«Вузы могут стать научно-образовательными центрами мирового уровня»
Материалы выпуска
Пандемия повысит ценность социальных навыков Рынок EdTech ориентируется на подготовку медиков и синих воротничков Решения «Школа для компьютерной техники — испытание с высокими требованиями» Инструменты Частные школы легче адаптировались к удаленке Решения «На будущем детей не экономят» Инновации Корпорации учат специалистов выживать в новых условиях Инструменты «Люди из других профессий готовы перейти в ИТ» Рынок «Образование может перейти сразу к самым передовым технологиям» Инновации «Знать и уметь сегодня могут и машины. Детей нужно учить понимать» Инструменты «Пандемия привлекла внимание к питанию школьников» Решения «Растет спрос на атомщиков: на одного выпускника — минимум три заявки» Рынок «Индустрия гостеприимства останется отраслью людей» Рынок «Обучение сотрудников — последнее, на чем следует экономить» Инструменты «Вузы могут стать научно-образовательными центрами мирового уровня» Решения
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Вузы могут стать научно-образовательными центрами мирового уровня»

О подготовке кадров для строительной отрасли и программах развития РБК+ рассказал врио ректора Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ) Павел Акимов.
Фото: Игнат Козлов для РБК+

— По данным Центра стратегических разработок, рынок строительства ожидает сокращения занятых на 400 тыс. человек. Вы согласны с такими оценками? Как пандемия отразилась на отрасли?

— В современной ситуации первоочередной задачей является, конечно, поддержание строительного комплекса в работоспособном состоянии. Если сопоставлять с другими секторами экономики, то строительная отрасль кризисом была затронута в меньшей степени. Принятые государством меры позволили избежать более серьезных кризисных явлений.

Самый мощный ресурс — программа льготной ипотеки. Жилищное строительство последние десятилетия является локомотивом развития отрасли. Граждане стремятся улучшить жилищные условия, и снижение ставок по ипотеке благодаря государственным субсидиям способствует привлечению дополнительных средств населения в отрасль.

Льготная ипотека позволила не допустить серьезного сокращения ввода в эксплуатацию нового жилья и предотвратила замораживание строек. Показатели национального проекта «Жилье и городская среда» не претерпели критических изменений. Возведение объектов не останавливается, строительных площадок, наоборот, становится все больше. Именно строительная отрасль в ближайшее время станет драйвером развития экономики и выхода из кризиса.

Количество вакансий в сегменте строительства и недвижимости за первое полугодие 2020 года выросло, согласно данным hh.ru. Таким образом, с прогнозами сокращения занятости согласиться трудно — кадров, напротив, будет не хватать. В крупных городах, в частности в Москве, этот дефицит доходит в строительстве до 30%. Это связано в том числе с закрытием границ и невозможностью привлечь иностранную рабочую силу. В целом, по оценке Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, в регионах потребность отрасли в кадрах достигает 100 тыс. человек.

— Какие кадры наиболее востребованы в отрасли?

— Не хватает прежде всего высококвалифицированных рабочих, младшего технического персонала и инженерно-технических работников. Вообще, список востребованных специальностей довольно широкий.

Если говорить о кадрах, которые готовит наш университет, прежде всего это инженер-строитель — один из ключевых специалистов на строительном объекте, который контролирует весь процесс возведения здания, планирует строительные работы, принимая во внимание целый спектр факторов. Разумеется, востребованы архитекторы, которые создают идею здания, разрабатывают объемно-планировочные решения, занимаются визуализацией проекта и работают над ним совместно с инженерами-строителями. В современных условиях во многих ситуациях архитектор может работать удаленно. Еще одной популярной профессией является реставратор. Это специалист, на которого возложена миссия по сохранению культурного наследия.

В числе дефицитных специалистов среднего звена, высококвалифицированных рабочих кадров можно указать монолитчиков, каменщиков, отделочников, сварщиков, электромонтажников, сантехников.

— НИУ МГСУ осуществляет подготовку кадров всех уровней образования. Насколько сегодня востребованы выпускники со средним-специальным образованием, по каким специальностям?

— Подготовка по специальностям среднего звена в настоящее время ведется на базе Самарского колледжа строительства и предпринимательства, который является филиалом нашего университета. Перечень реализуемых специальностей охватывает вопросы строительства и эксплуатации зданий и сооружений, автомобильных дорог и аэродромов, монтаж и эксплуатацию внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции, садово-паркового и ландшафтного строительства, земельно-имущественных отношений, информационного обеспечения градостроительной деятельности. Это как раз те самые востребованные строительные профессии, которые совершенно точно не потеряют своей актуальности в ближайшее время.

Нужно отметить, что сейчас меняются нормативные документы, технологии строительства и, соответственно, требования к специалистам, что приводит в том числе к повышенному интересу к дополнительным профессиональным программам. В нашем университете сейчас мы ставим задачу формирования системы отраслевого непрерывного образования.

— Как вы взаимодействуете с работодателями?

— В настоящее время мы занимаемся воссозданием попечительского совета университета, одна из задач которого — обеспечение эффективного взаимодействия университета с отраслевым бизнес-сообществом, потенциальными работодателями наших выпускников.

Попечительский совет МГСУ был учрежден в 2004 году при поддержке правительства Москвы и объединил на добровольной основе всех, кто был заинтересован в решении актуальных задач развития университета и формировании его как центра подготовки высококвалифицированных кадров для строительной отрасли, экспертной и консультационной деятельности, внедрения новейших информационных и педагогических технологий, обеспечения конкурентоспособности на отечественном и международном рынках образовательных и научно-прикладных услуг. Вместе с тем в последние годы по разным причинам совет практически не функционировал.

Сейчас у нас налажено сотрудничество с работодателями по вопросам организации студенческих практик и трудоустройства наших выпускников, а в рамках работы с департаментом градостроительной политики города Москвы наши преподаватели, например, проходят стажировку на ведущих строительных объектах столицы.

Собственное кадровое агентство «Каска» тоже рассчитано на тесную работу с членами попечительского совета, у которых есть определенные преференции на подбор кадров из числа выпускников НИУ МГСУ.

Нам, конечно, необходимо модернизировать спектр реализуемых образовательных программ, развивать научные исследования.

— По данным Росстата, каждый третий выпускник высших и средних профессиональных учебных заведений не работает по специальности. Какова доля выпускников МГСУ, которые остаются в профессии?

— Результаты мониторинга трудоустройства наших выпускников достаточно оптимистичны. Доля трудоустроенных выпускников строительных специальностей составляет более 85%. Спрос российской экономики на кадры, которые готовит МГСУ, очень высок.

Есть, конечно, направления подготовки с более скромными показателями трудоустройства в строительной отрасли, в частности, те, где достаточно сильна подготовка по смежным отраслям.

Нужно отметить, что государство сейчас стремится получать разностороннюю и максимально объективную картину трудоустройства выпускников. Это один из показателей эффективности работы вузов. Разрабатываются все более совершенные подходы к соответствующему мониторингу.

— Какие преимущества вузу и вашим выпускникам даст участие в программе стратегического академического лидерства?

— Это новая модель поддержки вузов и высшего образования в России.

В 2020 году завершается программа «5–100», направленная на развитие в стране глобальных конкурентоспособных университетов. В этом году также истекает десятилетний период, на который вузам присваивался статус национальных исследовательских университетов. В 2021 году заканчивается программа поддержки опорных университетов в регионах.

Программа стратегического академического лидерства должна продолжить эти практики. Она, с одной стороны, направлена на обеспечение конкурентоспособности российских вузов на глобальных рынках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, инноваций и образования, а с другой, должна помочь решить важнейшие национальные задачи пространственного и отраслевого развития.

Программа предполагает значительные инвестиции, как прямые, так и на условиях софинансирования, дает вузам возможность стать научно-образовательными центрами мирового уровня. Это амбициозный проект, и мы хотим в нем участвовать, побороться за присвоение МГСУ статуса национального опорного университета.

Объем научно-исследовательских, научно-технических работ, которые мы выполняем для организаций строительной отрасли, ежегодно оценивается примерно в 1 млрд руб. Ресурсы, которые у нас формируются, мы планируем направлять на софинансирование программы развития стратегического академического лидерства.

— Как программа будет способствовать развитию науки и повышению уровня образования в регионах?

— Обязательным условием участия в новой программе является формирование консорциумов совместно с научными организациями и компаниями реального сектора экономики, а также с другими вузами.

Мы совместно с региональными архитектурно-строительными университетами договорились о создании так называемого регионально-отраслевого консорциума архитектурно-строительных вузов России. В состав консорциума также согласились войти общероссийские отраслевые и межотраслевые объединения работодателей. Это, в частности, Национальное объединение строителей, Национальное объединение проектировщиков и изыскателей и Российский союз строителей. Получено согласие о вхождении в консорциум Российской академии архитектуры и строительных наук (одной из четырех государственных академий в нашей стране), а также нескольких научных организаций. Проект поддержало Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Это делается с целью осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.

Консорциум предполагает интеграцию всех профильных университетов в регионах и научных организаций, формирование совместной инфраструктуры научных исследований. Совместная работа будет направлена на эффективное функционирование системы непрерывного профессионального образования в строительной отрасли и кадровое обеспечение потребностей региональных строительных комплексов.

Таким образом, деятельность консорциума, безусловно, будет способствовать повышению уровня образования и развитию исследовательской деятельности в регионах.

Наш университет, например, за последние годы достаточно серьезно развил научную инфраструктуру, лабораторную и научную базу. Мы готовы предоставлять наши ресурсы для проведения научных исследований вузам-партнерам.

— Сколько вузов вам уже удалось объединить?

— Учредителями консорциума будут выступать Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Московский архитектурный институт (государственная академия), Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет и Томский государственный архитектурно-строительный университет. Партнерами консорциума, разумеется, будет еще большее количество вузов.

— Как вы оцениваете цифровизацию строительной отрасли? Как программы обучения адаптируются под эти процессы?

— Цифровизация процессов строительной отрасли является в настоящее время одной из ключевых задач профессионального сообщества. Ее цель — повышение производительности труда, кардинальное изменение подходов к проектированию, экспертизе и контролю отраслевой деятельности.

В нашем университете также делаются соответствующие шаги. В подготовленной программе развития вуза в число приоритетных научно-образовательных направлений включены цифровые технологии в строительстве и архитектуре, воссоздан Научно-образовательный центр уникальных зданий, сооружений и комплексов имени почетного профессора МГСУ Александра Золотова, в настоящее время разрабатываются и актуализируются несколько соответствующих образовательных программ в сфере высшего и дополнительного профессионального образования. Кроме того, в 2020 году по существу все образовательные программы вуза были вынужденно адаптированы под процессы цифровизации в связи с переходом на частичное дистанционное ведение образовательного процесса из-за необходимости профилактики распространения новой коронавирусной инфекции.