COVID-19 усугубит проблему так называемой квалификационной ямы — несоответствия навыков трудящихся спросу организаций, отраслей или регионов, отмечается в аналитической статье The Boston Consulting Group (BCG), опубликованной в мае этого года. В России, по оценке BCG, налог на производительность (недополученный из-за квалификационной ямы валовый продукт) за время коронакризиса может составить 0,6% ВВП. А если не сбалансировать спрос и предложение на рынке труда, потери ВВП могут увеличиться до 1,8%.
«Пандемия запустила процесс долгосрочных структурных изменений — от гибких и удаленных схем работы до ускорения автоматизации и цифровизации», — говорится в аналитическом материале. Эти изменения затронут до 1,5 млрд рабочих мест в ближайшие десять лет: автоматизация подвергнет риску 12% существующих рабочих мест, и около 30% рабочих мест потребуют от людей совершенно новых навыков. Срочная потребность в удаленной работе уже запустила волну массового освоения цифровых навыков.
Skill gap, или несоответствие квалификации, — общемировая проблема, говорит директор по управлению талантами и развитию персонала, руководитель «Билайн Университета» Евгений Уйхази. «Уже в ближайшие три года в результате автоматизации и внедрения новых технологий потребуется обучение новой профессии или профессиональная переподготовка 120 млн человек», — ссылается он на исследование американской IBM.
Лучше машины
Общая грамотность людей и их способности к решению рабочих задач уже в 2017 году уступали возможностям компьютеров, отмечают авторы исследования «Трудности и перспективы цифровой трансформации образования» НИУ ВШЭ (2019): «Только около 13% работников обладают достаточной грамотностью и способностью решать задачи на уровне, заведомо превышающем тот, которого достигли компьютерные системы».
При этом новые технологии повышают значимость навыков и задач, которые машина заменить не может: люди по-прежнему, например, намного лучше справляются с неограниченными задачами, требующими гибкости, творчества, рассудительности и социального взаимодействия.
Ученые Гарвардского университета при участии Фонда Карнеги и Стэнфордского исследовательского центра более ста лет назад выяснили, что 85% успеха в работе обусловлено хорошо развитыми социальными навыками и личными качествами (soft skills) и только 15% — техническими знаниями (hard skills).
Но ценность soft skills стала расти только с активным технологическим прогрессом. Когнитивные навыки по-прежнему являются значимыми параметрами успеха на рынке труда, но их важность заметно снизилась с 2000 года, отмечают аналитики американского National Bureau of Economic Research: в период с 1980 по 2012 год доля профессий, требующих социальных навыков, выросла почти на 12 процентных пунктов от всех рабочих мест в США. Заработная плата по специальностям, требующим социальных навыков, также росла быстрее, чем по другим профессиям.
Слишком человеческое
Скорость процессов в компаниях увеличилась и привела к росту потребности в мягких (или гибких) и цифровых навыках, отмечает и.о. ректора, проректор по обучению и исследованиям Корпоративного университета Сбербанка Игорь Баранов: «В России потребность в мягких навыках обострилась буквально в последние три—пять лет и еще не успела транслироваться в систему образования в необходимом формате».
Soft skills включены в новые федеральные государственные стандарты образования, отмечают эксперты. Однако на практике они пока мало где реализуются. Основой для формирования навыков XXI века — критического мышления, умения решать задачи, креативности в сочетании с коммуникацией, сотрудничеством, эмпатией — в Институте образования НИУ ВШЭ считают в том числе школу, которая сама сегодня требует серьезной трансформации.
Так, по данным опроса 4500 учителей из 85 регионов России, проведенного НИУ ВШЭ в 2018 году, российские педагоги по-прежнему сфокусированы в основном на предметных знаниях: свою ответственность учителя ощущают за передачу знания по основным предметам (81,7%). «Социальные навыки и умение учиться относятся ими чаще к сфере ответственности семьи», — говорится в исследовании.
Корпоративный стандарт
Вузы, по словам Игоря Баранова, тоже медленно реагируют на изменения в бизнесе: «Университеты — как российские, так и международные — традиционно ориентируются на подготовку профессиональных навыков, с наличием которых до недавнего времени было связано трудоустройство и карьерное продвижение». По его мнению, перестройка форматов работы и обучение преподавателей, которые всю жизнь преподавали исключительно профессиональные умения, требуют длительного времени.
В результате работодатели сталкиваются в том числе с неумением выпускников структурировать большие потоки совершенно разноплановой профессиональной и социальной информации, говорит руководитель службы корпоративного обучения «Яндекса» Анастасия Герасимова: «Это осложняет адаптацию на рабочем месте». И компании вынуждены восполнять пробелы нужных навыков в первую очередь с помощью корпоративного обучения и наставничества.
В постпандемическом мире значительно возрастет роль корпоративного образования, уверен директор по персоналу Альфа-банка Марат Исмагулов: «Компания лучше знает, какие навыки больше нужны ее сотрудникам, а главное — она находится на острие технологий».
С целью помочь преодолеть последствия COVID-19 для рынка труда компания Microsoft, например, выступила с инициативой по развитию до конца этого года цифровых и мягких навыков у 25 млн человек во всем мире как с помощью собственных образовательных платформ, так и через грантовую поддержку некоммерческих образовательных организаций. По оценке компании, в ближайшие пять лет необходимо будет заполнять около 149 млн новых высокотехнологических рабочих мест.
Улыбка Гагарина
В обозримом будущем и высшее образование сможет перестроиться и выпускать всесторонне развитых выпускников, способных к непрерывному развитию и гибкости, уверена руководитель отдела по подбору персонала онлайн-платформы для обучения «Учи.ру» Татьяна Биличенко.
Например, в конце прошлого года Всероссийский студенческий союз запустил школу «Soft skills наставник», в которой лидеров студенческих объединений и молодых сотрудников вузов обучают развитию гибких надпрофессиональных навыков у студентов. А Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого совместно с РАНХиГС запустил на платформе «Открытое образование» курс «Навыки личной эффективности».
Способствовать развитию soft skills будет и внедрение в российскую систему образования распространенного на Западе формата liberal art — когда в рамках бакалавриата студенты обучаются большому набору навыков и предметов, которые они сами выбирают из разных сфер знаний, считает Игорь Баранов: «Такой формат дает более широкий кругозор, учит быстро усваивать совершенно разную информацию, обрабатывать ее, коммуницировать в понятном для других формате, работать в команде над какой-то проблемой или проектом и делает выпускника в высокой степени адаптивным».
Главное, чтобы повышенное внимание к мягким, или гибким, навыкам не привело к другому дисбалансу — появлению хороших коммуникаторов с поверхностными профессиональными знаниями, предостерегает директор Института государственной службы и управления РАНХиГС Игорь Барциц: «Улыбка Гагарина покорила весь мир, но вряд ли этот soft skill первого человека в космосе был главным в тот момент, когда выбор Королева был остановлен на нем».
Драйвером рынка soft skills выступят развивающиеся страны
Темпы роста рынка обучения soft skills, по данным аналитиков международной Transparency Market Research, в течение ближайших семи лет составят в среднем 12% в год, а объем рынка к 2027 году достигнет $38 млрд. Драйвером здесь станут экономики развивающихся стран и растущая квалификационная яма, отмечают исследователи. Азиатско-Тихоокеанский регион будет доминирующим на рынке обучения soft skills (со среднегодовым темпом роста 13%), а основная доля дохода рынка придется на Северную Америку и Европу. Доля корпоративного сегмента на рынке обучения мягким навыкам увеличится с $7,7 млрд в 2019 году до $19 млрд в 2027-м.
По данным онлайн-опроса Агентства инноваций Москвы 2019 года, программы по развитию soft skills входят в тройку наиболее востребованных продуктов на столичном рынке EdTech. 39% участников рынка считают, что они будут пользоваться наибольшей популярностью в ближайшей перспективе.