Вакцина для HR
Материалы выпуска
Вакцина для HR Рынок «Людям важно, чтобы работа имела смысл» Инструменты «Запрос на удаленную занятость был сформирован до пандемии» Компетенция «Только в команде можно достичь результата» Инструменты HeadHunter: «Рейтинг работодателей России — 2020» Инструменты «Коронакризис ускорил трансформацию HR-функции» Решения «Пандемия поставила работников торговли в один ряд с врачами» Компетенция Удаленка подтолкнула HR к автоподбору Инновации «Опыт показал, что мы уверенно развиваемся в непредсказуемой ситуации» Компетенция Что привлекает специалистов на госпредприятиях Рынок «За команду нужно держаться: кризисы преодолевают не технологии, а люди» Решения «Сегодняшний водитель фуры может завтра стать оператором беспилотника» Инновации «ИТ-специалисты востребованы уже на входе в университет» Решения Как удержать дистанцию Инструменты
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Вакцина для HR

Коронавирусная пандемия задала тренды на рынке труда на годы вперед. Работодатели не откажутся от дистанта, но от сотрудников будут требовать смешанных умений — hard skills, soft skills и digital skills.
Фото: Getty Images Russia

Как показал опрос 230 российских компаний, проведенный Ассоциацией менеджеров России в сентябре прошлого года, топ-менеджеры воспринимают как окно возможностей ускорение тотальной цифровизации и перевод на удаленные формы занятости не менее трети сотрудников, а также рост спроса на персонализацию продуктов и услуг. Эти тренды должны найти свое отражение на рынке рабочей силы в процессе восстановления экономики.

«Пандемия внесла много изменений в функционирование рынка труда. Эти изменения и дальше будут влиять на его будущее. Прежде всего, за этот год был достигнут рекорд по уровню безработицы, в том числе по регистрируемой безработице. Такой высокой она не была в предыдущие 15 лет», — рассказывает Людмила Иванова-Швец, доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» РЭУ имени Г.В.Плеханова.

Однако, если судить по показателям спроса и предложения на рынке труда, то ситуация выглядит довольно оптимистично, говорит директор бренд-центра hh.ru Нина Осовицкая. «Восстановление доковидных показателей состоялось уже осенью. Для мониторинга баланса спроса и предложения, то есть конкуренции на рынке труда, наша компания использует hh.индекс, показывающий, сколько человек претендуют на одну открытую вакансию. Так, в январе—феврале 2020 года hh.индекс был на уровне 6,7–6,8. Затем в период действия жестких противоэпидемических мер в апреле—мае он поднимался до значений выше 8. А в ряде наиболее пострадавших профобластей — спорт и фитнес, гостиницы и общепит, развлечения — он достигал и 20 человек на место. Но уже к августу вновь вернулся к значениям чуть выше 6, а с сентября по декабрь держался на уровне ниже 6», — объясняет Нина Осовицкая.

Зарплатные маневры

Массового падения зарплат не случилось, но снизился размер бонусов. «Это как раз объясняется кризисными явлениями: скорее всего, компаниям не за что и не из чего было платить сотрудникам бонусную часть в условиях заморозки деятельности либо падения выручки», — говорит руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова. По ее словам, снижение зарплат коснулось в основном высокооплачиваемых сотрудников. Интересно, что иностранные работодатели сокращали зарплаты работникам начального уровня. Каждая четвертая российская компания заявила об увеличении окладов сотрудников в 2020 году, но также у каждой четвертой из опрошенных сократился бюджет на подбор персонала. «Зарплатные маневры — естественная реакция работодателей на кризисную ситуацию. Компании, которые живут с оборота, в случае падения выручки не имеют возможности сохранить зарплаты на прежнем уровне», — говорит эксперт. Отраслью-лидером по уровню заработных плат, а также с одной из самых высоких динамик ее прироста остается сфера ИТ.

Еще один очевидный рекорд — рост численности удаленной занятости.

В ходе опроса, проведенного hh.ru в конце прошлого года, 38% опрошенных заявили, что их компании переводили всех своих сотрудников на дистанционный режим работы, а среди компаний с численностью до 100 сотрудников эта доля составила 51%.

В 27% компаний те, кто был переведен на удаленку, продолжают работать в таком формате и сегодня, 31% вышедших на работу в офис вернулись к дистанционному режиму.

Есть компании, где переход сотрудников на дистанционный режим негативно сказался на бизнесе, прежде всего это малые предприятия численностью персонала до 100 человек. «Однако в долгосрочной перспективе наиболее важным последствием пандемии для рынка труда станет распространение удаленной занятости», — говорит Виктор Ляшок, старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.

Потери и приобретения

Наиболее пострадавшими категориями, по данным hh.ru, в апреле—ноябре 2020 года стал весь персонал фитнес-клубов, от администраторов до тренеров; все категории работников индустрии общепита, как маркетологи, так и официанты; занятые в сфере развлечений — ивент-менеджеры, креативные менеджеры, артисты, операторы, аниматоры; административный персонал — секретари, офис-менеджеры, клининг-работники; практически все индивидуальные предприниматели и работники малого и среднего бизнеса. Таким образом, большая часть представителей профессий, ранее часто востребованных на рынке труда, оказалась не у дел.

В то же время наиболее востребованными стали сотрудники некоммерческих организаций и госслужащие, рабочий персонал, медицинские работники разных категорий, а также фармацевты. Характерно, что в апреле, по данным hh.ru, активно искали кадры медицинские и фармацевтические организации, а в мае небольшой спрос был зафиксирован в категории услуг для бизнеса.

В ноябре картина начала корректироваться: появился спрос на сотрудников в области транспорта и логистики, на услуги студентов или сотрудников без опыта работы, домашний персонал, работников в сфере автомобильного бизнеса, строительства и недвижимости и административный персонал.

«Если говорить о ближайшем годе, то в 2021-м, как и в 2020-м, в нашей стране наиболее востребованы будут ИТ-специалисты, особенно толковые разработчики и специалисты по автоматизации процессов, а также представители массовых специальностей — водители, продавцы, комплектовщики, курьеры, сборщики, логисты. Хороших специалистов по продажам всегда не хватает, но сейчас, чтобы подстегнуть бизнес, спрос на них еще вырастет. Также в силу сложившейся ситуации может наблюдаться временный повышенный интерес нанимателей к опытным юристам по трудовым и хозяйственным спорам», — комментирует Галина Бобкова, независимый карьерный и HR-консультант.

Soft skills как осознанная необходимость

Служба исследований hh.ru провела в ноябре 2020 года опрос работодателей, чтобы выяснить, какие навыки они считают наиболее важными для соискателей в 2020 году и как часто они на самом деле встречаются у кандидатов на собеседованиях. Наиболее значимым навыком, по мнению российских работодателей, является навык взаимодействия с людьми — он получил почти девять баллов из десяти возможных. Гибкость ума и клиентоориентированность делят между собой второе место с 8,5 балла. Последнюю строчку со средним баллом 5,7 занимает умение управлять людьми — важный навык, но характерный только для управленческих позиций. Таким образом, очевидна потребность в soft skills наряду с hard skills и digital skills, о чем все чаще говорят эксперты и участники рынка.

И похоже, что владение soft skills становится одной из основных задач на кадровом рынке.

Дело в том, что работодатели довольно низко оценивают soft skills-соискателей. hh.ru предложил компаниям оценить по пятибалльной шкале желаемый уровень развитости таких навыков по разным позициям; выяснилось, что работодателей устроят 3,1–4,6 балла. Но при этом представители компаний признали, что фактический уровень соискателей на 0,7–1,8 балла ниже. Позиции, по которым проводился опрос, — это умение взаимодействовать с людьми, гибкость ума, клиентоориентированность, умение вести переговоры, эмоциональный интеллект, а также комплексное многоуровневое решение проблем.

Многие специалисты до сих пор считают, что для успешного трудоустройства и развития карьеры имеют значение только профессиональные, твердые навыки, а soft skills — это блажь и прихоть работодателей, говорит Галина Бобкова: «Следовательно, они их особо и не развивают, если этого не требует сама работа, как, к примеру, у менеджеров по маркетинговым коммуникациям или по работе с клиентами. Вместе с тем все эти качества требуют определенной структуры личности и психологической зрелости человека, никакими курсами и тренингами извне «подсадить» их работнику не получится — не приживутся. Кризисы, подобные тому, какой мы переживаем сейчас, очень способствуют экстренному взрослению людей».

В период трансформации бизнеса стали все чаще поступать запросы на тренировку навыков интервью для руководителей департаментов, говорит Михаэль Гермерсхаузен, генеральный директор Antal Russia. По его словам, работодатели понимают, что ошибки в найме с каждым разом обходятся все дороже и умение распознать «своего» кандидата необходимо каждому менеджеру. «Особенно важны навыки выбора правильных людей в период нестабильности, когда кандидатов на рынке труда становится больше», — подытоживает Михаэль Гермерсхаузен.