С миру — по туристу
Материалы выпуска
Устойчивое развитие как национальная идея Решения Нацпроекты задержались на старте Компетенция Технологии банковского выживания Инструменты «Cделать так, чтобы нашему клиенту было интересно сотрудничать с нами» Инструменты Трудности переводов Инновации «Российские банки по цифровизации опережают многих европейских игроков» Компетенция Инвестиции выходят в массы Рынок «Присутствие полимеров в нашей жизни прочнее, чем можно предположить» Инструменты Государство суперсервисов Инновации «Цель цифровизации — позитивный опыт граждан при работе с госсервисами» Инструменты Индустриальная эволюция Инновации «Растут прежде всего сегменты, где много инноваций» Рынок Как оцифровать недра Инструменты «Проектное управление сделает систему здравоохранения более эффективной» Решения С миру — по туристу Рынок «Страхование жизни — серьезный ресурс длинных денег в экономике России» Инструменты Москва до самых до окраин Компетенция «Страховая отрасль осознала необходимость цифровых перемен» Компетенция
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска

С миру — по туристу

Развитие въездного туризма в России должно стать составной частью экспорта услуг, рассчитывают в правительстве.
Фото: Lori

Спортивный вклад 

За последние несколько лет Россия сделала несколько успешных шагов для привлечения иностранных туристов в страну. В основном за счет спортивных мероприятий: сначала зимней Олимпиады, затем чемпионата мира по футболу. Большое значение для популяризации России как страны с интересными туристическими направлениями имел ЧМ-2018, в том числе благодаря тому, что иностранцы смогли приезжать в страну без визы, только по «паспорту болельщика». В итоге, согласно данным Погранслужбы ФСБ, по Fan ID в Россию приехали 633 тыс. иностранных болельщиков. Больше всего их въехало в Россию из Китая — свыше 53 тыс. человек.

«Чемпионат мира по футболу привлек колоссальное количество зарубежных туристов, но это разовый фактор и не стоит полагаться на него в дальнейшем. Для иностранных туристов в России интересны в первую очередь исторические и архитектурные памятники, значимые для истории развития человечества места, природные красоты и т.д.», — говорит аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

При этом, по его словам, основное внимание иностранных туристов сосредоточено на Москве, Санкт-Петербурге и его окрестностях, городах «Золотого кольца», хотя при желании можно сделать информационно привлекательной практически любую точку России. «Привлекательные маршруты для иностранцев сейчас созданы не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих регионах, однако не везде есть достаточное количество качественных средств размещения, то есть далеко не везде инфраструктура адаптирована к приему иностранных туристов», — говорит профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталия Зайцева. По ее словам, даже не на всем участке дороги от Москвы до Ясной Поляны есть хорошее покрытие, а рядом с комплексом не хватает мест питания. «Олимпиада и чемпионат мира по футболу показали, что Россия может принять колоссальное количество туристов. Но, чтобы предоставить им качественный сервис и услуги, нужно пройти действительно большой путь, который пока еще даже не начался», — считает руководитель аналитического департамента компании «ФинИст» Катя Френкель.

Перспективы роста 

В свою очередь, правительство рассматривает туристическую отрасль как одну из перспективных и готово развивать, в частности, въездной туризм в рамках национального приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт». В числе мер поддержки в нем прописаны стимулирующие выплаты туроператорам за каждого привезенного в Россию иностранного туриста, компенсация части маркетинговых затрат компаний, работающих на российском рынке в сфере въездного туризма, а также продвижение российского турпродукта за рубежом.

Согласно концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019—2025 годы)», утвержденной правительством в мае 2018-го, туризм формирует 3,4% ВВП и влияет на отрасли, а создание одного рабочего места в сфере туризма влечет создание до пяти рабочих мест в смежных отраслях.

В качестве основного механизма развития отрасли был выбран кластерный подход. Всего в Ростуризме предлагают выделить 15 «перспективных туристских укрупненных инвестиционных проектов», по сути, сразу несколько регионов, в которые туристы, как ожидается, приезжают с одной целью. Например, таким проектом в сфере оздоровительного туризма считается «Черноморское побережье», включающее сразу Краснодарский край, Крым и Севастополь. Другой пример — укрупненный инвестиционный проект «Серебряное ожерелье России», куда входят сразу Архангельская, Вологодская, Мурманская, Ленинградская, Новгородская, Псковская области, Санкт-Петербург, Карелия, Республика Коми и Ненецкий автономный округ.

В концепции описаны три варианта развития туризма в России: инерционный, оптимальный и амбициозный. Инерционный вариант предполагает, что общий объем финансирования составит 97,91 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 24,54 млрд руб., остальное — за счет инвесторов. В таком случае возможен вклад российского туризма в ВВП до 4,14%. Оптимальный вариант предполагает общий объем финансирования в размере 387,64 млрд руб., в том числе 69,27 млрд руб. из федерального бюджета. В этом случае вклад туризма в ВВП вырастет на 70%, то есть до 5,78% от объема ВВП. Наконец, согласно амбициозному варианту общий объем финансирования составит 676,93 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 221,84 млрд руб., и тогда на туризм будет приходиться до 6,53% ВВП. Реализация каждого из этих сценариев зависит не только от объема выделенных государством средств, но и в целом от ситуации в мире и российской экономике. Например, для амбициозного сценария ВВП страны должен расти более чем на 5% в год.

Проект программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019—2025 годы)» на основе принятой концепции был разработан Ростуризмом и представлен для обсуждения еще в сентябре 2018 года, однако до сих пор не принят.

По словам Наталии Зайцевой, возможности России по приему иностранных туристов огромны, но перспективы развития въездного туризма можно скорее связать с эффективностью реализации государственных мер поддержки и продвижения российских туров на международном рынке, в том числе в рамках приоритетного национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Более того, в августе 2018 года правительство начало субсидировать программы по привлечению иностранных туристов. Согласно утвержденным «Правилам предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку туроператоров», туроператоры смогут получить господдержку на общую сумму до 320 млн руб. для организации туров по 11 турнаправлениям внутри России.

«Сейчас в рамках этой инициативы начата программа субсидирования государством туроператоров, занимающихся приемом туристов из некоторых стран Европы. Такой подход позволяет контролировать расходы на поддержку развития въездного туризма и обеспечивает приток туристов со средним и высоким уровнем дохода», — говорит Наталия Зайцева.


Трудности с подсчетом

Главным источником сведений о количестве иностранных туристов в России выступает Росстат. По данным ведомства, в 2018 году страну посетили 24,55 млн человек — этот же результат используется в международных исследованиях туризма и аналитических материалах правительства РФ. При этом, по мнению экспертов, реальное количество туристов в стране совсем другое. «Статистика по иностранным гражданам-туристам — это большая проблема, о которой уже много лет говорят на всех уровнях», — рассказывает профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталия Зайцева. В статистику Росстата попадают все пересечения границы иностранными гражданами, независимо от реальной или даже декларируемой цели визита. Поэтому из 24,4 млн «туристов» более 8,2 млн визитов приходится на Украину и 3,5 млн — на Казахстан: очевидно, речь идет о поездках не с целью туризма.

Гораздо более дифференцированные данные по въездному туризму дает Погранслужба ФСБ, согласно которым в 2018 году Россию посетили 32,6 млн иностранцев, что на 1,6% больше, чем в 2017-м, но из них только 4,2 млн человек указали туризм в качестве цели своего визита. Впрочем, это на 10,3% больше, чем в 2017 году (3,8 млн). Эти данные в шесть раз ниже опубликованных оценок Росстата, и если исходить из них, в Россию в прошлом году приехало почти в два раза меньше туристов, чем в Иран (7,8 млн человек).