Частные школы легче адаптировались к удаленке
Материалы выпуска
Пандемия повысит ценность социальных навыков Рынок EdTech ориентируется на подготовку медиков и синих воротничков Решения «Школа для компьютерной техники — испытание с высокими требованиями» Инструменты Частные школы легче адаптировались к удаленке Решения «На будущем детей не экономят» Инновации Корпорации учат специалистов выживать в новых условиях Инструменты «Люди из других профессий готовы перейти в ИТ» Рынок «Образование может перейти сразу к самым передовым технологиям» Инновации «Знать и уметь сегодня могут и машины. Детей нужно учить понимать» Инструменты «Пандемия привлекла внимание к питанию школьников» Решения «Растет спрос на атомщиков: на одного выпускника — минимум три заявки» Рынок «Индустрия гостеприимства останется отраслью людей» Рынок «Обучение сотрудников — последнее, на чем следует экономить» Инструменты
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Частные школы легче адаптировались к удаленке

Частное общее образование признано пострадавшим от пандемии. Однако участники рынка видят в кризисе и возможности для развития.
Фото: Getty Images Russia

Частное школьное образование рискует уйти в очередной кризис из-за снижения благосостояния граждан. По оценкам Росстата, во втором квартале 2020 года реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 8% в годовом выражении. По итогам года, согласно прогнозам ВЭБ.РФ, сокращение может составить 6,5% (с учетом государственных мер поддержки бизнеса и граждан). С сокращением зарплат с марта по май столкнулся каждый второй, с полной потерей доходов на начало марта — 2,5% занятых, говорится в исследовании проекта «СберДанные».

Все частные образовательные организации во время самоизоляции, как и государственные, были закрыты, и большинство из них столкнулось с огромными финансовыми проблемами, говорит директор Центра социализации и персонализации образования детей РАНХиГС Наталья Тарасова. Кроме того, организация образовательного процесса без посещения школы возможна теперь и в государственных организациях, что усиливает конкуренцию и может негативно сказаться на рынке, полагает она.

Антикризисный урок 

Предыдущие кризисы уже приводили к серьезному сокращению частного сектора в школьном образовании. Так, спад в секторе фиксировался во время мирового экономического кризиса 2008 года, отмечают авторы аналитического доклада «Частные школы России: состояние, тенденции и перспективы развития» Института образования НИУ ВШЭ.

В 2015 году возможности домохозяйств оплачивать школьное обучение тоже проседали. Готовность потребителей платить за обучение в целом в кризисном году снизилась до 45% (по сравнению с 73% в 2013-м), по данным исследовательского центра «Ромир». При этом число граждан, готовых платить именно за школьное образование детей, увеличилось с 13 до 15% в 2015 году.

После кризисов число частных школ довольно быстро восстановилось, говорится в исследовании НИУ ВШЭ, в целом за 23 года их число выросло на 62% и в 2018 году составило 851. Доля негосударственных школ в общем числе общеобразовательных организаций с 1995 года увеличилась в 2,4 раза: с 0,8 до 1,9%, а среднее количество учеников в одной школе — с 87,2 до 145,4 человека. При этом общее число обучающихся в частных школах остается незначительным — 0,77% от общей численности российских школьников.

В столице эта доля, по данным официального сайта мэра Москвы, значительно выше: аудитория сектора, включая дошкольников, составляет 2,8% от общего числа учащихся в системе столичного образования. Всего в Москве работает порядка 190 частных образовательных организаций, в которых обучаются более 34 тыс. детей.

Москва задает тон регионам, считают в Ассоциации некоммерческих образовательных организаций (АсНООР). Знаковым для отрасли, например, стало включение в 2019 году, по сути, частных образовательных учреждений в пилотный проект правительства Москвы по развитию общего образования и выравнивание частных школ и детских садов с государственными в размерах бюджетного финансирования. С осени прошлого года ежегодная субсидия на одного воспитанника негосударственной школы в столице увеличилась с 63 тыс. до 125–160 тыс. руб.

«Это имеет большое значение не только для Москвы, но и для других регионов, где еще не все благополучно с равенством бюджетного финансирования», — говорится в официальном заявлении АсНООР. Напомним, что в рамках проекта большинство государственных образовательных учреждений в столице с 2011 года получали субсидии по повышенному нормативу.

Все частные школы — это некоммерческие организации, и если у школы нет финансирования со стороны, она не сможет работать, говорит исполнительный директор «Новой школы» Владимир Ларин: «40% бюджета нашей школы обеспечивает благотворительный фонд содействия образованию «Дар». Это финансирование постепенно сокращается. Помощь от московского департамента образования составляет порядка 10–15% бюджета».

Частный сектор в школьном образовании в мире в целом играет более заметную роль, говорится в исследовании НИУ ВШЭ. В 18 странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) аудитория частных школ составляет более 10% общего числа школьников. Лидер — Великобритания, где порядка 75% школьников, по данным на 2016 год, обучаются в частных школах. На постсоветском пространстве, в том числе в странах Балтии, отмечают аналитики НИУ ВШЭ, частное образование в целом менее популярно. Однако оно заняло определенную нишу, причем не только элитную.

Переходный период 

Негосударственные школы нового поколения все больше обращают внимание на массовый сегмент образования, отмечают аналитики НИУ ВШЭ. Их преимущество — в новом типе пространственной организации и внутришкольной образовательной среде, ориентированной на востребованные сегодня экономикой компетенции XXI века.

При этом они способны дать потребителю сервис более высокого качества: специализация каждой третьей частной школы — обеспечение образования повышенного уровня. Охват учащихся углубленным изучением отдельных предметов в 2018 году в частных школах (23%) был в полтора раза выше, чем в госсекторе (14,5%), по данным Росстата.

Однако до сих пор электронное и дистанционное образование не были самоцелью для частных школ. Это объясняется в том числе высоким качеством кадрового состава и персонализацией обучения, считают аналитики НИУ ВШЭ: «Нет необходимости слушать сильного преподавателя дистанционно, когда его можно пригласить для очных занятий».

При этом, например, дистанционные технологии практиковали (по данным НИУ ВШЭ на 2018 год)  4,2% частных школ и 3,8% государственных.

Возможности для рывка 

Переход на удаленку дался частным школам легче в том числе в силу более гибкого управления командой и ресурсами, говорит Владимир Ларин: проще было закупить ноутбуки, доступы к платным платформам для онлайн-обучения и адаптировать образовательные программы. По его словам, «Новая школа» восприняла вынужденный переход на удаленное обучение не как временные трудности, а как возможность для развития.

Семейная школа «Макарун» за рекордные четыре дня перешла в режим онлайн-работы, рассказывает ее основательница Лола Шурыгина: «Мы выбрали платформу для занятий, обучили всех учителей, обеспечили оборудованием педагогов и адаптировали программы и материалы, чтобы уроки были интерактивными и интересными детям».

Работать дистанционно благодаря различным сервисам (наряду с Zoom и WhatsApp использовались сервисы Kahoot, Miro

и другие) очень удобно, признает основатель школы «Взлетная полоса» Дарья Бундина: «Не то что бы мы раньше про это не знали. Но теперь мы научились ловко пользоваться этими инструментами в школьном процессе и намерены и дальше их использовать в нашей работе».

Будущее — за гибридным форматом обучения, уверены участники рынка. При этом для частных школ по-прежнему важен персонализированный подход. «Есть дети, которые лучше всего обучаются в индивидуальном формате, в том числе онлайн. Большинство же детей приходят в школу, чтобы общаться», — говорит Дарья Бундина.

Сквозь тернии 

Учитывая, что инициатива в создании частных школ зачастую исходит в том числе от семей и сообществ родителей, участники рынка рассчитывают на восстановление спроса. Все больше родителей из среднего класса осознанно подходят к выбору общего образования, говорит Лола Шурыгина.

Однако помимо платежеспособного спроса частные школы в значительной степени зависят и от зарегулированности отрасли, говорят участники рынка. Мешают устаревшие СанПиНы и низкий уровень автоматизации в отрасли. Процесс получения лицензии и аккредитации для небольших частных учебных учреждений, по словам участников рынка, довольно сложный и не способствует его развитию.

Кроме того, сдерживающими факторами являются недостаточная государственная поддержка, в том числе в части материально-технического обеспечения частных школ, высокая арендная плата и в целом проблемы с арендой помещений, отмечает Наталья Тарасова.

В качестве антиковидных мер, в частности, в марте решение об освобождении частных школ от арендной платы за пользование городским имуществом было принято в Москве, а затем рекомендовано всем регионам.

Еще в апреле уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов просил признать частное общее образование отраслью, пострадавшей от COVID-19. На тот момент в перечень входило только дополнительное образование. В июне уполномоченная по правам человека в РФ Татьяна Москалькова также заявила о необходимости поддержать отрасль. Наконец, с августа стараниями общественников частные школы включены в перечень пострадавших от COVID-19 отраслей. На частный сектор в образовании распространены не только антиковидные меры поддержки, предусмотренные правительством для малого и среднего бизнеса, но и ряд дополнительных, отмечают в АсНООР.

В частности, негосударственный сектор может рассчитывать на льготные кредиты, субсидии на профилактические меры, а также освобождение от уплаты налогов во втором квартале 2020 года.

Как частные школы встроены в систему образования

С лицензией и аккредитацией. Лицензия дает право на ведение образовательной деятельности, аккредитация — на выдачу аттестатов государственного образца и право отправить выпускников на сдачу ЕГЭ. Они обязаны соблюдать лицензионные требования (включая СанПиНы и прочее) и выполнять требования региональных департаментов образования (в том числе предоставлять отчетность).

Только с лицензией. Такие школы имеют право вести образовательную деятельность. Для промежуточной, итоговой аттестации и сдачи ЕГЭ они сотрудничают с государственными или частными аккредитованными школами.

Без лицензии и аккредитации. Так называемые семейные школы работают в формате досуговых центров, для промежуточных аттестаций они также могут сотрудничать с государственными школами или частными, которые имеют аккредитацию.