Работа на дистанте стала одной из основных форм занятости. Как показывают опросы, от него не хотят отказываться ни работодатели, ни сотрудники. Однако, этот режим нередко становится одной из причин конфликтов в коллективе. Согласно декабрьскому исследованию hh.ru, полностью или частично в удаленном режиме продолжают работать сотрудники 58% компаний из 107 опрошенных. При этом 22% респондентов не планируют возвращать сотрудников в офис даже после снятия карантинных ограничений. Аналогичное исследование в конце года провела аудиторская компания КМПГ, в нем приняли участие 64 компании, и 40% опрошенных сказали, что продолжают практиковать дистант. Большая часть компаний — 41% отмечает, что после перехода на новый формат продуктивность осталась на прежнем уровне, а 19% считают, что она выросла. И более 70% компаний планируют внедрить частично удаленную работу на постоянной основе.
Трудности перевода
Тем не менее есть проблемы, связанные с введением дистанционного режима работы, о чем говорят большинство респондентов. «Почти 70% компаний отмечают, что самым сложным аспектом при внедрении удаленной работы является процесс вовлечения сотрудников в корпоративную культуру и адаптация новых членов коллектива. Вторым аспектом по сложности является коммуникация и командное взаимодействие, о чем говорят 60% респондентов. Интересно при этом отметить, что технические вопросы к сложным отнесли лишь 28% опрошенных», — рассказывает Елена Лазько, руководитель практики стратегического и операционного консалтинга КПМГ в России и СНГ.
Сотрудники, которые привыкли взаимодействовать лично, «вживую», сталкиваются с коммуникационными сложностями в режиме самоизоляции. «У некоторых сотрудников в компаниях в период пандемии возникали трудности с согласованием этапов выполнения задач с их непосредственным руководителем и другими участниками проекта», — рассказывает Анастасия Гурина, адвокат Адвокатского бюро «S&K Вертикаль».
На передний план вышла и такая проблема, как сверхурочная работа, которая во многих случаях приводит к тому, что стираются границы между работой и личной жизнью. В период пандемии большинство офисных сотрудников работают по ненормированному графику. Исследование по этому поводу, в котором приняли участие 200 российских компаний, в конце октября 2020 года провели в hh.ru. Две трети опрошенных признались, что в их компаниях случались конфликты между руководителями и подчиненными, связанные с эмоциональным абьюзом. О полном отсутствии таких проблем сообщил лишь 21% респондентов.
«Можно предложить руководителю свой вариант перераспределения задач между коллегами, попросить дополнительный выходной день или оплату отработанного сверх нормы времени. Если руководитель не идет на диалог и не слышит вас, тогда можно обратиться в Государственную инспекцию труда, чтобы она провела проверку по данному факту. Также у работника есть право обратиться в суд», — комментирует Анастасия Гурина.
Из опроса hh.ru выяснилось, однако, что на данный момент наиболее распространенный способ решения таких вопросов — увольнение сотрудников по собственному желанию, о чем заявили 38% опрошенных, 31% сказал, что решают подобные конфликты, привлекая специалистов, в том числе HR, а 27% признали, что в их компаниях увольнение происходило по решению руководства.
Кадровый надзор
Опрос hh.ru также показал, что работодатели не приемлют оскорбления и унижения (88%), хамство и грубость (85%). Впрочем, почти так же много опрошенных (84%), считают недопустимыми насмешки и издевательства. В то же время лишь 52% респондентов категорически не приемлют нецензурную брань в рабочем коллективе, а разговоры на повышенных тонах отвергают 55%. И в подавляющем большинстве случаев (88%) опрошенных считают, что нельзя прощать неприемлемое поведение, даже с учетом хороших результатов работы.
Однако опрос hh.ru среди соискателей показал, что 68% из 6,5 тыс. человек сталкивались с жестким отношением по отношению к себе со стороны начальства или коллег, в основном оно выражалось в пренебрежении и высокомерии.
И не все работодатели озаботились психологическим, эмоциональным состоянием работников. По результатам декабрьского исследования КПМГ, с начала пандемии 36% опрошенных компаний ни разу не проводили опросы о состоянии своих сотрудников на удаленной работе. В свою очередь, 44% респондентов проводят пульс-опросы один раз в несколько месяцев. И только 3% компаний с регулярностью раз в две недели отслеживают настроение сотрудников. «Отсутствие таких коммуникаций не только демотивирует сотрудников, но и не дает возможности руководителям понять текущую ситуацию и предпринять своевременные корректирующие действия», — комментирует Елена Лазько. Такое отношение, полагает она, может подтверждать гипотезу сотрудников, что они лишь «винтики в корпоративной машине» и интересны только для выполнения своих функций, а сам факт отсутствия системной работы с персоналом может сигнализировать о параличе кадровой функции. По мнению Елены Лазько, дело может дойти до «итальянской забастовки или массовых переходов к конкурентам».
Зара Арутюнян, психолог, специалист по работе с травмой, насилием и депрессией, ожидает, что итоги 2020 года покажут прирост психиатрических заболеваний на фоне пережитого общего гиперстресса. «Зумизация нашей жизни произошла на фоне сильнейшего нервного напряжения, которое стало следствием информационной войны по поводу коронавируса. У людей, по сути, была выбита из-под ног реальность». Психолог полагает, что через полгода-год все мы постепенно выйдем из этого состояния.
Тем не менее, несмотря на возникающие сложности, новый формат работы не лишает работников карьерных перспектив. «В основном регулярные кадровые процессы оказались устойчивыми, все плановые оценки персонала и продвижения в крупных компаниях значительно не изменились за прошедший год. Более того, в некоторых отраслях, например в энергетике, в связи с перемещениями топ-менеджмента, а также в банках и телекоме, в связи с обновлениями стратегий, появились возможности для карьерного роста, которых год назад вообще не было», — говорит Елена Лазько.