22,8 млн человек, или почти 63% населения страны, — аудитория дополнительного образования в России в 2019 году, по данным совместного исследования рынка онлайн-образования «Нетология групп», EdMarket и TalentTech.
Растет аудитория платформ онлайн-образования и объемы рынка. За три года он увеличился почти в два раза и на конец 2019 года составил 35,8 млрд руб. При среднегодовых темпах роста 12–15% в 2023 году объем рынка превысит 60 млрд руб., прогнозируют авторы отраслевого исследования. 2019-й был рекордным по объему инвестиций в отрасль — $34,5 млн за первые восемь месяцев года.
Главные направления инвестиций — школьное образование (27%), языковое обучение (20%), дополнительное профессиональное образование (20%) и корпоративные программы (11%).
В традиционных нишах растут пользующиеся массовым спросом и выгодные экономически языковые курсы и обучение навыкам, востребованным в высокотехнологичных секторах экономики — ИТ, биотехнологиях и телемедицине, финтехе, отмечает сооснователь и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология групп» Максим Спиридонов.
В последнее время на рынок EdTech потянулись новые игроки, которые могут стимулировать интерес игроков к новым и малоосвоенным нишам, следует из исследования российского рынка онлайн-образования.
Хобби как спасение
Один из быстрорастущих сегментов — non-work — дополнительное профессиональное образование (ДПО) и хобби-обучение. По данным аналитиков «Нетологии», EdMarket и TalentTech, его доля в допобразовании за год увеличилась с 19 до 27%.
Самоизоляция простимулирует этот тренд. Число слушателей онлайн-курсов только трех крупных платформ-интеграторов — Coursera, Timepad и Edumarket — за это время увеличилось в 2,5 раза, подсчитали аналитики Института образования НИУ ВШЭ. При этом основной рост аудитории онлайн-курсов во время карантина обеспечили программы, развивающие хобби в сфере декоративно-прикладного искусства, кулинарии, а также фитнеса и спорта. Люди на изоляции спасались от стресса.
Российские образовательные платформы берут на вооружение западные технологии хобби-обучения, такие как Masterclass.com (создает обучающие уроки от мировых звезд). Отечественный GetCourse, например, предлагает курсы с отечественными селебрити Павлом Волей, Ляйсан Утяшевой, Ириной Хакамадой и другими.
«Просмотр видеолекций на MasterClass все-таки отличается от того, что мы делаем. У нас двухсторонняя коммуникация: не только теория, но и практические задания, контроль, в том числе с непосредственным участием селебрити-авторов», — говорит управляющий партнер GetCourse Сергей Михайлов.
Edutainment действительно давно прижился на Западе, отмечает основатель сервиса по выбору образовательных курсов CourseBurg Александр Альхов. Но пользы от таких курсов, по его мнению, столько же, как от просмотра сериалов.
«Людям нужна отдушина, и ею может стать хобби и соответствующее обучение в Сети», — говорит сооснователь «OTUS. Онлайн-образование» Дмитрий Волошин. Но смешивать обучение и развлечение образовательным платформам, по его мнению, не стоит, чтобы не терять свою идентичность.
Доктора вызывали
Пандемия выявила острую нехватку специалистов в здравоохранении и серьезно повысила престиж врачей. Это делает онлайн-обучение медиков потенциальной точкой роста, считают эксперты.
Этот сегмент — будущее отрасли в перспективе трех—пяти лет, считает Александр Альхов. По его словам, уже появляются проекты для обучения аптечных провизоров, врачи из удаленных регионов также проходят дополнительное обучение в онлайн-формате.
Сдерживающим фактором, по словам Максима Спиридонова, является высокая зарегулированность отрасли. Но в тех сегментах, где контроль государства несколько проще, участники рынка онлайн-образования уже имеют некоторый опыт работы: есть курсы по обучению техникам ментального здоровья, медитации, массажа, ведению здорового питания и образа жизни в целом. Однако для передачи навыков в таких сферах, как, например, хирургия или стоматология, у отрасли образования на сегодня, по его словам, пока нет доступных инструментов.
Инженер в почете
С обучением навыкам и профессиям для цифровой экономики серьезных проблем нет — многие корпорации и диджитал-компании развивают собственные EdTech-экосистемы, направленные в первую очередь на подготовку соответствующих специалистов. При этом инженерные профессии традиционной индустриальной экономики, по словам Максима Спиридонова, в возможностях прокачки навыков в дистанционном режиме обделены: «Нет запроса от аудитории, который можно было бы удовлетворить в формате онлайн-образования, с одной стороны». С другой стороны, по его словам, «Нетология», например, планирует запускать обучение инженеров в том числе горнодобывающей отрасли диджитал-инструментам.
Разработкой курсов в сфере инженерного образования занимаются и в «OTUS. Онлайн-образование», говорит Дмитрий Волошин. Он уверен, что подобные программы будут востребованы в том числе госкорпорациями «Ростех», «Росатом» и другими.
Отбелят синие воротнички
В целом количество вакансий в производственной сфере активно растет на протяжении последних трех лет и достигло 11% рынка предложения, по данным HeadHunter. При этом работодатели испытывают острый дефицит синих воротничков — рабочих со средним профессиональным образованием: сварщиков, сантехников, электриков и т.д. В РФ на конец 2019 года насчитывалось порядка 30 млн квалифицированных рабочих, и лишь малая их часть охвачена современными образовательными решениями (данные исследования «Нетологии», EdMarket и TalentTech).
Среднему профессиональному образованию (СПО) пришлось труднее всех во время самоизоляции, отмечает один из авторов доклада «Среднее профессиональное образование в условиях пандемии: международная практика», директор Центра исследования среднего профессионального образования НИУ ВШЭ Федор Дудырев: «В колледжах чаще всего готовят технических специалистов — работу руками не переведешь в онлайн». По оценкам ЮНЕСКО и МОТ, в мире только 16% профессиональных образовательных организаций до пандемии регулярно вели образовательные программы дистанционно.
Тем не менее странам ЕС удалось перевести СПО в онлайн. При этом в Болгарии, например, учащихся на время карантина загрузили в онлайне теоретической частью, оставив практику на посткарантинный период. В Германии большая часть студентов СПО продолжила обучение на базе предприятий через доступ к их образовательным ресурсам. В Португалии колледжи и учебные центры смогли продолжить обучение дистанционно благодаря доступу к цифровой платформе Института занятости и профессионального обучения.
В течение трех—пяти лет частное онлайн-образование займет нишу обучения синих воротничков, уверен Александр Альхов: «Последние пять—семь лет конкурс в вузы падает на 3–5% в год, абитуриенты выбирают короткое и востребованное на рынке образование в колледжах и техникумах».
В b2c-сегменте растет спрос на переквалификацию, увеличивается и потребность небольших сервисных компаний в обучении сотрудников, отмечает Максим Спиридонов: «Успешно развивается сегмент курсов для парикмахеров, специалистов по маникюру, фитнес-тренеров».
Сдерживают развитие дистанционного среднеспециального образования не сформировавшийся до конца спрос и излишняя зарегулированность рынка.