«Растут прежде всего сегменты, где много инноваций»
Материалы выпуска
Устойчивое развитие как национальная идея Решения Нацпроекты задержались на старте Компетенция Технологии банковского выживания Инструменты «Cделать так, чтобы нашему клиенту было интересно сотрудничать с нами» Инструменты Трудности переводов Инновации «Российские банки по цифровизации опережают многих европейских игроков» Компетенция Инвестиции выходят в массы Рынок «Присутствие полимеров в нашей жизни прочнее, чем можно предположить» Инструменты Государство суперсервисов Инновации «Цель цифровизации — позитивный опыт граждан при работе с госсервисами» Инструменты Индустриальная эволюция Инновации «Растут прежде всего сегменты, где много инноваций» Рынок Как оцифровать недра Инструменты «Проектное управление сделает систему здравоохранения более эффективной» Решения С миру — по туристу Рынок «Страхование жизни — серьезный ресурс длинных денег в экономике России» Инструменты Москва до самых до окраин Компетенция «Страховая отрасль осознала необходимость цифровых перемен» Компетенция
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска

«Растут прежде всего сегменты, где много инноваций»

О состоянии потребительского рынка и стандартах новых производств РБК+ рассказал президент Henkel в России Сергей Быковских.
Фото: Алена Кондюрина для РБК

— Доходы населения в России не растут, но потребительский спрос после посткризисного падения постепенно восстанавливается. Как обстоит дело в сегментах, связанных с деятельностью вашей компании, — бытовой химии, косметике, материалах для ремонта и строительства?

— Мы действительно работаем и в потребительском секторе, и в индустриальном, то есть в сфере b2b. Ту разнонаправленность, о которой вы говорите, мы очень хорошо чувствуем. Восстановление спроса идет, но после сильного проседания, с низкой базы, — на мой взгляд, мы еще не вышли на уровень 2013–2014 годов. Растут прежде всего сегменты, где много инноваций. В частности, в сегменте чистящих и моющих средств увеличиваются продажи жидких гелей, капсул. Это связано и с ростом ипотечного кредитования. Люди покупают квартиры и оборудуют их новой техникой, которая более требовательна к качеству моющих средств. Двузначными темпами растут и продажи нашего индустриального подразделения: строительные смеси, материалы для отделки швов, штукатурные материалы, клеи и так далее.

— Как изменяется поведение самих потребителей?

— Люди стали более рациональны. Часть сбережений, которые появились в сытые годы, была израсходована в кризис, многие взяли кредиты, их нужно оплачивать, и люди ищут возможность экономить в повседневном потреблении. Одновременно растет конкуренция между ретейлерами, рынок консолидируется, концентрируется. Фактически сейчас в розничном рынке более половины всего, что продается, продается с промоценой, большими скидками.

— А в отношении косметики и парфюмерии как дело обстоит?

— То, что внушает оптимизм, — лояльность к брендам на нашем рынке достаточно высока. Но все же люди пробуют альтернативные предложения, и бренд сохраняет позиции, только предлагая качество по взвешенной цене. Для наших женщин — возможно, это субъективное мнение — важнее всегда и везде выглядеть на отлично. Перед индустрией красоты это, конечно, открывает большие возможности.

— Какие новые средства появляются? Чего хотят потребители?

— Некоторые тренды очевидны, один из них — экологический. Люди все больше ценят натуральность — вероятно, стремление вернуться к основам растет под давлением урбанистической культуры. Мы запустили новый бренд Beauty Care в тренде чистой косметики. Это больше чем бренд — это движение, созданное вместе с экспертами в профессиональном салонном бизнесе, который объединен идеей натуральных ингредиентов. Это премиальный сегмент, но использованные при создании марки технологии и концепции мы будем каскадировать в массмаркет.

У потребителей есть запрос на простоту — то, что называется basics: без лишних ингредиентов, без избыточной упаковки, которая вредит окружающей среде.

Актуальна, например, упаковка из переработанного пластика. Мы, как компания, ставим перед собой задачу, чтобы уже к 2025 году у нас 25% пластиковой упаковки было изготовлено из переработанного пластика. А в перспективе хотим вообще отказаться от пластика, который используется первый раз. Все видели, наверное, фотографии китов, которые питаются пластиковым мусором и погибают от этого.

Но проблема не только в переработке пластика, но и прежде всего в том, чтобы наладить его сбор.

Именно поэтому мы участвуем в социальном предприятии Plastic Bank. Его организовал канадский предприниматель: в ряде стран, начиная с беднейших, он запустил систему, в рамках которой жители сдают пластик и получают некий набор выгод — иногда не просто деньги, а доступ к определенным медицинским услугам и т.д. Собранный пластик поступает на переработку, а затем интегрируется обратно в производственный процесс. В прошлом году Henkel представила в Европе первую партию продуктов с маркировкой «социальный пластик» — это 25 тыс. упаковок, сделанных из материалов, которые собрали жители Гаити. По вопросу пластика мы находимся в контакте и с властями — к примеру, Московского региона: так случилось, что эта инициатива синхронно возникла и с их, и с нашей стороны. Они изучают возможности привлечения одного из западноевропейских инвесторов для строительства завода по переработке пластика, который мог бы после этого использоваться уже, в частности, для упаковки шампуней, душ-гелей, чистящих и моющих средств.

— Как вы оцениваете перспективы российского рынка?

— Безусловно, Россия является одним из стратегических рынков — не только для нас, но и для других игроков. И говоря о России, мы говорим о Евразийском экономическом союзе — еще большем рынке. Мы работаем здесь уже больше четверти века. На этот рынок нельзя выходить, руководствуясь идеей «если завтра что-то случится, мы уйдем». За последние 25–30 лет было несколько кризисов, но в итоге и экономика восстанавливалась, и те, кто оставался, выигрывали — в лояльности потребителей, в рыночной доле и в конечном итоге в росте бизнеса. Мы выросли из небольшой компании в крупного игрока рынка, лидера в своих сегментах.

— Значит, Россия по-прежнему развивающийся рынок?

— И да, и нет. Ее принято относить к категории развивающихся рынков. Почему возможен ответ «нет»? Потому что в потребительских сегментах рост уже не такой, как ожидали бы глобальные корпорации от развивающихся рынков. Во многом Россия — зрелый рынок по динамике и структуре торговых каналов, которые модернизируются, консолидируются с большой скоростью. В стране 80% населения урбанизировано, и везде в городах современные форматы торговли, с большой долей продажи в промо. Если послушать экспертов «Яндекса», они говорят о том, что доля электронной торговли в ближайшем пятилетии составит 20–25% от общего объема ретейла. Это очень много.

— А насколько интересно открывать в России индустриальные площадки?

— Мы видим реальную заинтересованность регионов в привлечении инвесторов. Возможно, это связано с тем, что эффективность глав и правительств регионов сейчас реально оценивается по этим показателям. В регионах своего присутствия мы находимся в очень плотном контакте с властями. В России также одна из самых низких корпоративных налоговых ставок. Здесь выгодно производить. У нас девять заводов, десятый сейчас строится. Общий объем реализуемой программы инвестиций за последние десять лет — почти $300 млн. Один из крупнейших инвестиционных проектов в нашем портфеле сейчас находится в стадии завершения, и обновленное предприятие полностью запустим ближе к концу года. Это наш подмосковный объект под Ногинском, крупное косметическое производство. Мы расширили производственные и складские площади. Второй по объемам инвестиций проект — пермское производство, где мы в прошлом году модернизировали многие линии, запустили автоматические линии по производству средств для посудомоечных машин. Мы продолжаем углублять локализацию, что является прямым подтверждением значимости рынка. Все наши заводы возводятся или модернизируются с учетом наших внутренних экологических стандартов. Они крайне высокие. Henkel является единственной компанией в первой тридцатке немецких компаний, котируемых на Франкфуртской бирже, которой удалось получить «Зеленый кредит», то есть финансирование, ставка в котором зависит от экологических показателей. Все наши производства строятся с учетом средств оптимизации расхода воды, минимизации производства отходов. Henkel вносит свой вклад в развитие в России предприятий с самыми высокими экостандартами.