«Сегодняшний водитель фуры может завтра стать оператором беспилотника»
Материалы выпуска
Вакцина для HR Рынок «Людям важно, чтобы работа имела смысл» Инструменты «Запрос на удаленную занятость был сформирован до пандемии» Компетенция «Только в команде можно достичь результата» Инструменты HeadHunter: «Рейтинг работодателей России — 2020» Инструменты «Коронакризис ускорил трансформацию HR-функции» Решения «Пандемия поставила работников торговли в один ряд с врачами» Компетенция Удаленка подтолкнула HR к автоподбору Инновации «Опыт показал, что мы уверенно развиваемся в непредсказуемой ситуации» Компетенция Что привлекает специалистов на госпредприятиях Рынок «За команду нужно держаться: кризисы преодолевают не технологии, а люди» Решения «Сегодняшний водитель фуры может завтра стать оператором беспилотника» Инновации «ИТ-специалисты востребованы уже на входе в университет» Решения Как удержать дистанцию Инструменты
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Сегодняшний водитель фуры может завтра стать оператором беспилотника»

О том, как в логистике меняются бизнес-модели и обязанности работников, РБК + рассказала директор по развитию персонала компании ПЭК Оксана Васильева.
Фото: пресс-служба

— Сегодня целый ряд факторов — от бурного развития цифровых платформ до изменения многих бизнес-моделей из-за COVID-19 — способствует изменению привычного облика компаний во многих сферах. Какую трансформацию переживают логистические компании? Как изменяется потребность в работниках?

— Изменения действительно очень быстрые. В экосистеме логистического оператора появляются все новые бизнес-направления. В ПЭК, например, уже десять таких юнитов — от доставки в торговые сети товаров с соблюдением терморежима до собственного маркетплейса запчастей и автотоваров, от полного спектра складских операций до предоставления ИТ-сервисов для внешних пользователей. Развитие бизнес-юнитов привлекает в компанию сотрудников новых профилей.

В подборе кадров я вижу три основных направления. Бизнес ищет топ-менеджеров, способных адаптировать компанию к новым реалиям и добиться быстрых результатов даже в кризис. В свою очередь, цифровизация и автоматизация процессов диктуют спрос на специалистов в диджитал-направлениях, понимающих в бережливом производстве, умеющих сделать операционку простой и понятной. И конечно, самые востребованные — рабочие профессии: водители, специалисты складов, маркировщики, плотники и т. д.

— Какая сейчас ситуация на рынке труда? Какие работники в дефиците?

— Если говорить о белых воротничках, то кадровый потенциал огромный. Пандемия открыла больше возможностей для региональных кандидатов: многие направления бизнеса перешли на удаленную или гибридную форму работы, что позволяет привлекать кандидатов из разных регионов страны. Это сокращает разрыв в заработных платах в мегаполисах и небольших населенных пунктах, дает крупным компаниям возможность оптимизировать фонд оплаты труда. Обратная стороны медали — малый и средний бизнес в регионах теперь вынужден конкурировать за кадры с крупными работодателями.

А вот с синими воротничками ситуация совершенно иная. Они крайне востребованы, кроме того, в условиях карантина были проведены изменения налогообложения, что дало возможность таким работникам переходить в статус самозанятых, которые трудятся сами на себя. Итог — скачок в стоимости труда таких работников. Спрос работодателей на массовые специальности вырос и из-за оттока иностранной рабочей силы, а также резкого подъема онлайн-торговли. Эти факторы стимулируют бизнес к более гибким подходам в вопросах финансовой мотивации, систем компенсаций и льгот. Главная задача — удержание персонала и привлечение перспективных специалистов.

Мы используем все современные инструменты кадрового подбора, включая искусственный интеллект. Не случайно в 2019 году ПЭК заняла второе место в конкурсе Wow! HR: мы можем подобрать себе специалиста в штат за 60 минут. Но компания как работодатель идет дальше: мы меняем само содержание деятельности работников на рядовых позициях, открывая им новые перспективы.

— Какой новый функционал возможен в работе складских логистов, грузчиков? Соответственно, какое обучение они могут пройти?

— В логистике актуальное направление — это автоматизация и роботизация, цель которых минимизировать участие человека в рутинных операциях. В результате сотрудники из исполнителей переквалифицируются в операторов, контролеров. Сегодняшний водитель фуры может завтра стать оператором беспилотника. То же самое касается, например, специалистов складов, которые упаковывают груз. У нас появились роботы-палетообмотчики, которые часть операций делают автоматически, в том числе оборачивают груз стретч-пленкой. То есть работник склада уже не делает это вручную, а следит за десятью машинами, чтобы они все делали быстро и качественно.

Соответственно, мы в ПЭК внедряем внутренние программы обучения, которые позволяют сформировать у любого сотрудника, даже пришедшего в компанию совсем без опыта, необходимые для работы в новых условиях навыки. Четкий регламент — курс «как сделать табуретку» — разработан для каждой операции. Вы пришли, посмотрели и поняли, как упаковать груз, загрузить его в фуру — и дальше любые программы с нарастанием сложности. Есть программы для адаптации к изменениям, а также возможности внешнего обучения. У нас разработана и внедрена платформа для онлайн-обучения: если вы хотите расти и освоить новую специальность в компании, можете изучать курсы, которые не имеют отношения к вашей сегодняшней деятельности. Каждый сотрудник может для себя выбрать перспективное направление, заявиться в кадровый резерв и в итоге перейти на новую позицию в случае появления вакансии.

— Приведите, пожалуйста, примеры подобных переходов — горизонтальных или вертикальных.

— Начну с себя: я пришла в компанию руководителем учебного центра, а стала одним из топ-менеджеров, руководителем по развитию персонала. Таких историй очень много. Аналитик из ИТ-департамента вырос до руководителя департамента по работе с клиентами, руководитель справочного отдела — до руководителя логистического центра. У линейного персонала тоже масса возможностей для роста. Например, менеджер по работе с клиентами спокойно может достичь позиции начальника отдела или руководителя направления.

В компании приветствуется проектная деятельность. У нас есть специальная платформа — генератор идей, где сотрудник может разместить свое рацпредложение. Причем эта идея может быть не связана с его профессиональными обязанностями: когда сотрудник понимает, видит, что можно улучшить в работе компании. Часто авторы таких предложений переходят в проектный офис либо в департамент, профилем которого является реализация идеи.

— У вас собственная социальная сеть на 10 тыс. человек. Что она дает работникам и компании?

— Внутренняя социальная сеть — это центр коммуникации. Здесь вы можете узнать новости компании и международной логистики, мы регулярно размещаем там свежие обзоры рынка. Участвовать в развитии компании вы можете через опросы, которые постоянно проводятся. Обучающие курсы и ролики, корпоративная библиотека и буккроссинг — все здесь. Можно участвовать в профессиональных и корпоративных конкурсах или болеть за других участников. В соцсети за разные достижения зарабатывают ПЭК-коины — это наша внутренняя валюта, которую можно обменять в корпоративном магазине «ПЭК-стор» на сувениры, брендированые аксессуары, на коины можно прокачать профессиональные компетенции и получить обучающий курс или перенять опыт у директора любого департамента компании за бизнес-ланчем.

Наконец, у нас есть свои команды по футболу, пейнтболу, собственное кулинарное шоу, баттлы продавцов и служба нетворкинга. Единая коммуникационная площадка позволяет следить за всеми событиями в компании. В общем, соцсеть несет как деловые функции, так и дает все возможности для творческой самореализации и эмоционального общения.

— К какой бизнес-модели в целом стремится крупный логистический оператор?

— В 2001 году мы начинали свой путь с перевозок автотранспортом, это был только сборный груз. Теперь в арсенале компании и железнодорожные, и авиа, и морские перевозки. У нас есть собственные филиалы в Китае, Казахстане, Литве, мы занимаемся грузоперевозками по Европе и Азии. Очевидно, что в логистике равняться нам следует в принципе не на чисто транспортные компании, а на глобальных лидеров, таких как Amazon или DHL. Мы уже на острие технологий: компания одной из первых в стране тестирует беспилотные перевозки, планируя стать лидером в этом направлении. Беспилотники уже работают на территории нашего крупнейшего хаба Москва-Бутово. В ближайшее время начнется тестирование магистральных беспилотных грузоперевозок по платной трассе Москва — Санкт-Петербург. Фуры будут управляться автоматически, но, конечно, в них будут ездить инженер и водитель — необходимо создать инфраструктуру для беспилотников, понять, где эти машины должны заправляться, парковаться. Параллельно требуется сформировать законодательную базу для этого нового типа грузовиков. ПЭК, к слову, активно участвует в законотворчестве — в частности, в создании нормативной базы для введения электронных сопроводительных документов в перевозках. Мы хотим, чтобы документооборот был минимизирован, а логистические процессы стали максимально понятными и прозрачными. В компании уже каждый водитель оснащен планшетом, через которые идет оформление всех документов. А работа собственного Центра управления перевозками позволяет нам каждую минуту знать, где находятся наша машина и груз клиента. В свою очередь, для водителя работа становится понятной, предсказуемой, а самое главное — безопасной.