Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

«Растут прежде всего сегменты, где много инноваций»

Фото: Алена Кондюрина для РБК
Фото: Алена Кондюрина для РБК
О состоянии потребительского рынка и стандартах новых производств РБК+ рассказал президент Henkel в России Сергей Быковских.

— Доходы населения в России не растут, но потребительский спрос после посткризисного падения постепенно восстанавливается. Как обстоит дело в сегментах, связанных с деятельностью вашей компании, — бытовой химии, косметике, материалах для ремонта и строительства?

— Мы действительно работаем и в потребительском секторе, и в индустриальном, то есть в сфере b2b. Ту разнонаправленность, о которой вы говорите, мы очень хорошо чувствуем. Восстановление спроса идет, но после сильного проседания, с низкой базы, — на мой взгляд, мы еще не вышли на уровень 2013–2014 годов. Растут прежде всего сегменты, где много инноваций. В частности, в сегменте чистящих и моющих средств увеличиваются продажи жидких гелей, капсул. Это связано и с ростом ипотечного кредитования. Люди покупают квартиры и оборудуют их новой техникой, которая более требовательна к качеству моющих средств. Двузначными темпами растут и продажи нашего индустриального подразделения: строительные смеси, материалы для отделки швов, штукатурные материалы, клеи и так далее.

— Как изменяется поведение самих потребителей?

— Люди стали более рациональны. Часть сбережений, которые появились в сытые годы, была израсходована в кризис, многие взяли кредиты, их нужно оплачивать, и люди ищут возможность экономить в повседневном потреблении. Одновременно растет конкуренция между ретейлерами, рынок консолидируется, концентрируется. Фактически сейчас в розничном рынке более половины всего, что продается, продается с промоценой, большими скидками.

— А в отношении косметики и парфюмерии как дело обстоит?

— То, что внушает оптимизм, — лояльность к брендам на нашем рынке достаточно высока. Но все же люди пробуют альтернативные предложения, и бренд сохраняет позиции, только предлагая качество по взвешенной цене. Для наших женщин — возможно, это субъективное мнение — важнее всегда и везде выглядеть на отлично. Перед индустрией красоты это, конечно, открывает большие возможности.

— Какие новые средства появляются? Чего хотят потребители?

— Некоторые тренды очевидны, один из них — экологический. Люди все больше ценят натуральность — вероятно, стремление вернуться к основам растет под давлением урбанистической культуры. Мы запустили новый бренд Beauty Care в тренде чистой косметики. Это больше чем бренд — это движение, созданное вместе с экспертами в профессиональном салонном бизнесе, который объединен идеей натуральных ингредиентов. Это премиальный сегмент, но использованные при создании марки технологии и концепции мы будем каскадировать в массмаркет.

У потребителей есть запрос на простоту — то, что называется basics: без лишних ингредиентов, без избыточной упаковки, которая вредит окружающей среде.

Актуальна, например, упаковка из переработанного пластика. Мы, как компания, ставим перед собой задачу, чтобы уже к 2025 году у нас 25% пластиковой упаковки было изготовлено из переработанного пластика. А в перспективе хотим вообще отказаться от пластика, который используется первый раз. Все видели, наверное, фотографии китов, которые питаются пластиковым мусором и погибают от этого.

Но проблема не только в переработке пластика, но и прежде всего в том, чтобы наладить его сбор.

Именно поэтому мы участвуем в социальном предприятии Plastic Bank. Его организовал канадский предприниматель: в ряде стран, начиная с беднейших, он запустил систему, в рамках которой жители сдают пластик и получают некий набор выгод — иногда не просто деньги, а доступ к определенным медицинским услугам и т.д. Собранный пластик поступает на переработку, а затем интегрируется обратно в производственный процесс. В прошлом году Henkel представила в Европе первую партию продуктов с маркировкой «социальный пластик» — это 25 тыс. упаковок, сделанных из материалов, которые собрали жители Гаити. По вопросу пластика мы находимся в контакте и с властями — к примеру, Московского региона: так случилось, что эта инициатива синхронно возникла и с их, и с нашей стороны. Они изучают возможности привлечения одного из западноевропейских инвесторов для строительства завода по переработке пластика, который мог бы после этого использоваться уже, в частности, для упаковки шампуней, душ-гелей, чистящих и моющих средств.

— Как вы оцениваете перспективы российского рынка?

— Безусловно, Россия является одним из стратегических рынков — не только для нас, но и для других игроков. И говоря о России, мы говорим о Евразийском экономическом союзе — еще большем рынке. Мы работаем здесь уже больше четверти века. На этот рынок нельзя выходить, руководствуясь идеей «если завтра что-то случится, мы уйдем». За последние 25–30 лет было несколько кризисов, но в итоге и экономика восстанавливалась, и те, кто оставался, выигрывали — в лояльности потребителей, в рыночной доле и в конечном итоге в росте бизнеса. Мы выросли из небольшой компании в крупного игрока рынка, лидера в своих сегментах.

— Значит, Россия по-прежнему развивающийся рынок?

— И да, и нет. Ее принято относить к категории развивающихся рынков. Почему возможен ответ «нет»? Потому что в потребительских сегментах рост уже не такой, как ожидали бы глобальные корпорации от развивающихся рынков. Во многом Россия — зрелый рынок по динамике и структуре торговых каналов, которые модернизируются, консолидируются с большой скоростью. В стране 80% населения урбанизировано, и везде в городах современные форматы торговли, с большой долей продажи в промо. Если послушать экспертов «Яндекса», они говорят о том, что доля электронной торговли в ближайшем пятилетии составит 20–25% от общего объема ретейла. Это очень много.

— А насколько интересно открывать в России индустриальные площадки?

— Мы видим реальную заинтересованность регионов в привлечении инвесторов. Возможно, это связано с тем, что эффективность глав и правительств регионов сейчас реально оценивается по этим показателям. В регионах своего присутствия мы находимся в очень плотном контакте с властями. В России также одна из самых низких корпоративных налоговых ставок. Здесь выгодно производить. У нас девять заводов, десятый сейчас строится. Общий объем реализуемой программы инвестиций за последние десять лет — почти $300 млн. Один из крупнейших инвестиционных проектов в нашем портфеле сейчас находится в стадии завершения, и обновленное предприятие полностью запустим ближе к концу года. Это наш подмосковный объект под Ногинском, крупное косметическое производство. Мы расширили производственные и складские площади. Второй по объемам инвестиций проект — пермское производство, где мы в прошлом году модернизировали многие линии, запустили автоматические линии по производству средств для посудомоечных машин. Мы продолжаем углублять локализацию, что является прямым подтверждением значимости рынка. Все наши заводы возводятся или модернизируются с учетом наших внутренних экологических стандартов. Они крайне высокие. Henkel является единственной компанией в первой тридцатке немецких компаний, котируемых на Франкфуртской бирже, которой удалось получить «Зеленый кредит», то есть финансирование, ставка в котором зависит от экологических показателей. Все наши производства строятся с учетом средств оптимизации расхода воды, минимизации производства отходов. Henkel вносит свой вклад в развитие в России предприятий с самыми высокими экостандартами.

Инструменты Как оцифровать недра
Материалы выпуска
Инструменты «Cделать так, чтобы нашему клиенту было интересно сотрудничать с нами»
Инновации Трудности переводов
Компетенция «Российские банки по цифровизации опережают многих европейских игроков»
Рыночный расклад Инвестиции выходят в массы
Инструменты «Присутствие полимеров в нашей жизни прочнее, чем можно предположить»
Инновации Государство суперсервисов
Инструменты «Цель цифровизации — позитивный опыт граждан при работе с госсервисами»
Инновации Индустриальная эволюция
Рыночный расклад «Растут прежде всего сегменты, где много инноваций»
Инструменты Как оцифровать недра
Решения «Проектное управление сделает систему здравоохранения более эффективной»
Рыночный расклад С миру — по туристу
Инструменты «Страхование жизни — серьезный ресурс длинных денег в экономике России»
Компетенция Москва до самых до окраин
Компетенция «Страховая отрасль осознала необходимость цифровых перемен»
Скачать Содержание
Закрыть