов для тех, у кого нет не только карты Сбербанка, но и вообще карты. Этот сервис позволяет получить наличные в банкомате или отделении банка по коду, который получателю денег приходит в СМС.

Это сильный ход в первую очередь в силу своей простоты. Люди вообще стремятся к упрощению всего, с чем имеют дело: электронные билеты, чтобы не ходить в кассу; голосовые помощники, чтобы не набирать слова на клавиатуре; переводы по номеру телефона, чтобы не запоминать номер карты, и т.д.

Компания TNS провела опрос в США, Великобритании и Австралии, и оказалось, что платежи с помощью личных голосовых помощников уже делают 26% опрошенных. Большинство американцев (56%) хотят купить автомобиль с возможностью оплаты парковки и заправки через приложение, не выходя из машины, как только он будет доступен. А «умным» холодильником, который может сам заказать, оплатить и запланировать доставку продуктов, воспользовались бы 45% опрошенных.

Однако чем проще сервис для клиента, тем больше проблем с обеспечением безопасности. Тем не менее переводы p2p — это клиентский сервис, и банк вынужден следовать за желаниями клиентов. Сегодня основой удобства является смартфон. Согласно исследованию международной маркетинговой компании Newzoo, в России более 90 млн пользователей смартфонов, что составляет почти две трети населения страны. В мире, по данным компании, смартфонами пользуются около 40% населения, но этот показатель растет и к 2021 году приблизится к 50%, что составит почти 4 млрд человек.

Таким образом, сервисы будут продолжать идти по пути развития технологий для смартфонов, в том числе и платежных. Так, Facebook уже более пяти лет назад начал разработку своей платежной системы, в рамках которой денежные переводы стали бы доступны в WhatsApp, Instagram и Facebook Messenger. В марте этого года The New York Times сообщила, что уже летом денежные переводы в WhatsApp будут доступны пользователям по всему миру. При этом сами переводы будут для пользователей абсолютно бесплатны. Такой альтруизм имеет вполне меркантильное объяснение. Руководство Facebook считает, что это станет первым шагом для создания собственной платежной системы на основе использования криптовалюты.

Соцсеть собирается увеличить свою коммерциализацию, и следующим шагом после внедрения переводов p2p будет оплата товаров. По данным интернет-издания TechCrunch, сегодня Instagram (принадлежит Facebook) уже тестирует оплату товаров и услуг в самом приложении без ввода платежных реквизитов. А переводы денег между физлицами в мессенджерах — это обкатка технологии оплаты и увеличение аудитории потенциальных покупателей. «Эта попытка в случае ее успеха угрожает разрушить традиционную и прибыльную систему электронной коммерции», — считает The Wall Street Journal.

Компетенция «Российские банки по цифровизации опережают многих европейских игроков»
Материалы выпуска
Инструменты «Cделать так, чтобы нашему клиенту было интересно сотрудничать с нами»
Инновации Трудности переводов
Компетенция «Российские банки по цифровизации опережают многих европейских игроков»
Рыночный расклад Инвестиции выходят в массы
Инструменты «Присутствие полимеров в нашей жизни прочнее, чем можно предположить»
Инновации Государство суперсервисов
Инструменты «Цель цифровизации — позитивный опыт граждан при работе с госсервисами»
Инновации Индустриальная эволюция
Рыночный расклад «Растут прежде всего сегменты, где много инноваций»
Инструменты Как оцифровать недра
Решения «Проектное управление сделает систему здравоохранения более эффективной»
Рыночный расклад С миру — по туристу
Инструменты «Страхование жизни — серьезный ресурс длинных денег в экономике России»
Компетенция Москва до самых до окраин
Компетенция «Страховая отрасль осознала необходимость цифровых перемен»
Скачать Содержание
Закрыть