От первого лица ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

«Технологии электрообогрева — самые экологичные»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
О промышленном и инфраструктурном сегментах рынка кабельных систем обогрева и преимуществах цифровизации бизнеса РБК+ рассказал президент группы компаний ССТ Михаил Струпинский.

— По данным Industry Research, объем мирового рынка кабельных систем обогрева в 2020 году приблизился к $2,3 млрд. Как распределяются поставки между промышленным и инфраструктурным секторами на рынке?

— Промышленные системы электрообогрева используются для работы с трубопроводами и резервуарами в нефтегазовой отрасли, металлургии, химической промышленности. В нефтегазовой индустрии решения применяются для транспортировки нефти, битумов и мазутов. Дело в том, что в случае аварий или падения температур транспортируемых жидкостей ниже определенной величины продукт становится слишком вязким, перекачка прекращается, а ситуация требует слива трубопровода, что грозит экологической катастрофой. Промышленные системы электрообогрева позволяют безопасно и с низкими затратами — без строительства резервуарного парка — транспортировать продукт. Кстати, температура застывания нефти может составлять +25–32°С. Поэтому наше оборудование используется на всех широтах, включая Африку.

В инфраструктурном секторе системы электрообогрева используются в городской среде, на транспорте, в сфере ЖКХ. В городах системы обогрева используются для антиобледенения крыш, водостоков, лестничных сходов и пандусов, например в московских пешеходных переходах, на кровлях зданий в историческом центре столицы.

Примерно 65% поставок сейчас приходится на промышленный сектор, 35% — на гражданский. Динамика пропорций зависит от активности нефтегазового сегмента — он более волатильный.

— Добыча сырья на нефтяном рынке ограничена сделкой ОПЕК, а российские компании активно развивают арктические активы. Как это сказывается на поставках систем электрообогрева?

— Мы активно участвуем в арктических проектах, поставляя туда наши решения. Если говорить о сделке ОПЕК, то она влияет на инвестиционные планы нефтяных компаний, но те иногда пересматривают их таким образом, что у нас появляется новая работа. Так, мы участвуем в обустройстве существующих месторождений и реконструкции нефтеперерабатывающих заводов, которые позволяют производить более дешевые углеводороды как раз в соответствии с требованиями ОПЕК.

Мне кажется, что человечество не сможет полностью отказаться от углеводородов, просто их доля в общем энергобалансе станет меньше. А наши продукты позволяют эффективно, с меньшими затратами и экологически чисто использовать существующие месторождения. В общем, мы не наблюдаем сокращений контрактов из-за сделки ОПЕК. Более того, в 2021 году мы вдвое увеличили выпуск продукции. Сейчас производство работает в три смены.

— Вы не только производите, но и разрабатываете системы обогрева. Расскажите о новых продуктах компании.

— Мы разработали сверхдлинные системы электрообогрева трубопроводов. Они позволяют существенно экономить на питающей электросети. При наличии инфраструктуры можно организовать точки питания каждые 100–200 м. Конечно, для проекта в центре Москвы это не вопрос. Но если трубопровод проложен в пустыне, то это проблема. Поэтому сверхдлинные системы электрообогрева чрезвычайно актуальны. Кстати, именно в труднодоступных местах и расположены главные залежи нефти.

У нас также есть система электрообогрева скважин. Она помогает сгенерировать добычу нефти там, где ее, казалось бы, уже нет. С рядом компаний мы также создали системы, позволяющие интенсифицировать добычу из разорванных нефтяных пластов. Фактически речь о самых мощных обогревателях на земле, выдающих до 1,5 кВт мощности на каждый метр кабеля, но на протяжении целого километра. В целом на этом километре подземного кабеля совокупно выделяется до 4 МВт мощности. Технология компактная и самая экологичная, поскольку позволяет обойтись без закачки в скважину миллионов кубометров пара для нагревания пластов. У нашей технологии нет углеродного следа.

Еще один интересный продукт — бронированные нагреватели для кровель. Это механически усиленные, не боящиеся лопаты или лома и в то же время компактные и гибкие нагреватели. Системы на их основе будут эффективно работать значительно дольше существующих сегодня решений и будут надежно защищены от внешних повреждений.

— Влияет ли рост цен на металлы на производство систем электрообогрева?

— Мы используем в работе точные прецизионные сплавы, а также медь, никель и алюминий. Влияние фактора роста цен на бизнес есть, но оно опосредованное. Для стратегических заказчиков из нефтяной отрасли стоимость систем электрического обогрева трубопроводов составляет несколько процентов стоимости проекта. Поэтому подъем цен не является критическим для стоимости трубопроводного проекта.

— Ваша компания аккредитована как поставщик систем электрообогрева для крупнейших мировых EPC-компаний. Как работа с ними повлияла на развитие компании?

— В мире около 50 компаний строит нефтегазовые объекты, выполняя EPC-контракты (от англ. Engineering, Procurement and Сonstruction — инжиниринг, снабжение и строительство — имеется в виду реализация проектов под ключ. — РБК+). Речь о таких компаниях, как Technip, Maire Tecnimont или Saipem. Попасть в вендор-листинг даже одной такой компании — большое достижение. Нужно корректно подготовить необходимую документацию, пройти многомесячный аудит и проверку качества продукции.

Мы сегодня находимся в вендор-листинге 40 EPC-контракторов. В глобальной конкуренции поставщиков систем электрообогрева мы занимаем второе-третье место в мире. Работа с EPC-контрактором означает работу в его темпе: нужно быстро выдавать документацию и готовые продукты.

Перестроить бизнес-логику под их требования было, безусловно, непросто. На переналадку процессов ушло два-три года. Мы провели полную цифровизацию научных и расчетных процессов, а также проектирования.

В общем, просто поставлять продукцию за рубеж — это легко. А вот участвовать в масштабных международных проектах — совсем другая история.

— Каких результатов компании удалось достичь в результате цифровизации?

— Для компании цифровизация — возможность более четкой верификации процессов и меньшей зависимости от человека и случайностей. Мы внедряли новую бизнес-модель с ориентацией на международные проекты и работу с EPC-контракторами в разных регионах мира. Были развернуты комплексы цифрового пресейла и проектирования, повышающие скорость и качество обработки клиентских запросов, сокращающие время принятия решений в нестандартных ситуациях. Новая бизнес-модель позволила повысить качество работ в сегментах проектирования, логистики и проведения строительно-монтажных работ. В итоге за право вместе с нами участвовать в реализации крупных проектов стали конкурировать вендоры и субподрядчики.

Важным результатом стало внедрение глобального сервиса сопровождения жизненного цикла. Мы и раньше предлагали гарантию на продукцию сроком до 25–50 лет, но постоянно старались развивать систему сопровождения продукции. В нашей компании сейчас обеспечивают гарантийное и постгарантийное обслуживание продукции, ведут мониторинг параметров установленных систем, проводят техобслуживание и плановые ремонты систем электрообогрева. Новые цифровые продукты позволяют синхронизировать постгарантийное и гарантийное обслуживание с циклами обслуживания оборудования у заказчика. Иначе говоря, мы готовы приспосабливаться к тем временным окнам на обслуживание, которые заказчики нам предоставляют.

Тенденции Отдохнуть от пандемии
Материалы выпуска
Стратегия Двойная бухгалтерия экосистем
От первого лица «В ближайшее время углеродные квоты станут товаром»
Инструменты «Лизинг хорошо подходит клиентам с высокой кредитной нагрузкой»
От первого лица «Синтетические масла — это продукт будущего»
Решения ESG: что мешает «позеленеть» российскому потребителю
Компетенция «Корпоративные клиенты привыкают к «цифре» быстрее, чем в рознице»
От первого лица «Цель — сделать недопустимые события невозможными»
Рыночный расклад Негосударственный сектор медицины наращивает антиковидные сервисы
От первого лица «Технологии электрообогрева — самые экологичные»
Тенденции Отдохнуть от пандемии
Компетенция «Автомобилям будущего потребуются масла самого высокого качества»
От первого лица «Персональное общение с каждым клиентом — залог выживания бизнеса»
Скачать Содержание
Закрыть