На зрелых рынках рекрутмента уже около 75% игроков задействуют в своей работе специализированный софт классов ATS/CRM 10 — такие данные приводит ИТ-компания Talentech в «Исследовании рынка массовых профессий» (2019).
Основную долю технологически продвинутых игроков (73%) здесь составляют стафинговые компании и 27% — корпоративные департаменты по подбору и обучению персонала. В России каждая пятая компания планирует в течение ближайшей пары лет полностью автоматизировать процесс рекрутмента, ссылаются авторы исследования на результаты опроса HeadHunter (hh.ru).
Объем рынка в России в ближайшие несколько лет будет расти именно за счет онлайн- и технологического сегментов и увеличится с 26,5 млрд руб. в 2018 году до 34 млрд руб. в 2025-м, прогнозируют в Talentech. Онлайн-сегмент, в частности, будет расти на 13% в год и увеличится с 10,5 млрд руб. в 2018 году до 24,7 млрд руб. к 2025 году.
Российский рынок HR-Tech только развивается, отмечают в Talentech. По данным авторов «Исследования рынка массовых профессий», ATS-систем по управлению взаимодействием с соискателями в нашей стране лишь около десятка (E-Staff, FriendWork Recruiter, Potok, Huntflow, Talantix и др.). В развитых странах их насчитывается не одна сотня (из топовых — Kenexa, Success Factors, Taleo). При этом в России отмечается достаточно высокая инвестиционная активность в HR-Tech: в 2018 году она достигла $39 млн, а в 2019-м прогнозировалась уже на уровне $150 млн. Одной из знаковых сделок, например, стало приобретение в 2019 году компанией HeadHunter 25% акций сервиса по подбору линейного персонала на базе технологий машинного обучения Skillaz.
До 80% специалистов в области рекрутинга в России пользуются различными технологическими помощниками, говорит доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Елена Кудрявцева. При этом, по ее словам, как официальный корпоративный инструмент HR-технологии еще недостаточно распространены. В основном лидеры цифровизации отрасли — крупный бизнес, в том числе компании, специализирующиеся на интернет-рекрутинге, как, например, HeadHunter, говорит Елена Кудрявцева: «Компания является ИТ-хабом в своей области, создает собственный инструментарий».
База для роста
По итогам 2019 года примерно каждая третья компания на российском рынке действительно использовала системы и инструменты автоматизации подбора персонала, показало совместное исследование hh.ru, облачной CRM-системы для рекрутинга Talantix (входит в HR-экосистему HeadHunter) и сервиса для автоматизации полного цикла подбора персонала Skillaz. Автоматизируют в первую очередь рутинные операции: поиск и подбор персонала (70%), кадровое делопроизводство (56%) и расчет зарплат (52%). Причем 48% компаний, использующих современные технологии в работе HR, окупили инвестиции в автоматизацию.
Потенциал российского рынка автоматизации в отрасли остается высоким, приводят авторы исследования оценку CEO и основателя Skillaz Андрея Крылова: «Пока он не используется даже на 10%». Растет интерес к диджитализации рекрутмента со стороны банковского сектора, ретейла, производственного сектора, отмечает он. А автоматизация с нуля позволяет внедрять сразу самые передовые решения.
В меньшей степени автоматизированы коммуникация и оценка потенциальных кандидатов, следует из результатов исследования HeadHunter, Talantix и Skillaz: только 21% респондентов использовал для этого аудио- и чат-ботов, проводил видеоинтервью в качестве прескрининга и роботизировал проверку данных кандидата (медкомиссию, ПДД, службы безопасности и др.). Вынужденная самоизоляция и переход на удаленную занятость сделали эти технологии более востребованными.
Ускорение на удаленке
Онлайн-интервью на специальных корпоративных информационных платформах и с помощью систем организации видеоконференций позволили наладить коммуникацию с соискателями, отмечает руководитель образовательных программ направления «Управление персоналом», профессор Высшей школы сервиса и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Ольга Калинина. Набирают популярность и HR-чат-боты, отмечает она: «Виртуальные собеседники при помощи искусственного интеллекта могут настраивать различные сценарии проведения собеседования».
16% соискателей пользуются чат-ботами, еще 40% готовы протестировать их при следующем поиске работы, приводит результаты прошлогоднего опроса служба исследований hh.ru. 34% пользователей чат-ботов для поиска работы отмечают удобство подборок вакансий, которые составляет программа. Кроме того, по данным hh.ru, почти треть соискателей (29%) ищут работу в социальных сетях и мессенджерах. Особенно популярен этот способ в регионах.
По данным опроса, проведенного международным саммитом HR Digital 2020 в октябре прошлого года, более трети (36%) компаний под влиянием пандемии стали проводить интервью соискателей удаленно или полностью перешли на удаленный подбор персонала. При этом у 50% таких компаний HR-процессы уже автоматизированы. Кроме того, 10% компаний стали применять или стали чаще использовать видеоинтервью, еще 7% перевели в онлайн процесс адаптации новых сотрудников.
Дистанционный формат собеседований станет основным и после снятия ограничений, полагают в HeadHunter. Но это требует развития технологий связи, используемых HR-подразделениями. Большинство собеседований во время самоизоляции проводилось по телефону или с помощью других инструментов, не всегда удобных и подходящих рекрутерам и соискателям, приводят слова директора веб-сервисов hh.ru Глеба Лебедева в компании. Только на HeadHunter работодатели ежемесячно делают от 2,5 млн до 5 млн запросов на собеседования. Платформа онлайн-рекрутинга в мае прошлого года одной из первых запустила сервис онлайн-собеседований на базе Microsoft Teams.
Новый сервис позволил перевести в режим онлайн 100% процессов подбора персонала — от публикации вакансии, поиска кандидатов до проведения интервью, говорит директор по развитию Talantix Марина Хадина. По ее словам, для рекрутеров перевод собеседований в онлайн-формат позволил сэкономить более часа рабочего времени ежедневно, или 240 часов в год, только на организационных процессах.
Максимальное использование доступных технологий и настройка качественной системы фильтров, отмечает Марина Хадина, позволили во время самоизоляции перевести в онлайн отбор и оценку кандидатов.
«Разговор по телефону дает примерно 20% коммуникации, остальные 80% транслируются невербальными средствами. Чтобы компенсировать этот разрыв, фокус стал смещаться в сторону психометрических тестов», — отмечает приглашенный профессор практики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Станислав Киселев.
Точечный подбор
Развитие автоматизации рекрутинга начинается с массовых профессий, говорит Елена Кудрявцева: «Пандемия стала катализатором автоматизации именно там, где возникла потребность очень быстрого и массового подбора персонала».
Средства автоматизации решают первичные задачи воронки рекрутинга — поиск возможных кандидатов, сортировку резюме, выявление тех или иных отдельных особенностей, но они пока не могут за человека подобрать специалиста высокой квалификации, отмечает Елена Кудрявцева: «Трудно представить платформу, которая проведет собеседование со специалистом высокого уровня и сможет сгенерировать для него специфические вопросы».
Однако технологии в значительной степени оптимизируют решение операционных HR-процессов и позволят рекрутерам сосредоточиться на стратегических задачах бизнеса, отмечает старший консультант группы по управлению персоналом и организационными изменениями «Делойт, СНГ» Яна Шамарова.
Снизится объем рутинных задач, повысится роль творческой составляющей в работе HR-специалистов, в том числе при поиске талантов, подборе менеджеров, управлении человеческим капиталом, говорит Станислав Киселев. Сейчас, по его данным, на трудоустройство высококвалифицированных сотрудников уходит шесть—восемь месяцев при примерно десяти резюме на одну такую вакансию.
Кроме того, новые технологии сокращают расходы на подбор персонала. По данным Ассоциации частных агентств занятости, внедрение новых технологий в процесс подбора специалистов массовых профессий снизило стоимость привлечения почти с 48 тыс. руб. в 2018 году до 36 тыс. руб. в 2019-м.