Рыночный расклад ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Негосударственный сектор медицины наращивает антиковидные сервисы

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Негативное влияние пандемии на рынок частной медицины закончилось. Его восстановлению способствует высокий спрос на диагностику и постковидную реабилитацию.

В 2020 году объем рынка медицинских услуг сократился на 10,8% относительно 2019 года, до 1,93 млрд приемов, по данным BusinesStat. Сократилось как число приемов в секторе ОМС, так и в коммерческом секторе. Объем рынка платных медицинских услуг, по оценкам аналитиков «РБК Исследования рынков», сократился почти на 8%, до 694 млрд руб. Впрочем, уже в первом полугодии 2021 года отрасль начала восстанавливаться, объем рынка увеличился на 31,4% в сопоставимых ценах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По итогам года результаты могут превзойти доковидный 2019-й, прогнозируют в РБК.

Драйвером рынка стала не только реализация отложенного спроса на плановое медобслуживание, но и на новые услуги, связанные с COVID-19, — ПЦР-тесты и анализы на антитела. Потребность в новых услугах способствовала увеличению присутствия сетевых клиник в разных населенных пунктах. 24,7% сетей увеличили количество клиник, 62% — сохранили число клиник. С июля 2020 года по август 2021-го закрыли хотя бы одну клинику 13,3% медсетей, годом ранее — почти 22%.

Адаптация

Для частных медорганизаций снижение пациентопотока в начале пандемии было вызовом, говорит директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович: «Крупные компании предложили свои услуги для борьбы с коронавирусом».

Оперативное открытие инфекционного стационара на 500 коек потребовало полностью изменить работу всех активов, заново обучать персонал и выстраивать эффективный бизнес-процесс, рассказала президент АО «Группа компаний «Медси» Елена Брусилова. Несмотря на снижение количества посещений в 2020 году, выручка группы выросла на 12,2% по сравнению с 2019 годом.

Медицинский институт им. Березина Сергея (МИБС) переориентировал свои центры КТ на исследование пациентов с подозрением на COVID-19 и частично нивелировал снижение спроса на обычную визуализацию, рассказал председатель правления МИБС Аркадий Столпнер.

Частный рынок также взял на себя неинфекционных пациентов, оставшихся без внимания госмедицины, отмечает главврач Ильинской больницы Алексей Живов.

Негосударственные медорганизации смогли закрыть потребность больных в высокотехнологичной медпомощи (ВМП), недоступной в федеральных медучреждениях из-за перепрофилирования под лечение COVID-19, говорит вице-президент по продвижению услуг АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) Владимир Гаркавенко. Участие в программах ВМП, в том числе по ОМС, дало дополнительный толчок для развития и повышения качества услуг, отмечает он.

Европейский медицинский центр (ЕМС) продолжал оказывать плановую помощь во время и после локдауна, рассказал генеральный директор компании Андрей Яновский. Трафик EMC в 2020 году вырос на 23%, а средний чек благодаря увеличению комплексности услуг — на 12%.

Негосударственные медорганизации проявили большую гибкость, отмечает руководитель сети клиник «РЖД Медицина» Елена Жидкова: «Организовали безопасный забор анализов, удаленные консультации, онлайн-запись через мобильное приложение». Позднее такие подходы стали внедряться и в госклиниках.

Новые услуги

Пандемия в целом стала драйвером для отрасли. Согласно данным оперативного штаба, к началу сентября 2021 года было, например, проведено порядка 182 млн ПЦР-тестов.

Это изменило стратегию развития большинства медицинских центров, рассказала Елена Жидкова. Компания развернула сеть пунктов ПЦР-тестирования на вокзалах и в аэропортах, на 60%, с 10 до 16 единиц, увеличила парк передвижных медицинских комплексов. В 2021 году 28 лабораторий компании провели более 4 млн исследований. Существенная часть инвестиций была направлена на модернизацию диагностического оборудования в целях кратного увеличения пропускной способности клиник, отмечает Елена Жидкова.

Комплексы анализов, предназначенных для больных, переболевших и вакцинированных, предоставляли многие игроки рынка, однако больше всего выиграли сети лабораторной диагностики ввиду большого количества медицинских офисов даже в небольших городах и оперативности введения соответствующих услуг, отмечается в «РБК Исследования рынков».

Оборот и число транзакций в крупнейших сетевых лабораториях, проводящих тесты на COVID-19, удвоились за 2020 год, ссылаются аналитики РБК на данные эквайрингового бизнеса ВТБ. По итогам первого квартала 2021 года рост составил 40%. Открылось 805 новых точек. В результате диагностика заняла второе место с долей рынка 27,5%. Компании развивают востребованные на фоне пандемии сервисы, например выезд на дом с целью забора биоматериала.

Вырос спрос на сервис бесконтактной сдачи тестов на COVID-19, рассказал гендиректор лабораторной службы «Хеликс» Юрий Андрейчук: «С момента запуска услуги в 2020 году сервисом воспользовались более 1,5 млн человек».

Спрос на выезд медицинской бригады на дом в прошлом году вырос на 45% по сравнению с 2019 годом, а за десять месяцев 2021 года количество вызовов на дом увеличилось еще на 10% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, рассказали в «Хеликсе».

ПЦР-исследования на COVID-19 и антитела к SARS-CoV-2 составили около 60% выручки сетей, при этом наиболее маржинальным стал сегмент договоров с корпоративными клиентами, который в некоторых сетях достигал 68%, по данным анкетирования пяти крупнейших игроков рынка клинической лабораторной диагностики, проведенного Аналитическим центром Vademecum.

Пандемия увеличила интерес населения к собственному здоровью, говорит президент группы медицинских компаний МЕДМА Юлай Магадеев.

Начала развиваться постковидная реабилитация. Осложнения после коронавируса наблюдаются у большинства переболевших и часто имеют отсроченный эффект, отмечает директор Клиники инновационных технологий в Куркино Илья Труханов: «Реабилитация еще очень долго будет актуальна».

Узкий профиль

Сложнее всего было переориентироваться узкопрофильным медорганизациям. Выручка от стоматологических услуг в апреле—июне 2020 года в среднем была на 40–50% ниже аналогичного показателя в 2019-м, по данным опроса крупнейших многопрофильных клиник и сетей, проведенного Vademecum. По оценкам «Опоры России», в некоторых регионах выручка стоматологических клиник упала на 90%.

При этом стоматология по-прежнему остается на первом месте в структуре рынка платных медицинских услуг — в 2021 году на нее приходится 32,2% — и занимает второе место по общему количеству сетей, по данным «РБК Исследования рынков». Правда, доля их продолжает сокращаться второй год подряд.

За 2020 год закрылись семь медучреждений.

Во время локдаунов коммерческие стоматологические клиники были вынуждены приостановить оказание всех услуг, кроме экстренной помощи, отмечает коммерческий директор группы компаний «Поликлиника.ру» и «Зуб.ру» Юлия Трофимова. После снятия ограничений пациенты стали чаще обращаться в клиники, но уже с более серьезными проблемами. Это привело к повышению общей стоимости приема.

Кроме того, увеличилось число обращений пациентов с жалобами, которых раньше не было, — язвы на слизистой, заболевания полости рта, обострение аутоиммунных проявлений, рассказывает президент и ведущий специалист Бостонского института эстетической медицины Константин Ронкин. По его словам, еще предстоит изучить, с чем связаны подобные симптомы.

Полностью отрасль сможет восстановиться по мере роста среднедушевых денежных доходов населения, отмечает Юлия Трофимова: «Развитию сектора, впрочем, способствует высокая конкурентоспособность».

Планы на вырост

На август 2021 года без учета диагностических лабораторий в стране работали 3596 сетевых частных клиник, общее число которых за год выросло на 11,6%, по данным «РБК Исследования рынков»: «Это максимальный прирост за последние пять лет».

Негосударственный сектор здравоохранения продолжит расширение профиля услуг, а также формирование и укрупнение сетей, прогнозируют в РБК: сетевая медицина занимает более 2/3 рынка платных услуг.

Клиники наращивают свои конкурентные преимущества, пытаясь улучшить клиентский сервис, говорит Лариса Попович. При этом продолжится развитие превентивной медицины и персонализации лечения, цифровизация отрасли и появление новых форматов взаимодействия с пациентом, отмечают эксперты.

По спектру цифровых продуктов и сервисов и их удобству медицина уже практически не уступает онлайн-банкам, отмечает Андрей Яновский. За время пандемии EMC в 3000 раз увеличил число дистанционных сервисов и на 860% нарастил число телемедицинских консультаций.

В среднесрочной перспективе будет происходить серьезная трансформация первичного звена медпомощи в сторону удаленного мониторинга и превенции, говорит Елена Брусилова.

Продолжится развитие услуг в таких направлениях, как онкология, диализ, кардиология, репродуктивное здоровье, лабораторные исследования, прогнозируют в МЕДМА. Компания планирует инвестировать в развитие новых центров не менее 1 млрд руб. Отрасль привлекательна и для внешних инвесторов, отмечает Алексей Живов.

От первого лица «Технологии электрообогрева — самые экологичные»
Материалы выпуска
Стратегия Двойная бухгалтерия экосистем
От первого лица «В ближайшее время углеродные квоты станут товаром»
Инструменты «Лизинг хорошо подходит клиентам с высокой кредитной нагрузкой»
От первого лица «Синтетические масла — это продукт будущего»
Решения ESG: что мешает «позеленеть» российскому потребителю
Компетенция «Корпоративные клиенты привыкают к «цифре» быстрее, чем в рознице»
От первого лица «Цель — сделать недопустимые события невозможными»
Рыночный расклад Негосударственный сектор медицины наращивает антиковидные сервисы
От первого лица «Технологии электрообогрева — самые экологичные»
Тенденции Отдохнуть от пандемии
Компетенция «Автомобилям будущего потребуются масла самого высокого качества»
От первого лица «Персональное общение с каждым клиентом — залог выживания бизнеса»
Скачать Содержание
Закрыть