— Половина российских учителей и преподавателей вузов оказались технически и методически не готовы к работе онлайн — таковы результаты мартовского опроса Аналитического центра НАФИ. Как вы оцениваете цифровизацию образования в стране?
— Вопрос цифровизации образования действительно стоит достаточно остро. Экономика идет в сторону цифровизации отраслей, передовые технологии начинают играть все большую роль в формировании дополнительных доходов бюджета страны. И именно образование способно сформировать необходимую цифровую среду, человеческий капитал для создания высокотехнологичных продуктов с высокой добавочной стоимостью.
На данный момент развитие цифровой инфраструктуры в образовании и проникновение информационных технологий в учебный процесс и организацию работы учебных заведений очень разнородное: есть, например, высшие школы, которые оборудованы по последнему слову техники, и есть вузы, особенно региональные, которые серьезно технологически отстают.
Сейчас в какой-то степени это даже преимущество для рывка: дело в том, что чем меньше на начальном этапе модернизации устаревших технологий, тем проще происходит сама модернизация. В США, например, в начале 2000-х причиной медленного развития оптоволоконной широкополосной сети Интернет были применявшиеся на территории страны решения 1980-х и 1990-х годов, в частности ADSL или модемная технология подключения. Чем больше средств компании изначально инвестировали в то или иное решение, тем медленнее они стараются переходить к новым технологиям.
Поэтому у нашей системы образования есть серьезная возможность шагнуть далеко вперед, к самым передовым цифровым технологиям. И задача государства и бизнеса — ей в этом помочь.
— Технологии обновляются достаточно быстро. Что позволит выстраивать инфраструктуру так, чтобы за время модернизации не произошло устаревания и отставания в цифровом развитии образовательных учреждений?
— В отличие, например, от мобильных телефонов, которые действительно обновляются каждые три года, решения для корпоративного сектора устаревают значительно медленнее, их базовый функционал сохраняет свою актуальность пять, семь, десять лет.
При этом, чтобы цифровизировать образование, да и в принципе любую другую отрасль государственного сектора или бизнеса, важно создать правильную платформу — базу из определенных технологий передачи данных, вычислительных технологий, которая могла бы легко масштабироваться.
При необходимости такую платформу всегда можно расширить или сократить и перенести часть инфраструктуры в более актуальные для того же университета среды. Это залог продолжительности жизни используемых образовательным учреждением цифровых технологий. Но необходимо четко понимать, куда будет развиваться университет с точки зрения ИТ.
Например, вуз может создать определенную базу, которой будет достаточно, чтобы большие объемы информации могли спокойно передаваться неограниченному числу абонентов внутри университетской сети. Кроме того, потребуется достаточное количество вычислительных мощностей — высокопроизводительных кластеров (High Performance Computing) для научных исследований. Как только этот базис создан, в дальнейшем не проблема добавить туда определенное количество сервисов. Не будет проблемой, допустим, предоставить доступ в сеть еще двумстам студентам нового факультета или расширить число серверов вычислительного кластера под научную группу, выигравшую грант на какую-то разработку.
По такому принципу фактически выстраивается любое цифровое расширение и работа практически любого учреждения, будь оно образовательное или медицинское, государственное или коммерческое.
— Какие технологии сегодня обеспечивают такое масштабирование?
— Один из наиболее интересных и перспективных инструментов — беспроводная высокоскоростная локальная сеть шестого поколения (Wi-Fi 6). Это следующий шаг в удобстве работы внутри корпоративной или кампусной сети, развитии интернета вещей и возможности использования в образовательном процессе принципиально новых приложений и сервисов, в том числе таких ресурсоемких, как дополненная и виртуальная реальность (AR/VR).
Убежден, что с внедрением VR- и AR-технологий будет связан качественный рывок в образовании: они позволят перейти от плоскостного уровня познания к объемному, отражающему целостную, адекватно соответствующую реальной действительности модель изучаемого явления, будь то молекула, кристаллическая решетка или человеческий орган, и повысят понимание и усвоение естественнонаучных дисциплин — биологии, химии, физики.
На сегодняшний день основным сдерживающим фактором является сетевая инфраструктура. И если у вас в аудитории тридцать студентов, которые работают, например, в виртуальной лаборатории — а это постоянный обмен данными, то нужна хорошая пропускная способность и вычислительные мощности. Поколение людей, которые станут основными потребителями виртуальных технологий, уже привыкло к определенному уровню скорости и комфорта при работе с приложениями. Любые задержки, перебои, ограничения в удобстве грозят обернуться потерей внимания и интереса со стороны аудитории.
Технология Wi-Fi 6 позволяет в четыре раза увеличить пропускную способность сети и число подключаемых пользователей по сравнению с сетью пятого поколения и снижает задержку с 30 до 10 мс. Это дает возможность обеспечить новый уровень сервиса на той необходимой скорости передачи данных, к которому уже привыкает новое поколение, и делает это потребление интересным и интерактивным.
Недостаточную пропускную способность сети многие ощутили на себе в период самоизоляции: например, родители сталкивались с проблемами, когда пытались из дома подключиться к рабочей видеоконференции или вебинару, в то время как их дети проходили онлайн-обучение. Сеть просто не справлялась с нагрузкой. То же самое сейчас происходит в офисах, так как большая часть общения сотрудников мигрировала в онлайн, не говоря уже о вузах, где число пользователей сети сравнимо с крупным производством, а то и значительно больше.
На сегодняшний день Wi-Fi 6 — это перспективная технология, которая активно тестируется и внедряется в корпоративных и кампусных сетях. Однако я уверен, что с учетом возросших требований популярных онлайн-сервисов к пропускной способности, а главное, быстрого привыкания человека ко всему хорошему она станет общепринятой и на массовом рынке.
— В чем особенность инфраструктуры для образования — скорость передачи данных, емкость, масштабируемость?
— Да, в первую очередь это гибкость платформы, то есть возможность быстро и качественно, особенно если мы работаем с молодежью, давать все необходимые сервисы, которые им нужны для получения определенного результата. С точки зрения ИТ технологии должны быть гибкими, быстрыми, емкими.
Но есть и другая составляющая — возможность реализации научных идей. Ярким примером является Кремниевая долина: да, там есть огромные инвестиции и высокотехнологичные лаборатории, которые могут дать студентам все необходимые инструменты. Но все-таки главное, что там есть, — платформа для диалога между образованием, бизнесом и государством, заинтересованность бизнеса в реализации лучших идей и возможность студентов реализовать свои амбиции.
— У нас есть потенциал к такому взаимодействию?
— Да, конечно. У нас, например, много образовательных программ, связанных как со средним, так и с высшим образованием. ИКТ-академии Huawei работают в МГТУ имени Баумана, НИУ ВШЭ, МИСиС, СПбГУТ, ИТМО и многих других вузах страны. Мы стараемся активно инвестировать в обучение школьников и студентов. С одной стороны, это достаточно серьезное кадровое подспорье для нас как для бизнеса. Но в первую очередь мы пытаемся вместе с региональными правительствами обеспечить необходимый приток кадров в цифровизацию регионов.
У российского образования есть огромные преимущества — у нас одна из лучших в мире математических школ. Наша компания, например, нанимает очень много российских программистов для разработки внутренних продуктов. Необходимо лишь дополнить в том числе общеобразовательную программу передовыми технологиями, чтобы со школы растить специалистов, которые будут востребованы в ближайшие 10–15 лет.
Создание экосистемы, которая позволит молодым специалистам реализовывать свой потенциал и амбиции, не уезжая из родного города, страны, — одна из основных задач, стоящих перед образованием и перед теми образовательными программами, которые мы на сегодняшний момент реализуем в России.