«Сегодняшний водитель фуры может завтра стать оператором беспилотника»
Материалы выпуска
Вакцина для HR Рыночный расклад Индустриальный подъем Инновации «Запрос на удаленную занятость был сформирован до пандемии» Компетенция «Только в команде можно достичь результата» Инструменты HeadHunter: «Рейтинг работодателей России — 2020» Инструменты «Коронакризис ускорил трансформацию HR-функции» Решения «Пандемия поставила работников торговли в один ряд с врачами» Компетенция Удаленка подтолкнула HR к автоподбору Инновации «Опыт показал, что мы уверенно развиваемся в непредсказуемой ситуации» Компетенция Что привлекает специалистов на госпредприятиях Рыночный расклад «За команду нужно держаться: кризисы преодолевают не технологии, а люди» Решения «Сегодняшний водитель фуры может завтра стать оператором беспилотника» Инновации «ИТ-специалисты востребованы уже на входе в университет» Решения Как удержать дистанцию Инструменты «Людям важно, чтобы работа имела смысл» Инструменты
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Сегодняшний водитель фуры может завтра стать оператором беспилотника»

О том, как в логистике меняются бизнес-модели и обязанности работников, РБК + рассказала директор по развитию персонала компании ПЭК Оксана Васильева.
Фото: пресс-служба

— Сегодня целый ряд факторов — от бурного развития цифровых платформ до изменения многих бизнес-моделей из-за COVID-19 — способствует изменению привычного облика компаний во многих сферах. Какую трансформацию переживают логистические компании? Как изменяется потребность в работниках?

— Изменения действительно очень быстрые. В экосистеме логистического оператора появляются все новые бизнес-направления. В ПЭК, например, уже десять таких юнитов — от доставки в торговые сети товаров с соблюдением терморежима до собственного маркетплейса запчастей и автотоваров, от полного спектра складских операций до предоставления ИТ-сервисов для внешних пользователей. Развитие бизнес-юнитов привлекает в компанию сотрудников новых профилей.

В подборе кадров я вижу три основных направления. Бизнес ищет топ-менеджеров, способных адаптировать компанию к новым реалиям и добиться быстрых результатов даже в кризис. В свою очередь, цифровизация и автоматизация процессов диктуют спрос на специалистов в диджитал-направлениях, понимающих в бережливом производстве, умеющих сделать операционку простой и понятной. И конечно, самые востребованные — рабочие профессии: водители, специалисты складов, маркировщики, плотники и т. д.

— Какая сейчас ситуация на рынке труда? Какие работники в дефиците?

— Если говорить о белых воротничках, то кадровый потенциал огромный. Пандемия открыла больше возможностей для региональных кандидатов: многие направления бизнеса перешли на удаленную или гибридную форму работы, что позволяет привлекать кандидатов из разных регионов страны. Это сокращает разрыв в заработных платах в мегаполисах и небольших населенных пунктах, дает крупным компаниям возможность оптимизировать фонд оплаты труда. Обратная стороны медали — малый и средний бизнес в регионах теперь вынужден конкурировать за кадры с крупными работодателями.

А вот с синими воротничками ситуация совершенно иная. Они крайне востребованы, кроме того, в условиях карантина были проведены изменения налогообложения, что дало возможность таким работникам переходить в статус самозанятых, которые трудятся сами на себя. Итог — скачок в стоимости труда таких работников. Спрос работодателей на массовые специальности вырос и из-за оттока иностранной рабочей силы, а также резкого подъема онлайн-торговли. Эти факторы стимулируют бизнес к более гибким подходам в вопросах финансовой мотивации, систем компенсаций и льгот. Главная задача — удержание персонала и привлечение перспективных специалистов.

Мы используем все современные инструменты кадрового подбора, включая искусственный интеллект. Не случайно в 2019 году ПЭК заняла второе место в конкурсе Wow! HR: мы можем подобрать себе специалиста в штат за 60 минут. Но компания как работодатель идет дальше: мы меняем само содержание деятельности работников на рядовых позициях, открывая им новые перспективы.

— Какой новый функционал возможен в работе складских логистов, грузчиков? Соответственно, какое обучение они могут пройти?

— В логистике актуальное направление — это автоматизация и роботизация, цель которых минимизировать участие человека в рутинных операциях. В результате сотрудники из исполнителей переквалифицируются в операторов, контролеров. Сегодняшний водитель фуры может завтра стать оператором беспилотника. То же самое касается, например, специалистов складов, которые упаковывают груз. У нас появились роботы-палетообмотчики, которые часть операций делают автоматически, в том числе оборачивают груз стретч-пленкой. То есть работник склада уже не делает это вручную, а следит за десятью машинами, чтобы они все делали быстро и качественно.

Соответственно, мы в ПЭК внедряем внутренние программы обучения, которые позволяют сформировать у любого сотрудника, даже пришедшего в компанию совсем без опыта, необходимые для работы в новых условиях навыки. Четкий регламент — курс «как сделать табуретку» — разработан для каждой операции. Вы пришли, посмотрели и поняли, как упаковать груз, загрузить его в фуру — и дальше любые программы с нарастанием сложности. Есть программы для адаптации к изменениям, а также возможности внешнего обучения. У нас разработана и внедрена платформа для онлайн-обучения: если вы хотите расти и освоить новую специальность в компании, можете изучать курсы, которые не имеют отношения к вашей сегодняшней деятельности. Каждый сотрудник может для себя выбрать перспективное направление, заявиться в кадровый резерв и в итоге перейти на новую позицию в случае появления вакансии.

— Приведите, пожалуйста, примеры подобных переходов — горизонтальных или вертикальных.

— Начну с себя: я пришла в компанию руководителем учебного центра, а стала одним из топ-менеджеров, руководителем по развитию персонала. Таких историй очень много. Аналитик из ИТ-департамента вырос до руководителя департамента по работе с клиентами, руководитель справочного отдела — до руководителя логистического центра. У линейного персонала тоже масса возможностей для роста. Например, менеджер по работе с клиентами спокойно может достичь позиции начальника отдела или руководителя направления.

В компании приветствуется проектная деятельность. У нас есть специальная платформа — генератор идей, где сотрудник может разместить свое рацпредложение. Причем эта идея может быть не связана с его профессиональными обязанностями: когда сотрудник понимает, видит, что можно улучшить в работе компании. Часто авторы таких предложений переходят в проектный офис либо в департамент, профилем которого является реализация идеи.

— У вас собственная социальная сеть на 10 тыс. человек. Что она дает работникам и компании?

— Внутренняя социальная сеть — это центр коммуникации. Здесь вы можете узнать новости компании и международной логистики, мы регулярно размещаем там свежие обзоры рынка. Участвовать в развитии компании вы можете через опросы, которые постоянно проводятся. Обучающие курсы и ролики, корпоративная библиотека и буккроссинг — все здесь. Можно участвовать в профессиональных и корпоративных конкурсах или болеть за других участников. В соцсети за разные достижения зарабатывают ПЭК-коины — это наша внутренняя валюта, которую можно обменять в корпоративном магазине «ПЭК-стор» на сувениры, брендированые аксессуары, на коины можно прокачать профессиональные компетенции и получить обучающий курс или перенять опыт у директора любого департамента компании за бизнес-ланчем.

Наконец, у нас есть свои команды по футболу, пейнтболу, собственное кулинарное шоу, баттлы продавцов и служба нетворкинга. Единая коммуникационная площадка позволяет следить за всеми событиями в компании. В общем, соцсеть несет как деловые функции, так и дает все возможности для творческой самореализации и эмоционального общения.

— К какой бизнес-модели в целом стремится крупный логистический оператор?

— В 2001 году мы начинали свой путь с перевозок автотранспортом, это был только сборный груз. Теперь в арсенале компании и железнодорожные, и авиа, и морские перевозки. У нас есть собственные филиалы в Китае, Казахстане, Литве, мы занимаемся грузоперевозками по Европе и Азии. Очевидно, что в логистике равняться нам следует в принципе не на чисто транспортные компании, а на глобальных лидеров, таких как Amazon или DHL. Мы уже на острие технологий: компания одной из первых в стране тестирует беспилотные перевозки, планируя стать лидером в этом направлении. Беспилотники уже работают на территории нашего крупнейшего хаба Москва-Бутово. В ближайшее время начнется тестирование магистральных беспилотных грузоперевозок по платной трассе Москва — Санкт-Петербург. Фуры будут управляться автоматически, но, конечно, в них будут ездить инженер и водитель — необходимо создать инфраструктуру для беспилотников, понять, где эти машины должны заправляться, парковаться. Параллельно требуется сформировать законодательную базу для этого нового типа грузовиков. ПЭК, к слову, активно участвует в законотворчестве — в частности, в создании нормативной базы для введения электронных сопроводительных документов в перевозках. Мы хотим, чтобы документооборот был минимизирован, а логистические процессы стали максимально понятными и прозрачными. В компании уже каждый водитель оснащен планшетом, через которые идет оформление всех документов. А работа собственного Центра управления перевозками позволяет нам каждую минуту знать, где находятся наша машина и груз клиента. В свою очередь, для водителя работа становится понятной, предсказуемой, а самое главное — безопасной.