— Как пандемия повлияла на рынок труда в ретейле?
— Пандемия показала эффективность удаленной занятости: компании могут нанимать людей с необходимыми компетенциями в любой географической точке, не нужно собирать их в одном месте, чтобы централизовать ту или иную функцию. Однако новые формы занятости требуют особого внимания к удержанию сотрудников, ведь появляется больше возможностей для трудоустройства. Следовательно, растет значение качества бренда работодателя. А управление удаленными командами ставит перед руководителями новые задачи и требует новых компетенций: меняются подходы к постановке задач, оценке эффективности работы, принципы мотивации и личной коммуникации.
В целом увеличилось давление на рынок труда, выросла конкуренция за специалистов. Многие компании в отрасли ускорили программы цифровизации, в том числе развитие электронной коммерции. Вырос спрос на профессионалов, которые и раньше были дефицитными, — ИТ-специалистов, разработчиков, продуктологов и др. В торговле продавцы, кассиры, водители, складские работники также пользуются повышенным спросом.
— Насколько выросла потребность в специалистах массовых профессий, как вы ее закрывали?
— «Магнит» увеличил план по подбору массового персонала по меньшей мере на 10%. Мы также понимали, что в случае заражения коронавирусом сотрудников нам придется отправить на карантин весь состав магазина. Поэтому мы создали так называемые мобильные бригады, которые обеспечивали непрерывность работы торговых точек.
Мы также договорились с рядом компаний общепита и непродуктовыми сетями, которые были вынуждены приостановить деятельность на период карантина, о приеме на временную работу их сотрудников. Это позволило людям сохранить доход и занятость, а нам — закрыть часть возросшей потребности в кадрах. В общей сложности мы привлекли 2,5 тыс. сотрудников наших партнеров.
В целом «Магнит» придает большое значение работе с персоналом массовых позиций. Продавцы и другие сотрудники магазинов — лицо компании, и именно они оказались на передовой. Нужно отметить, люди отнеслись к своей работе как к социальной миссии, ведь мы обеспечивали продовольственную безопасность страны! Сотрудники называли себя в этот период «дежурными по стране». Компания, со своей стороны, ввела доплаты и компенсации, приняла меры, чтобы снизить нагрузку на действующих сотрудников, обеспечила меры безопасности. В целом на эти цели было направлено более 1,5 млрд руб.
Даже во время самого карантина мы не остановили работу ни одного магазина из-за того, что нам не хватило персонала. При этом нужно было не только нанять людей, но еще и удержать их. Текучесть кадров в рознице в 2020 году снизилась почти на 40% по сравнению с 2019-м. Индекс вовлеченности по итогам исследования, которое проводилось осенью прошлого года, составил 84,2%, что выше среднего по рынку. Эти данные подтверждаются и исследованиями HeadHunter — «Магнит» является одним из лидеров по показателю eNPS на розничном рынке.
— Ускорилась ли цифровизация HR-функций в компании?
— Да, многие решения, которые в рамках программы цифровизации HR-функций в «Магните» планировалось разворачивать в течение полугода, были запущены в более короткие сроки. Это касается всех сфер работы с персоналом — подбора, обучения, оценки.
Процесс массового подбора становится более технологичным: он основывается на тщательном анализе всех этапов взаимодействия с кандидатами. В рамках подбора сотрудников массовых профессий мы ежегодно контактируем более чем с миллионом человек. От качества этого взаимодействия зависят скорость найма и его результат. Сейчас срок с момента, когда мы первый раз контактируем с кандидатом, и до выхода его на работу исчисляется днями. Но скоро счет пойдет на часы.
Компания переходит на новую систему SAP ERP, в том числе автоматизирует систему управления персоналом. В сфере HR-Tech все больше интересных стартапов, и практически во всех наших направлениях работы с персоналом мы опробуем новые решения. Одним из лидеров по количеству инноваций стала сфера обучения сотрудников.
— В 2019 году «Магнит» запустил корпоративную академию. Какие задачи сегодня она решает?
— В период пандемии мы не остановили наши планы по развитию компании, и это потребовало повышения уровня экспертизы сотрудников, освоения новых умений, улучшения стандартов в рабочих процессах. Большое число запросов от коллег из других подразделений поступало именно на подобные задачи.
Задача корпоративной академии — сделать обучение доступным как можно более широкому кругу сотрудников, организовать систему обучения, которая обеспечивает все возможности карьерного роста.
Мы внедрили несколько новых онлайн-платформ для проведения тренингов и ассессмент-центров, начали внедрять обучение через мобильную версию LMS, открыли электронную библиотеку и другие сервисы для саморазвития.
Важно сделать такую систему, которая позволит быстро доставлять сотрудникам учебный контент: например, в магазинах мы используем технологии AR+, размещая графические метки в виде картинок, через которые сотрудники могут получить быстрый доступ к материалам в мобильном телефоне.
Вторая важная задача — сделать всю программу обучения практичной, правильно сочетать теорию и ее отработку «в полях». Для этих целей мы открыли почти 2 тыс. школ-магазинов по всей стране, на базе которых обучаются будущие директора магазинов, товароведы и старшие продавцы. В них новички проходят онлайн-тренинги и сразу же имеют возможность попробовать применить знания в торговом зале.
И третья задача — развить культуру самообучающейся компании. В 2020 году мы провели обучение около 500 руководителей, которые, в свою очередь, провели онлайн-тренинги более чем для 5,5 тыс. сотрудников. Такой подход обеспечивает высокую практическую направленность обучения и вовлечение руководителей в процесс развития людей.
— Реализацию каких еще трендов в сфере управления персоналом ускорил 2020 год?
— Во время самоизоляции около 85% офисных сотрудников «Магнита» были переведены на удаленную работу. Возвращать их в офисы предстоит уже с учетом этого опыта. Почти 70% персонала, как показывают наши опросы, хотели бы иметь гибкий режим работы: люди ценят возможность не ходить в офис каждый день, но режима полной удаленки без возможности видеться с коллегами они не хотели бы.
Мы реализуем программу, которая позволит работать в таком комбинированном режиме: переходим от закрепленного за каждым сотрудником рабочего места в офисе к созданию коворкинговых рабочих мест. Это улучшит кросс-функциональное взаимодействие внутри компании и с учетом ежегодного роста бизнеса позволит эффективнее утилизировать имеющиеся офисные площади, не увеличивать их в будущем.