«Зеленый тренд» зародился в 2000-х годах с подачи ряда международных инвестфондов, отказавшихся от инвестиций в активы, приносящие вред окружающей и социальной среде. Как показала прошедшая в ноябре конференция стран — участниц Парижского соглашения «COP-26», тренд становится стандартом для глобального бизнеса. «ESG-повестка уже всерьез диктует новые правила игры глобальному бизнесу», — говорит заслуженный эколог России, руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН Евгений Шварц. По его словам, почти все российские экспортно ориентированные компании разрабатывают климатические и экологические стратегии, предусматривающие конкретные показатели энергоэффективности и эмиссии парниковых газов на единицу продукции, что ведет, среди прочего, к коренной реструктуризации целых секторов экономики, таких как металлургия и горнодобывающая промышленность.
Вслед за Европой в 2021 году Россия провозглашает свои цели по декарбонизации к 2060 году, принимает «зеленую» таксономию, утверждает концепцию развития водородной энергетики и готовится к поэтапному введению с 2023 года трансграничного углеродного налога со стороны ЕС.
Здоровье дороже
В контексте ESG-эволюции и экологии российского потребителя пока больше всего тревожат такие проблемы, как уничтожение лесов, пожары в Сибири, попадание отходов в окружающую среду, большое количество мусора и не разлагаемые отходы, как следует из недавнего исследования компании Ipsos. Изменение климата, волнующее в среднем 16% респондентов в мире (в Германии — 32%, в Великобритании — 30%), в России затрагивает лишь 3% опрошенных. 40% россиян утверждают, что уже изменили повседневные потребительские привычки ради защиты окружающей среды. При этом 46% признаются, что их поведение осталось неизменным. Еще слишком высока обеспокоенность бедностью и социальным неравенством (52% опрошенных), коррупцией (41%) и качеством здравоохранения (34%), что отодвигает заботу об окружающей среде на второй план.
«То, что потребитель заявляет о готовности изменить свое поведение на более экологичное, но не всегда готов это сделать, — нормальная ситуация управления изменениями», — констатирует директор по маркетингу и коммуникациям Ipsos Мила Новиченкова. По ее мнению, не стоит ожидать массовой внутренней мотивации экологичного быта исключительно на внутреннем самосознании. Для успешной эволюции потребителя важна постоянная необходимость или поддержка мотивации.
В исследовании Ipsos видны и основные тренды ответственного потребления. Больше всего россияне стали экономить энергию дома (41%) и воду (37%). Треть опрошенных (32%) готовы использовать общественный транспорт вместо личного. По осеннему опросу ВЦИОМа, у россиян также формируется бережное отношение к электроэнергии: 54% уже отказались от ламп накаливания, еще 21% выразил готовность не использовать их в целях экономии.
На пути к потребителю
На фоне энергокризиса в Европе, когда биржевые котировки на газ этой осенью обновляли максимумы, а альтернативная энергетика оказалась не в состоянии компенсировать дефицит энергобаланса, российская энергосистема стабильно развивается за счет сочетания традиционных и возобновляемых источников энергии. Но и здесь есть большой запрос на энергоэффективность.
Сегодня в мире просчитан и известен процент потери энергии. Доля конечной энергии от первичной добываемой составляет всего 40%. «Мы приняли на себя обязательства по обеспечению уровня удельных затрат энергоресурсов в соответствии с плановыми и ежегодно ставим перед собой новые цели по снижению затрат для обеспечения транспортировки природного газа», — подчеркивает генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Москва» Александр Бабаков. По данным компании, только по итогам 11 месяцев 2021 года при проведении ремонтных работ удалось сохранить 72% природного газа, планируемого к стравливанию (при ожидаемом показателе 360,5 млн куб. м сохранено почти 260 млн куб. м). В заданиях на проектирование в составе раздела по энергосбережению компания также предусматривает применение наилучших доступных энергоэффективных и энергосберегающих технологий, оборудования и материалов.
Очевидно, говорят эксперты, что энергоэффективность полностью заработает, когда в ней будет заинтересован не только оператор, но и конечный потребитель. Но пока цена на газ в России для потребителя позволяет ему обогревать помещения зимой за счет постоянно включенной газовой горелки, об энергоэффективности по всей цепочке потребления говорить преждевременно.
Цена «культурного кода»
В мае текущего года суд Гааги предписал компании Shell сократить к 2030 году выбросы углерода от своей продукции на 45% по сравнению с 2019 годом. Несмотря на оптимизм экологов, непонятно, будет ли готов европейский потребитель также резко отказаться от передвижения на личном автотранспорте и пересесть, к примеру, на велосипед.
«В последнее время энергетические компании начали понимать, что энергопереход должен быть постепенным: требуется консенсус между развитыми странами и теми, кто не может резко отказаться от традиционных источников энергии», — говорит председатель координационного комитета проекта «Зеленая инициатива» и комитета по энергетике Ассоциации европейского бизнеса Эрнесто Ферленги. Он оценивает дополнительные глобальные инвестиции, необходимые для достижения углеродной нейтральности в мире к 2050 году, в $4 трлн ежегодно.
Если говорить о цене вопроса для самих россиян, по данным ВЦИОМа, 64% респондентов предпочтут дорогой товар дешевому, если он будет более безопасным для окружающей среды. При этом каждый четвертый (25%) выбрал бы более дешевый, но менее экологичный товар — таковых 39% среди 18–24-летних потребителей. Таким образом, предпочтения молодежи не всегда оказываются на «зеленой» стороне. Играет роль и фактор материального достатка. А из данных Росстата следует, что реальные располагаемые денежные доходы россиян растут медленно — 1,7% в годовом выражении в первой половине 2021 года.
«Потребитель, скорее всего, отдаст предпочтение более экологичному товару. Но если его цена будет менее привлекательной, потребитель попросту переложит вину за неэкологичный выбор на производителя», — считает Мила Новиченкова. Обычный человек часто руководствуется мыслью, что его след в масштабе планеты ничтожно мал, поэтому вопросами экологии должен быть озабочен производитель, выпускающий огромные партии товара, добавляет эксперт. В то же время есть известное правило Парето, по которому 20% наиболее обеспеченных покупателей обеспечивают 80% доходов компании, напоминает Евгений Шварц: «Поэтому очевидно, что ответственное потребление в России начинается с наиболее обеспеченной части среднего класса».
ESG-эволюция и дальше будет требовать изменения технологического уклада жизни и потребительских привычек населения. Однако «культурный код» меняется медленно, а искусственное форсирование событий может привести к обратным результатам. «Помимо готовности переосмыслить собственное поведение и сделать его экологичным у многих потребителей пробуждается страх, что к такому типу поведения их попросту начнут принуждать, вследствие чего может пострадать качество жизни», — предупреждает Мила Новиченкова. Важно найти правильный путь трансформации сознания людей — через принятие, поощрение и сотрудничество с бизнесом, резюмирует эксперт.