Решения , Весь мир ,  
0 

ESG: что мешает «позеленеть» российскому потребителю

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
В России все меньше тех, для кого энергопереход, экология и климат — пустые слова. При этом социальное расслоение и заботы о здоровье не дают отечественному потребителю резко изменить «культурный код».

«Зеленый тренд» зародился в 2000-х годах с подачи ряда международных инвестфондов, отказавшихся от инвестиций в активы, приносящие вред окружающей и социальной среде. Как показала прошедшая в ноябре конференция стран — участниц Парижского соглашения «COP-26», тренд становится стандартом для глобального бизнеса. «ESG-повестка уже всерьез диктует новые правила игры глобальному бизнесу», — говорит заслуженный эколог России, руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН Евгений Шварц. По его словам, почти все российские экспортно ориентированные компании разрабатывают климатические и экологические стратегии, предусматривающие конкретные показатели энергоэффективности и эмиссии парниковых газов на единицу продукции, что ведет, среди прочего, к коренной реструктуризации целых секторов экономики, таких как металлургия и горнодобывающая промышленность.

Вслед за Европой в 2021 году Россия провозглашает свои цели по декарбонизации к 2060 году, принимает «зеленую» таксономию, утверждает концепцию развития водородной энергетики и готовится к поэтапному введению с 2023 года трансграничного углеродного налога со стороны ЕС.

Здоровье дороже

В контексте ESG-эволюции и экологии российского потребителя пока больше всего тревожат такие проблемы, как уничтожение лесов, пожары в Сибири, попадание отходов в окружающую среду, большое количество мусора и не разлагаемые отходы, как следует из недавнего исследования компании Ipsos. Изменение климата, волнующее в среднем 16% респондентов в мире (в Германии — 32%, в Великобритании — 30%), в России затрагивает лишь 3% опрошенных. 40% россиян утверждают, что уже изменили повседневные потребительские привычки ради защиты окружающей среды. При этом 46% признаются, что их поведение осталось неизменным. Еще слишком высока обеспокоенность бедностью и социальным неравенством (52% опрошенных), коррупцией (41%) и качеством здравоохранения (34%), что отодвигает заботу об окружающей среде на второй план.

«То, что потребитель заявляет о готовности изменить свое поведение на более экологичное, но не всегда готов это сделать, — нормальная ситуация управления изменениями», — констатирует директор по маркетингу и коммуникациям Ipsos Мила Новиченкова. По ее мнению, не стоит ожидать массовой внутренней мотивации экологичного быта исключительно на внутреннем самосознании. Для успешной эволюции потребителя важна постоянная необходимость или поддержка мотивации.

В исследовании Ipsos видны и основные тренды ответственного потребления. Больше всего россияне стали экономить энергию дома (41%) и воду (37%). Треть опрошенных (32%) готовы использовать общественный транспорт вместо личного. По осеннему опросу ВЦИОМа, у россиян также формируется бережное отношение к электроэнергии: 54% уже отказались от ламп накаливания, еще 21% выразил готовность не использовать их в целях экономии.

На пути к потребителю

На фоне энергокризиса в Европе, когда биржевые котировки на газ этой осенью обновляли максимумы, а альтернативная энергетика оказалась не в состоянии компенсировать дефицит энергобаланса, российская энергосистема стабильно развивается за счет сочетания традиционных и возобновляемых источников энергии. Но и здесь есть большой запрос на энергоэффективность.

Сегодня в мире просчитан и известен процент потери энергии. Доля конечной энергии от первичной добываемой составляет всего 40%. «Мы приняли на себя обязательства по обеспечению уровня удельных затрат энергоресурсов в соответствии с плановыми и ежегодно ставим перед собой новые цели по снижению затрат для обеспечения транспортировки природного газа», — подчеркивает генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Москва» Александр Бабаков. По данным компании, только по итогам 11 месяцев 2021 года при проведении ремонтных работ удалось сохранить 72% природного газа, планируемого к стравливанию (при ожидаемом показателе 360,5 млн куб. м сохранено почти 260 млн куб. м). В заданиях на проектирование в составе раздела по энергосбережению компания также предусматривает применение наилучших доступных энергоэффективных и энергосберегающих технологий, оборудования и материалов.

Очевидно, говорят эксперты, что энергоэффективность полностью заработает, когда в ней будет заинтересован не только оператор, но и конечный потребитель. Но пока цена на газ в России для потребителя позволяет ему обогревать помещения зимой за счет постоянно включенной газовой горелки, об энергоэффективности по всей цепочке потребления говорить преждевременно.

Цена «культурного кода»

В мае текущего года суд Гааги предписал компании Shell сократить к 2030 году выбросы углерода от своей продукции на 45% по сравнению с 2019 годом. Несмотря на оптимизм экологов, непонятно, будет ли готов европейский потребитель также резко отказаться от передвижения на личном автотранспорте и пересесть, к примеру, на велосипед.

«В последнее время энергетические компании начали понимать, что энергопереход должен быть постепенным: требуется консенсус между развитыми странами и теми, кто не может резко отказаться от традиционных источников энергии», — говорит председатель координационного комитета проекта «Зеленая инициатива» и комитета по энергетике Ассоциации европейского бизнеса Эрнесто Ферленги. Он оценивает дополнительные глобальные инвестиции, необходимые для достижения углеродной нейтральности в мире к 2050 году, в $4 трлн ежегодно.

Если говорить о цене вопроса для самих россиян, по данным ВЦИОМа, 64% респондентов предпочтут дорогой товар дешевому, если он будет более безопасным для окружающей среды. При этом каждый четвертый (25%) выбрал бы более дешевый, но менее экологичный товар — таковых 39% среди 18–24-летних потребителей. Таким образом, предпочтения молодежи не всегда оказываются на «зеленой» стороне. Играет роль и фактор материального достатка. А из данных Росстата следует, что реальные располагаемые денежные доходы россиян растут медленно — 1,7% в годовом выражении в первой половине 2021 года.

«Потребитель, скорее всего, отдаст предпочтение более экологичному товару. Но если его цена будет менее привлекательной, потребитель попросту переложит вину за неэкологичный выбор на производителя», — считает Мила Новиченкова. Обычный человек часто руководствуется мыслью, что его след в масштабе планеты ничтожно мал, поэтому вопросами экологии должен быть озабочен производитель, выпускающий огромные партии товара, добавляет эксперт. В то же время есть известное правило Парето, по которому 20% наиболее обеспеченных покупателей обеспечивают 80% доходов компании, напоминает Евгений Шварц: «Поэтому очевидно, что ответственное потребление в России начинается с наиболее обеспеченной части среднего класса».

ESG-эволюция и дальше будет требовать изменения технологического уклада жизни и потребительских привычек населения. Однако «культурный код» меняется медленно, а искусственное форсирование событий может привести к обратным результатам. «Помимо готовности переосмыслить собственное поведение и сделать его экологичным у многих потребителей пробуждается страх, что к такому типу поведения их попросту начнут принуждать, вследствие чего может пострадать качество жизни», — предупреждает Мила Новиченкова. Важно найти правильный путь трансформации сознания людей — через принятие, поощрение и сотрудничество с бизнесом, резюмирует эксперт.

Компетенция «Корпоративные клиенты привыкают к «цифре» быстрее, чем в рознице»
Материалы выпуска
Стратегия Двойная бухгалтерия экосистем
От первого лица «В ближайшее время углеродные квоты станут товаром»
От первого лица «Все предложения банка должны быть ориентированы на конкретного клиента»
Инструменты «Лизинг хорошо подходит клиентам с высокой кредитной нагрузкой»
От первого лица «Синтетические масла — это продукт будущего»
Решения ESG: что мешает «позеленеть» российскому потребителю
Компетенция «Корпоративные клиенты привыкают к «цифре» быстрее, чем в рознице»
От первого лица «Цель — сделать недопустимые события невозможными»
Рыночный расклад Негосударственный сектор медицины наращивает антиковидные сервисы
От первого лица «Технологии электрообогрева — самые экологичные»
Тенденции Отдохнуть от пандемии
Компетенция «Автомобилям будущего потребуются масла самого высокого качества»
От первого лица «Персональное общение с каждым клиентом — залог выживания бизнеса»
Скачать Содержание
Закрыть