— Эксперты ВОЗ и ЮНИСЕФ недавно выразили обеспокоенность ухудшением детского здоровья в том числе из-за агрессивного маркетинга фастфуда, сладких напитков и вредных привычек. Вы солидарны с представителями мировой общественности? Какие угрозы детскому здоровью выходят сегодня на первый план?
— Экологические проблемы и агрессивная реклама играют не последнюю роль в подрыве детского здоровья. Однако с точки зрения организации питания детей и формирования пищевых привычек зачастую сильное влияние оказывают родители и тот формат потребления, который сложился в семье. Ведь картошку фри двухлетнему ребенку покупают сами родители, не подозревая, что систематическое потребление трансжиров в детском возрасте ведет не только к проблемам с весом, но и влияет на умственные способности, на память. И, наоборот, в ситуации с потреблением молока и кисломолочных продуктов, когда родители отказываются от них и не дают ребенку, может привести к определенным проблемам со здоровьем в будущем.
Организм ребенка — это не то же самое, что организм взрослого. Самая большая угроза — что родители этого часто не понимают.
У многих взрослых отсутствует правильное представление об особенностях физиологического развития ребенка в разные возрастные периоды, а также о потребностях его организма в питательных веществах. Большинство просто не знают, что многие полезные вещества, которые ребенок недополучил в период своего роста, невозможно восполнить, будучи уже взрослым. Как эксперт по дошкольному и школьному питанию, считаю, что этот вопрос сейчас станет еще острее: проблемы с питанием в общеобразовательных учреждениях стали очевидными не только активным родителям и общественникам, но и тем родителям, которые не задумывались об этом.
— В чем участие союза «Здоровье наших детей» в формировании культуры питания детей?
— Мы занимается разработкой и реализацией просветительских программ, в рамках которых дети, родители и учителя получают информацию о продуктах питания, которые они употребляют и которые полезны для организма. Один из наших приоритетных проектов — программа «Школьное молоко». Это международная программа почти со 100-летним опытом реализации более чем в 80 странах мира. Целью программы является формирование осознанного отношения детей к здоровому питанию и укрепление их здоровья.
В России программа реализуется с 2005 года. В этом году мы отмечаем 15-летний юбилей вместе с 20 регионами — участниками программы. В рамках программы дети в школе получают бесплатно молоко ежедневно или два-три раза в неделю за счет регионального и муниципального бюджетов. При этом исключаются санитарно-гигиенические риски, так как ультрапастеризованное молоко поставляется в индивидуальной упаковке с трубочкой. Мы сотрудничаем с лучшими производителями молока.
Кроме того, чтобы помочь нашей аудитории разобраться в основах здорового питания, мы привлекаем экспертов Федерального исследовательского центра питания и биотехнологии и предоставляем различные обучающие материалы, которые учителя, например, могут использовать в своей ежедневной работе.
— Есть семьи, которые и сами придерживаются здорового питания, сейчас появились целые движения так называемых зожников.
— Действительно, есть родители, которые озабочены своим и детским здоровьем. Кроме того, пандемия коронавируса заставила многих задуматься о том, как питание влияет на иммунитет. А ограничения на посещение ресторанов и кафе во время самоизоляции обратили наше с вами внимание не только на питание в школе, но и на домашний рацион.
Однако в погоне за здоровым питанием существует другая крайность — необоснованный отказ от некоторых продуктов, от молочных в том числе. Да, есть определенный процент людей с непереносимостью лактозы, в европейской части он составляет от 1 до 7%. Но для остальных, особенно в детском возрасте, молоко необходимо не только для формирования костной системы, сердца и сосудов, обеспечения растущего организма белком и именно тем сочетанием кальция и фосфора, который легко усваивается детским организмом.
При этом мониторинги здоровья детей, которые проводятся органами здравоохранения в регионах — участниках программы «Школьное молоко», показали, что, например, в Ленинградской области, где программа реализуется с 2005 года, на 11% снизилась общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет и на 8% — заболеваемость органов пищеварения. В Воронежской области за восемь лет работы программы «Школьное молоко» снизилось проявление хронической соматической патологии у школьников.
Но пока в целом потребление молока в стране остается ниже рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) нормой 325 кг на человека в год и составляет 279, 6 кг (данные Росстата на 2019 год).
Мы разделяем позицию о необходимости вводить ограничения агрессивного маркетинга вредных продуктов. Но при этом родителей нужно просвещать, чтобы помочь разобраться в том, какие продукты полезны для здоровья детей. Мы всегда стараемся вовлекать в мероприятия нашей программы не только детей, но и взрослых. Дети, участвуя в наших конкурсах и активностях, вовлекают родителей в совместное изучение материала и создание конкурсных работ по здоровому питанию.
— Что школа, государство и общество могут предпринять для развития культуры здорового питания у детей?
— В рамках просветительской деятельности по программе «Школьное молоко» мы рассказываем не только о пользе молока, но и в целом о здоровом питании и режиме сна. Ведь это все взаимосвязано, одно без другого не работает. Обеспечить здоровье детей и увеличить число граждан, ведущих здоровый образ жизни, — эти задачи можно решить только при системном подходе. И правильное питание в течение дня, в том числе в школе, — тоже часть этой системы.
Систематический пропуск обеденного приема пищи, а в некоторых случаях и сознательный отказ детей от завтраков при 6-часовом учебном дне, формирует развитие хронических заболеваний у 75% выпускников российских школ. Если учесть количество школьников в России — более 16 млн человек, счет молодых россиян с болезнями ЖКТ и других органов идет даже не на сотни тысяч, а на миллионы.
Однако охрана здоровья детей стала одним из основных приоритетов государства. Решение об обеспечении учащихся младших классов школы горячим питанием — уже серьезный шаг на пути к формированию правильных пищевых привычек.
— Что дает уверенность в том, что горячее питание в школах будет сбалансированным?
— Насколько можно судить по рекомендациям Роспотребнадзора, в соответствии с которыми будет организовано горячее питание в школах, составлено меню, определена суточная норма продуктов и питание будет достаточно сбалансированным и действительно будет соответствовать решению проблем с детским здоровьем. Рекомендации предусматривают качественный отбор продуктов. Помимо того что в рацион школьников включено молоко, очень важно, что уменьшена норма сахара в ежедневном рационе школьников. Аналогичные рекомендации необходимо распространить и на питание в детских садах, где сейчас потребление сахара превышает рекомендованную ВОЗ норму.
— Насколько школы и региональные власти открыты к той просветительской работе, которую вы ведете?
— Школы, с которыми мы взаимодействуем, очень активные и поддерживают наши инициативы в области воспитания привычек правильного питания и образа жизни. Они сами организуют тематические дополнительные уроки, активно участвуют в наших конкурсах и мероприятиях, используют наши материалы.
Союз «Здоровье наших детей» прикладывает значительные усилия, чтобы обеспечить стабильную работу программы «Школьное молоко» в каждом регионе. Мы видим большой интерес территориальных властей к программе. В этом году, например, к программе присоединились Иркутская и Челябинская области.
В начале октября пройдет Всероссийский онлайн-форум, в рамках которого будут освещены вопросы, связанные с организацией питания детей в школах и обучения их основам здорового питания.
Представители системы здравоохранения и образования, а также надзорные органы в области охраны здоровья граждан на единой площадке смогут обсудить все самые актуальные вопросы в организации здорового питания детей — от итогов реализации программы «Школьное молоко» и ее дальнейшего развития до реализации закона о горячем питании в школах.