— Как изменился запрос страховых компаний на кадры за время пандемии? Какие специальности стали более востребованными, какие, возможно, на грани исчезновения?
— Общий тренд на страховом рынке связан с изменениями в операционной эффективности — с каждым годом становится все меньше ручного труда. Это первая волна цифровой трансформации. Чем менее квалифицированный труд, тем менее в ближайшее время будут востребованы связанные с ним специальности. Вторая волна распространится на консультантов. Чат-боты активно завоевывают область дистанционного общения и консультирования клиентов компаний по всем направлениям бизнеса. После того как завершится процесс машинного обучения, функцию андеррайтеров по многим статистическим рискам будет исполнять искусственный интеллект, включая расчет тарифов и анализ страховых случаев на предмет мошенничества. Это будет третья волна цифровой трансформации.
На мой взгляд, хорошие продавцы в агентских и корпоративных продажах будут востребованы всегда. Это высококвалифицированные специалисты, которые четко чувствуют потребности клиента. Этот тезис подтверждает опыт США, стран ЕС и Китая.
Востребованность более качественного сервиса при оптимизации операционных расходов с каждым годом только нарастает. И страховым компаниям приходится конкурировать за таланты. И эта борьба уже давно вышла за пределы одной сферы бизнеса.
Например, при подборе ИТ-специалистов мы конкурируем со страховыми компаниями, банками, телекомом и ИТ-компаниями. Сейчас ВСК выходит на этап полноценной цифровой трансформации бизнеса. ИТ-специалисты, которые в ближайшее время придут к нам, займутся развитием и внедрением DevOps-практик в процессе перехода на микросервисную архитектуру.
— Насколько подготовленными приходят к вам специалисты?
— Многие студенты, которые учатся ИТ-специальностям, востребованы не то что на выходе из университета, а уже на входе. Поэтому мы стараемся заранее обеспечить себе резерв таких специалистов. И для этого организовали в Томском политехническом университете профильный учебный класс. Мы создали в Томске свой ИТ-хаб. Сейчас там работают 75 сотрудников, мы планируем нарастить их численность до 150 человек в текущем году.
— Какие цифровые компетенции особенно остро нужны?
— Наиболее востребованы студенты, которые будут работать над переходом в микросервисную архитектуру, умеющие работать с большими данными, с искусственным интеллектом, машинным обучением. Остро востребовано и все, что связано с информационной безопасностью. Риски, связанные с кибербезопасностью, растут, поэтому и специалисты в этой области будут востребованы всегда. Говорят, что представители поколения, которое сейчас учится в университете, вынуждены будут в течение жизни несколько раз менять профессию. Но я думаю, что ИТ-специалистам точно не придется переквалифицироваться в абсолютно другую сферу деятельности. Своих детей я буду ориентировать в этом направлении.
— Насколько жесткая иерархичность управления в ВСК?
— Все, что связано со структурным управлением, становится более архаичным, иерархия «генеральный директор, заместитель, управления, отделы, подотделы» уже неактуальна. Многие компании переходят на проектное управление для решения вопросов операционной эффективности, а для разработки и вывода новых продуктов работают Agile-команды. В сентябре мы запустили первый поезд (несколько Agile-команд, работающих в одном стратегическом направлении). А в конце 2020 года в ВСК уже было сформировано 19 команд, работающих по нескольким стратегическим направлениям по методологии SAFe. Такой подход не только направлен на ускорение реализации стратегических задач, но и помогает решить большое количество сопутствующих вопросов: настроить прозрачный процесс взаимодействия заказчика и исполнителя; научить ИТ и бизнес разговаривать на одном языке и лучше понимать друг друга; осуществлять регулярное планирование и быстрый выпуск на рынок востребованного продукта; иметь возможность корректировать задачу по ходу поиска решения и разработки.
— Кто входит в состав таких команд?
— Каждая команда в среднем состоит из 10–12 сотрудников. В составе 70% ИТ-специалистов — программистов, тестировщиков, аналитиков. Остальные — представители операционного блока, финансов, продуктологи. Внутри команды нет жесткой иерархии. Каждые две недели продуктовый менеджер видит промежуточные результаты работы команды и может в онлайн режиме скорректировать задачу. Результат работы оценивается каждые 2,5 месяца. Оценка выводится по результатам работы всей команды.
— Каковы результатами нового подхода?
— Благодаря этому мы очень быстро продвинулись по нескольким направлениям, в первую очередь связанным с дистанционным взаимодействием с клиентами. ВСК — единственная компания, полностью реализовавшая бесшовный путь от заключения договора каско до урегулирования. Наш дистанционный сервис урегулирования по каско получил награду на форуме страховых инноваций Innoins-2020, а также позволил ВСК стать лауреатом премии «Время инноваций» в номинации «Сервисное решение года». К декабрю 2020 года уже 50% клиентов воспользовались удобным сервисом для урегулирования с помощью мобильного приложения. Мы продолжим движение в этом направлении и в ОСАГО. Сейчас есть определенные законодательные ограничения, но уже в текущем году они должны исчезнуть.
— Важна ли атмосфера в коллективе при работе на удаленке? Сохраняется ли вообще понятие коллектива?
— Человек — существо социальное, поэтому, я думаю, коллектив и атмосфера будут важны всегда. Мы провели опрос коллег — а у нас 80% до ослабления ограничений работали дистанционно — и выяснили, что все 100% готовы выйти в офис. Хотя многие операционные задачи они спокойно решали дистанционно. Но все же когда требуется мозговой штурм, более глубокое погружение в работу команды, очное общение, на мой взгляд, более продуктивно.
— Как можно сделать карьеру в ВСК? Есть ли карьерный лифт для тех, кто работает не в столице?
— Исторически ВСК развивает своих сотрудников внутри компании, предоставляя возможности перемещения внутри региональной сети, между филиалами и центральным офисом. Для этого ежегодно формируется кадровый резерв из лучших сотрудников по итогам ежегодной оценки деятельности, которые в дальнейшем занимают ключевые управленческие позиции. 67 из 81 директоров региональных филиалов были назначены из числа сотрудников ВСК.
Например, недавно мы поздравляли Антона Самсонова с новым назначением на должность директора Сахалинского филиала. С 2016 года он прошел путь от руководителя дирекции по работе с банками Нижегородского филиала до заместителя директора филиала. А сейчас возглавляет наш филиал на Сахалине. Другой яркий пример — Вера Гезердава, которая 21 год работает в ВСК. Прошла путь от страхового агента до заместителя генерального директора, а в прошлом году возглавила блок управления продаж. Хорошим примером можно назвать Ольгу Сорокину, она пришла в компанию в 2010 году в качестве главного менеджера по страхованию центра автострахования Волгоградского филиала. А в 2018 году уже заняла должность заместителя генерального директора по развитию бизнеса. В ноябре 2020 года Ольга получила престижную награду «Персона года» в номинации «Внедрение цифровых технологий в страховой отрасли» в рамках ежегодной бизнес-премии «Лучшие в России: компания года и персона года». Или возьмем мой десятилетний карьерный путь от директора филиала в Твери до генерального директора ВСК. У нас много примеров карьерного лифта, и если погружаться отдельно в эту тему, то можно написать хорошую книгу. Если же обратиться к цифрам, то более 500 сотрудников ВСК успешно реализовали свои карьерные амбиции внутри компании в 2020 году.