Больше еды
Ситуация с коронавирусной пандемией и рост клиентского спроса в супермаркетах внесли коррективы в работу служб доставки товаров. В выигрыше оказались сервисы доставки продуктов питания. Дела здесь и раньше шли неплохо: по данным «INFOLine-Аналитика», по итогам 2019 года этот сектор вырос на 50% и превысил отметку 35 млрд руб. Впрочем, за первую половину марта 2020-го и эти рекорды были побиты. По словам управляющего и сооснователя компании iGooods Григория Куниса, с 9 по 15 марта спрос на доставку продуктов вырос вчетверо, а с 16 по 25 марта увеличился еще на треть, достигнув 5 тыс. покупок в день. Средний чек при этом увеличился на 30%, достигнув 4,6 тыс. руб. В «СберМаркете» (где в декабре 2019 года сообщали о рекорде в 3 тыс. покупок в день) также отметили удвоение-утроение заказов на продукты питания в последние дни: средний чек по стране вырос на четверть — до 5,1 тыс. руб. (в Москве — до 8,2 тыс. руб.). В Delivery Club рассказали, что количество заказов продуктов в период с 15 по 22 марта выросло на 32% по сравнению с предыдущей неделей. Удвоение числа доставок продуктов питания отмечает и гендиректор PickPoint Надежда Романова. По ее словам, в PickPoint вырос спрос на детские товары — на 30%, и косметику — на 30–40%.
В Delivery Club происходящее объясняют, обращаясь к опыту зарубежных стран: сначала начинает ускоряться спрос на доставку продуктов питания, затем — на доставку еды из ресторанов. «В России ситуация развивается аналогично. Рынок доставки еды из ресторанов продолжает расти», — пояснили в компании.
В «СберМаркете» также отметили рост среднего веса заказа на 8 кг, сегодня его вес превышает 30 кг. В iGooods покупки стали еще тяжелее: по словам основателя компании Григория Куниса: их вес иногда достигает вместо обычных 26 кг рекордных 80 кг. В частности, он упоминает один из самых габаритных заказов за последние дни — доставку туалетной бумаги на сумму 20 тыс. руб. В 80% заказов у iGooods вошли продукты длительного хранения: консервы, макароны и крупы. В «СберМаркете» также отметили повышенный спрос на эти товары, бакалею и туалетную бумагу.
Григорий Кунис говорит, что из-за резкого скачка спроса увеличилось время ожидания заказов, и компания сейчас срочно набирает еще 800 курьеров в дополнение к 600 работникам и 1200 закупщиков в дополнение к 600 имеющимся. В «СберМаркете» к 2,2 тыс. сборщиков и курьеров также еженедельно добавляют еще 500 человек, «чтобы соответствовать повышенному спросу на услуги доставки». В Delivery Club заверили, что имеют существенный резерв мощностей по курьерам. Надежда Романова (PickPoint) говорит о сохранении сроков доставки в постаматы за счет увеличения сети на тысячу аппаратов, которое было осуществлено еще в январе 2020-го. «Мы оказались готовы к коронавирусу», — говорит она.
Впрочем, рост на услуги курьеров не может быть бесконечным. В «СберМаркете» отмечают, что к 22 марта ажиотаж со стороны потребителей начал спадать, и клиенты стали возвращаться к традиционным заказам, состоящим только из бананов, молока, овощей и фруктов.
Если брать общий срез рынка, то рост числа заказов коснулся не всех продавцов. В компании PickPoint, например, отмечают небольшое падение продаж в сегменте обуви и одежды, но пока не фиксируют изменения среднего чека на покупки. Однако партнер аналитической компании Data Insight Борис Овчинников говорит, что количество заказов крупнейших интернет-магазинов в марте сократилось на 10–20%. «В ситуации с пандемией в первую очередь страдают товары не первой необходимости — я имею в виду одежду для офиса и занятий спортом, сегмент автозапчастей». Эксперт также прогнозирует, что в будущем потребительская корзина резко изменится из-за смены образа жизни. «Одно дело, когда большая ее часть проходит на работе и в дороге, другое — когда почти вся семья сидит дома», — объясняет Борис Овчинников. По его словам, в выигрыше в этой ситуации, помимо доставщиков продуктов питания и товаров повседневного спроса, оказываются поставщики кормов для животных, средств гигиены, товаров для детей и всего, что касается организации удобного времяпрепровождения дома, — от наушников, мониторов, блокнотов и книг до интимных товаров. В Delivery Club также отмечают некоторое перераспределение спроса между офисами и спальными районами Москвы. «Судя по заказам, количество компаний, переводящих сотрудников на удаленный режим, растет», — говорят в компании.
Меньше прикосновений
Аналитики агентства Data Insight говорят, что обычно в российской e-commerce тотально преобладает самовывоз, а на доставку приходится примерно треть заказов. Сейчас же, по словам Бориса Овчинникова, все большему числу людей нужна именно доставка («они готовы за нее доплачивать, в том числе в других городах для родственников»). В этой ситуации повышенным спросом пользуется так называемая бесконтактная доставка. По словам Бориса Овчинникова, первыми подобную услугу с оглядкой на продавцов в США, где доставка до двери экономит время курьеров, стали несколько лет назад тестировать в Ozon. В самом Ozon сообщили, что в США этот способ доcтавки работает много лет, но в России к нему до последнего времени относились скептически. «Возможно, текущая ситуация разрушит этот барьер восприятия», — говорят в компании. В Ozon уже отмечают удвоение числа бесконтактных доставок только за одну неделю в середине марта. «Нормы будут очень быстро меняться. То, что вчера казалось странным, сегодня уже норма бизнес-процесса», — рассуждает Борис Овчинников. Он также отмечает изменение требований к бесконтактной доставке в связи с пандемией: «Сейчас нужно не просто оставить товар под дверью. Следует позвонить клиенту, возможно, передать в перчатках бумаги и деньги. Такой способ уже ввели все крупные магазины».
Так, в Delivery Club сообщили о добавлении функции бесконтактной доставки в мобильное приложение: курьер должен оставить рюкзак с заказом у двери, отойти на расстояние не менее трех метров, позвонить клиенту, а затем вернуться за рюкзаком. Количество таких доставок в компании с момента запуска функции выросло в восемь раз. В «СберМаркете» отметили десятикратный рост бесконтактных доставок за неделю в середине марта, добавив, что ввели опцию в приложении «с момента всплеска ажиотажа». «Курьер оставит пакеты с продуктами у двери, позвонит, а оплата заказа пройдет картой», — разъяснили в компании. Курьеры «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавки» уже без запроса клиента действуют схожим способом. Впрочем, в iGooods, по словам Григория Куниса, такой возможностью пока воспользовались «единицы».
Среди возможных бесконтактных способов доставки клиенты и продавцы рассматривают также постаматы. Например, в компании Ozon в категорию бесконтактных доставок относят использование сети из 8 тыс. постаматов. Уже в марте на постаматы приходился каждый четвертый заказ Ozon — против каждого пятого-шестого в конце 2019 года. В некоторых компаниях также задумываются о технических новинках в области бесконтактной доставки. Например, Надежда Романова (PickPoint) изучает возможность внедрения мобильных постаматов — грузовиков с автоматизированными терминалами, курсирующими по различным локациям согласно графику. Впрочем, их запуск в PickPoint считают оправданным лишь в том случае, когда пандемия будет длиться не два месяца, а два года. «Технически это реально запустить за пару месяцев», — говорит Надежда Романова.
Впрочем, постаматы в эпоху коронавируса не кажутся идеальным вариантом бесконтактной доставки. Например, в компании iGooods пробовали развивать сеть постаматов, но клиенты предпочли стандартную доставку продуктов до квартиры. «При карантине, когда людям не разрешается выходить из квартир даже чтобы вынести мусор, постаматы не могут пользоваться успехом, поскольку обычно располагаются в людных местах», — рассуждает Григорий Кунис.
Кроме того, Борис Овчинников напоминает о рекомендации ЦБ ограничить выдачу наличных в банкоматах из-за коронавируса, не исключая, что ограничения могут быть наложены и на постаматы. Более перспективным направлением для служб доставки эксперт называет недавно легализованную доставку безрецептурных лекарств.
К новшествам, которые можно применить в России, например возможности транспортировки товаров дронами, участники рынка относятся скептически. Как и к доставке покупок в багажники автомобилей (такую услугу в США предлагают Amazon и Cadillac; багажник открывается курьером по коду из мобильного приложения). Григорий Кунис говорит, что средний заказ в iGooods весит сегодня от 25 до 80 кг, и дроны пока не способны безопасно перевозить такой вес. «Кроме того, дрон за раз способен доставить один заказ, а курьер на машине — два-три», — объясняет эксперт. Надежда Романова также считает доставку дронами все еще экономически неэффективной и напоминает о законодательном ограничении на полеты в крупных городах. «Основной трафик доставок приходится на города-миллионники», — напоминает она. Впрочем, Григорий Кунис (iGooods) не исключает, что дроны все-таки пригодятся его сервису в обозримом будущем, если их технические возможности будут соответствовать корпоративным условиям доставки. Что касается доставки в багажники машин и прочих технологических новинок, то Борис Овчинников считает нынешнее время «не лучшим для инновационных стартапов».
По мнению Надежды Романовой, на электронную коммерцию и связанную с ней доставку в ближайшем будущем повлияет наличие товарных запасов, финансовая состоятельность граждан в режиме изоляции и жесткость этого режима. При введении строгих карантинных ограничений в PickPoint не ожидают роста рынка.