Инструменты , Весь мир ,  
0 

«Школа для компьютерной техники — испытание с высокими требованиями»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Как вынужденный переход на онлайн-образование будет стимулировать цифровизацию школы, РБК+ рассказал директор по технологическим альянсам компании «Аквариус» Олег Марин.

— Переход на онлайн-форматы во время самоизоляции будет способствовать дальнейшей цифровизации школ?

— Дистанционное обучение для системы образования стало большим стрессом. Педагогам пришлось осваивать новые площадки для взаимодействия с учениками: системы видеоконференций, мессенджеры и другие инструменты для раздачи домашних заданий и сбора обратной связи. Возникли проблемы с мотивацией учеников, вовлечением их в учебный процесс, а также с самоорганизацией самих учащихся.

При этом доля педагогов, использующих онлайн-ресурсы в своей работе, за время самоизоляции выросла с 64 до 85%, по данным Высшей школы экономики. Почти половина из тех, кто до этого никогда не пользовался образовательными онлайн-ресурсами, планируют продолжить их использование.

Агрегаторы электронного образовательного контента в условиях ограничений на перемещение стали настоящей находкой для учителей. Российский рынок образовательных платформ, среди которых «Учи.ру», РЭШ, «Московская электронная школа», «ЯКласс», InternetUrok и другие, появился не в период карантинных мер, он формировался на протяжении последних нескольких лет. Компьютер и интернет уже давно стали неотъемлемой частью процесса обучения и организации, управления учебным процессом. Мы в сфере образования работаем с 2002 года и, как разработчик базовых вычислительных инструментов для задач образования, тоже имеем ряд решений, которые эволюционируют вместе с трендами отрасли.

Пандемия поспособствовала дальнейшей цифровизации школ. Помимо уже используемых педагогами инструментов начнут внедряться новые. Важно, что государство в настоящее время всячески способствует этому процессу. В частности, нацпроект «Образование» предусматривает массовую цифровизацию образовательных учреждений.

— Как вы оцениваете ИТ-инфраструктуру в образовании?

— Проблема наличия в школе современной ИТ-инфраструктуры тянется с первых серьезных поставок компьютерной техники в начале 2000-х, когда страна преодолевала отставание в информационной революции в образовании 1990-х годов.

За прошедшее время было реализовано несколько государственных программ оснащения образовательных организаций цифровым оборудованием, которые позволили подключить к интернету все школы, и сейчас речь идет о повышении скорости подключения до 100 Мбит/с.

Конечно, цифровой ландшафт образования в разных регионах и даже от школы к школе варьируется, что затрудняет внедрение современных ИТ-решений. Более развита ИТ-инфраструктура в городах-миллионниках и регионах-лидерах, где школы получали достаточное финансирование. Так, например, проекты по модернизации инфраструктуры школ, реализованные в последние годы в Татарстане, а также развитие «Московской электронной школы» затронули практически все образовательные учреждения этих регионов.

Но ситуация начинает постепенно меняться и в других регионах. В частности, программа «Точка роста» в рамках нацпроекта «Образование» — создание в сельской местности и малых городах центров образования на базе школ — также предусматривает модернизацию и оснащение современной ИТ-техникой и лабораторным оборудованием образовательных учреждений.

При этом пандемия выявила еще одну проблему — нехватку компьютеров в семьях учащихся и зачастую у самих учителей. Не все родители и преподаватели могут позволить себе несколько ноутбуков, когда в семье несколько пользователей. Равный доступ детей к образованию можно обеспечить посредством обеспечения доступа каждого ко всем необходимым техническим средствам.

Возможно, что для этого (обеспечения школьников необходимым оборудованием) придется создавать соответствующую нормативную базу для закупки техники школой с последующим предоставлением ее ученику и учителю. Или предусмотреть субсидии для семей на приобретение техники для образования.

— В чем специфика техники для образования?

— Мы иногда шутим, что школа для компьютерной техники — агрессивная среда. Наши специализированные устройства защищены от попадания влаги и пыли во внутренние части корпуса. Это позволяет использовать наши ноутбуки в любых сценариях классной работы — от решения типовых задач на уроках информатики до проведения лабораторных работ по естествознанию на природе.

Также наши устройства имеют защиту от падения, в них предусмотрена различная загрузка портов ввода и вывода, защита корпуса, в том числе экрана. Эти дополнительные характеристики значительно продлевают эксплуатационный период устройств в школе. Кроме того, наша техника оснащена средствами для организации коллективной работы.

В последнее время требования к школьному цифровому оборудованию унифицируются, что позволяет создавать спецификации для коробочных проектов.

— Насколько универсальна техника для образования с учетом развития, например, мобильных технологий?

— На одном уроке необходим планшет, чтобы потреблять контент — электронный учебник или какое-нибудь интерактивное пособие. На других — возможность создавать контент, например отчет о лабораторной работе. В зависимости от сценария применения в нашем портфолио есть и планшетные компьютеры, и классические ноутбуки, и ноутбуки с поворотным экраном. Любая модификация при этом имеет необходимые для образования характеристики.

Сейчас в образовании наиболее востребованы универсальные решения — ученический ноутбук-трансформер, который может применяться во всех возможных сценариях. Учителя же в основном используют классические ноутбуки.

— В чем преимущества российской разработки и насколько благоприятны сейчас условия для российских разработчиков ИТ-решений для образования?

— Локальные разработчики имеют возможность производить оборудование под те или иные требования заказчика. Мы понимаем потребности системы образования и можем разрабатывать продукты с особыми характеристиками.

У нас завод полного цикла в Ивановской области, поэтому планировать отгрузки и производство нам намного проще — начиная с монтажа печатных плат и заканчивая сборкой и настройкой под заказчика. У нас также есть возможность интегрировать непосредственно в свой производственный процесс любые решения российской разработки.

Конечно, в какой-то степени мы зависим от импорта комплектующих. Но сейчас фактически нет ни одной мировой компании-разработчика, которая была бы полностью независима от импорта.

При этом государство поддерживает и стимулирует оснащение образовательных учреждений инновационными технологиями силами российских производителей.

Доля отечественного оборудования на рынке в целом растет, в 2019 году она достигла 13%.

Мы рассчитываем, что при реализации национального проекта «Образование» доля отечественного оборудования (средств вычислительной техники) достигнет 50% — именно такое целеполагание звучало в выступлениях руководства страны, и мы готовимся к этому.

— Какие тренды в развитии ИТ-решений для образования вы можете выделить?

— Пандемия дала толчок российским разработчикам систем видео-конференц-связи, таким как TrueConf, Videomost, IVA. Они быстро среагировали и предложили потребителям в первые недели пандемии специальные тарифы на пробный период. Это позволило школам максимально быстро найти альтернативу зарубежным решениям типа Zoom или Skype. Привлечение массового потребителя по всей стране позволило российским вендорам провести прямое тестирование в плотном режиме работы.

Еще один большой и интересный сегмент рынка — цифровые лаборатории. Существуют как хорошие зарубежные, так и отечественные решения. При этом ключевое преимущество российских разработок — адаптированный к нашим образовательным стандартам контент и методическая поддержка.

Основной мировой тренд в решениях для образования — создание возможности погружения в обучающий контент и геймификация образования, это технологии виртуальной и дополненной реальности. Многие мировые производители заняты созданием таких комплексов. Мы также имеем такой опыт. Работа с разными поставщиками программного обеспечения, образовательного контента, обучающих цифровых лабораторий позволяет нам создавать комплексные продукты, ориентированные на задачи образования.

В целом решения, которые мы сейчас применяем в сфере образования, имеют увеличенный срок жизни. Мы регулярно дорабатываем и тестируем последние версии софта, чтобы наши устройства максимально долго отвечали потребностям пользователей.

Решения Частные школы легче адаптировались к удаленке
Материалы выпуска
Рыночный расклад Пандемия повысит ценность социальных навыков
Решения EdTech ориентируется на подготовку медиков и синих воротничков
Инструменты «Школа для компьютерной техники — испытание с высокими требованиями»
Решения Частные школы легче адаптировались к удаленке
Инновации «На будущем детей не экономят»
Инструменты Корпорации учат специалистов выживать в новых условиях
Рыночный расклад «Люди из других профессий готовы перейти в ИТ»
Инновации «Образование может перейти сразу к самым передовым технологиям»
Инструменты «Знать и уметь сегодня могут и машины. Детей нужно учить понимать»
Решения «Пандемия привлекла внимание к питанию школьников»
Рыночный расклад «Растет спрос на атомщиков: на одного выпускника — минимум три заявки»
Рыночный расклад «Индустрия гостеприимства останется отраслью людей»
Инструменты «Обучение сотрудников — последнее, на чем следует экономить»
Решения «Вузы могут стать научно-образовательными центрами мирового уровня»
Скачать Содержание
Закрыть