— На автомобильном рынке сложилась необычная ситуация: дефицит ряда моделей из-за вызванного пандемией разрыва производственных цепочек автоконцернов, повышенный спрос, даже торговля местами в очередях на покупку машин. Насколько различаются тренды в масс-маркете и премиум-сегменте авторынка?
— Пандемия началась уже довольно давно, и мы видим, насколько непредсказуемой остается ситуация до сих пор. Конечно, это не могло не отразиться на ситуации на рынке. В 2020 году рынок предсказуемо снизился из-за ограничений производства, связанных с временным закрытием заводов в разных уголках мира. В текущем году ситуация выровнялась, демонстрируя рост на 7% (данные за январь—ноябрь 2021 года). Восстановление рынка происходит не так быстро, как могло бы: дефицит полупроводников, вызванный пандемией, продолжает оказывать влияние на всю индустрию — в некоторых случаях на производство автомобилей в целом, в других — на работу отдельных функций.
Премиальный сегмент всегда восстанавливается быстрее массового, и в этом смысле нам, конечно, повезло, поскольку именно в этом сегменте представлены наши автомобили. Показатели продаж начали расти сразу после локдауна прошлого года, и в 2021-м эта тенденция продолжилась. Причем этот рост довольно значительно опережает динамику рынка. По итогам 11 месяцев мы видим 69% роста, а ноябрь, в частности, показывает увеличение продаж на 155% относительно ноября 2020-го — суммарно на рынках России и СНГ.
Сложно сейчас предсказать, когда именно общая ситуация полностью придет в норму, но мы надеемся, что в будущем году рынок стабилизируется.
— Лизинг — это традиционный инструмент для покупки техники для бизнеса, от самолетов и экскаваторов до корпоративных автопарков. Частники лизинг практически не используют. Почему сейчас вы решили предложить лизинговые схемы покупки автомобилей клиентам — физическим лицам?
— Спрос на финансовые услуги на автомобильном рынке с каждым годом растет, вместе с тем растет интерес покупателей к новым финансовым инструментам. Мы рассматриваем лизинг для физических лиц как дополнительный инструмент в ряду уже имеющихся в арсенале бренда, который делает приобретение автомобилей Cadillac и Chevrolet максимально комфортным для покупателя. Наличие широкой линейки финансовых продуктов и выбора удобной программы финансирования — часть нашего подхода в диалоге с клиентами.
Проанализировав реальные кейсы покупателей, которые собирались воспользоваться кредитом, мы выяснили, что иногда возникали ситуации, не позволявшие им это сделать. Именно для таких случаев существует лизинг для физических лиц. Со значительно большей долей вероятности клиент получит одобрение в рамках этого продукта, так как автомобиль на время контракта и до момента его истечения и фактического выкупа машины клиентом будет являться собственностью банка.
— Какие еще есть плюсы и минусы у лизинга по сравнению с обычным автокредитом?
— Важным отличием лизинга для физических лиц от кредита является отсутствие таких требований, как залог и наличие кредитной истории клиента. Стоит также отметить, что лизинг для физических лиц — не полная альтернатива кредиту. Отличие от кредита в том, что этот продукт позволяет пользоваться автомобилем, а не владеть им в течение срока контракта, а по истечении контракта — внести остаточный платеж и стать владельцем автомобиля. Для некоторых клиентов этот подход сам по себе является большим преимуществом наравне с возможностью получить финансирование от банка при риске получить отказ по кредиту. Кроме того, появляется возможность более комфортного и гибкого использования других кредитных продуктов банков, таких как ипотека или кредитные карты благодаря тому, что информация о приобретении автомобиля в лизинг не отражается в бюро кредитных историй и не увеличивает кредитную нагрузку клиента. Контракт лизинга может включать дополнительные услуги, например регистрацию автомобиля в ГИБДД и продукты страхования. Кроме того, клиентам, которые решат воспользоваться лизингом для физических лиц, дилеры предложат специальные условия на приобретение автомобилей Cadillac и Chevrolet.
— А если сравнить лизинг для частного покупателя с таким недавно появившимся сервисом, как автомобиль по подписке?
— Самое большое отличие в том, что лизинг для физических лиц — это способ финансирования покупки, в то время как подписка — это услуга, которая позволяет пользоваться автомобилем и не предполагает выкупа и владения автомобилем даже в перспективе по истечении срока контракта.
— Каким вы видите портрет покупателя автомобиля в лизинг?
— Лизинг хорошо подходит клиентам с высокой кредитной нагрузкой и, соответственно, тем, кто по этой причине не хочет пользоваться стандартными продуктами банков. Также лизинг для физических лиц может быть интересен клиентам, не планирующим в течение срока эксплуатации оформлять автомобиль в собственность.
— Многие ли корпоративные клиенты выкупают автомобиль после истечения срока договора лизинга? Как вы прогнозируете поведение в этом отношении частных лиц?
— Как правило, лизинговые компании предлагают такие условия контракта, чтобы все же выкупить автомобиль в конце срока договора было бы максимально выгодным решением. Поэтому на практике в основном автомобили в конце срока лизинга выкупаются корпоративными клиентами. С частными лицами ситуация такая же; более того, банки и финансовые организации, предлагающие сегодня услугу лизинга для физических лиц, заключают только контракты с обязательным выкупом автомобиля по истечении срока лизинга. И обусловлено это, скорее, требованиями к финансовому продукту со стороны клиентов, потому что сервис, позволяющий не выкупать автомобиль в конце срока эксплуатации — это подписка, которая в настоящее время получила довольно широкое распространение и популярность в среде частных клиентов, особенно в массовом сегменте.