Компетенция , Весь мир ,  
0 

«Автомобилям будущего потребуются масла самого высокого качества»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
За счет чего восстанавливается рынок моторных масел и как на него влияет производство автомобилей на электротяге, РБК+ рассказал глава департамента продаж компании «Идемитсу Лубрикантс Рус» Дмитрий Парфенов.

— Пандемия и глобальный спад экономики привели к падению спроса не только на нефть, но и на нефтепродукты. Какова сегодняшняя ситуация на мировом и российском рынках моторных масел?

— Можно с осторожностью сказать, что рынок понемногу восстанавливается. Правда, темпы восстановления мирового и внутреннего рынков совершенно разные: для глобального рынка, по нашим оценкам, рост по итогам 2021 года составит 3–3,5%, для российского — 5–6%. Столь сильная разница обусловлена не только динамикой производства машин в нашей стране и за ее пределами, но и степенью развитости грузовых автоперевозок: в России они с начала текущего года совершили сильный скачок, потянув за собой спрос на моторные масла.

Можно ожидать, что в будущем году мировой и российский рынки масел продолжат рост, особенно если темпы пандемии будут спадать. Надо сказать, что такой прогноз основан прежде всего на анализе показателей продаж нашей продукции — мы в «Идемитсу Лубрикантс РУС» ежегодно фиксируем стабильный рост, и 2021 год не исключение. Это несмотря на пандемию и глобальный логистический кризис.

Стоит также отметить изменение потребительского спроса в сторону выбора качественных продуктов — потребители начинают больше интересоваться техническими особенностями смазочных материалов, свойствами, местом их производства. Мы надеемся, это приведет к уходу с рынка некачественных масел.

Вместе с тем многое зависит от объема выпуска новых автомобилей. Сейчас автопроизводство пробуксовывает из-за дефицита чипов, поэтому многие заводы, в том числе и в нашей стране, в 2021 году вынуждены были останавливать конвейеры. Если проблема с чипами разрешится, то глобальный спрос на масла поднимется в 2022 году на 4–5%, в России — на 7–8,5%.

— Сегодня рынок масел меняется качественно. Старые автомобили замещаются современными моделями. Ужесточаются в мире и экологические требования к смазочным материалам. Насколько нефтепереработка технологически успевает за потребностями рынка?

— Наша отрасль развивается параллельно с автомобилестроением, поэтому приходится реагировать на запросы производителей автомобилей. Мы сейчас находимся на пороге новой эры. Но ее приход оказался слегка отсрочен пандемией, и все застыли в ожидании, в какую же сторону качнется автомобилестроение. Конечно, с уверенностью в 99% можно сказать, что автомобиль будущего станет использовать альтернативные бензиновым и дизельным силовые установки: кажется, из бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) инженеры выжали почти все, что можно, и вряд ли там могут быть значительные прорывы.

Если говорить о долгосрочных трендах, то во главу угла маркетмейкеры ставят соответствие масел требованиям экологических стандартов, обеспечение стабильности функционирования трущихся деталей двигателей и адекватный для потребителей уровень цен. Поэтому мы уже сейчас понимаем, что автомобилям будущего потребуются масла самого высокого качества.

— Удается ли производителям совмещать требования по защите узлов от износа, отведению избыточного тепла и при этом соответствовать экологическим требованиям?

— Да, хотя это непростая задача. Однако здесь большую поддержку оказывают цифровые технологии, обеспечивающие моделирование работы разных видов двигателей при различных нагрузках, и точные химические технологии, позволяющие подобрать состав масла. С их помощью анализируется, как связанные между собой детали двигаются с определенной частотой, вызывая трение в зоне контакта и определяя поведение в ней смазочного материала.

— Есть ли сегодня прорывные технологии в производстве масел?

— Сами агрегаты для приготовления масел особо не изменились, зато процессы их производства кардинально преобразовались, в частности цифровизировалось смешение масел: можно одновременно блендировать несколько компонентов в одном трубопроводе. А мониторинг в онлайн-режиме позволяет отслеживать соответствие компонентов рецептуре, обеспечивает точность и своевременность их подачи.

— Как отражается на производстве смазочных масел рост парка автомобилей на альтернативном топливе? Насколько производителям масел экономически выгоден выпуск продукции для этого сегмента?

— Для производителей масел изменения в структуре глобального авторынка представляют собой и вызов, и в то же время возможность для входа в перспективные его сегменты. Не случайно все ведущие мировые нефтехимические компании ведут интенсивные исследования по созданию новых смазок, предназначенных для автомобилей с альтернативными двигателями.

Если говорить об автомобилях на FuelCell — топливных элементах с водородными электрохимическими реакторами, то, например, в Японии уже с 2015 года такие машины продаются, и даже уже вышло второе поколение. Поэтому в Японии к 2030 году парк таких автомобилей может достичь 50% от общего числа автомобилей с ДВС. В России же, по многим прогнозам, доля машин не с ДВС к 2030 году составит не более 2,5% от общего парка. То есть российский рынок масел в наименьшей степени пострадает в сравнении с Японией, европейскими странами и США. Прогноз выглядит вполне реалистично, поскольку доходы населения падают год от года, и на фоне отсутствия реального снижения стоимости автомобиля без двигателей внутреннего сгорания население продолжит покупать доступные машины с ДВС и, следовательно, моторные масла и смазочные жидкости.

— Какой сегмент рынка можно назвать более перспективным и интересным для производителей масел? В чем основные сложности при работе с такими сегментами?

— В мировом масштабе наиболее инертным (наименее подверженным нисходящему тренду) с точки зрения потребления смазочных материалов выступает сегмент потребления промышленными предприятиями (industrial, IND). Подтверждением этого является факт, что, например, наша головная компания Idemitsu Кosan Ltd. уже разработала новую стратегию развития продаж IND-масел с целью увеличения присутствия в данном сегменте во всем мире. Но есть и сложности в работе с таким сегментом. Первая — большой (один-два года) срок внедрения продукта на промышленных предприятиях. Вторая — в IND-сегменте не работает традиционный маркетинг.

— Насколько глобальным компаниям интересен рынок РФ?

— Присутствие Idemitsu — седьмой в мире компании по объему выпускаемых смазочных материалов — на российском рынке уже показывает, что глобальным компаниям российский рынок очень интересен: он большой, активный. И особенности климата заставляют людей тщательно следить за машинами и вовремя менять моторное масло и другие эксплуатационные жидкости. В конце концов, наш рынок уже по емкости больше европейского.

В Японии наша компания занимает больше половины рынка, мы в «Идемитсу Лубрикантс Рус» ставим себе не менее амбициозные планы по доминированию на российском рынке. Конечно, пока мы находимся только в начале этого пути, но «путь в тысячу ли начинается с первого шага».

От первого лица «Персональное общение с каждым клиентом — залог выживания бизнеса»
Материалы выпуска
Стратегия Двойная бухгалтерия экосистем
От первого лица «В ближайшее время углеродные квоты станут товаром»
От первого лица «Все предложения банка должны быть ориентированы на конкретного клиента»
Инструменты «Лизинг хорошо подходит клиентам с высокой кредитной нагрузкой»
От первого лица «Синтетические масла — это продукт будущего»
Решения ESG: что мешает «позеленеть» российскому потребителю
Компетенция «Корпоративные клиенты привыкают к «цифре» быстрее, чем в рознице»
От первого лица «Цель — сделать недопустимые события невозможными»
Рыночный расклад Негосударственный сектор медицины наращивает антиковидные сервисы
От первого лица «Технологии электрообогрева — самые экологичные»
Тенденции Отдохнуть от пандемии
Компетенция «Автомобилям будущего потребуются масла самого высокого качества»
От первого лица «Персональное общение с каждым клиентом — залог выживания бизнеса»
Скачать Содержание
Закрыть