СOVID-19 шагает по планете. Пока никто не рискует дать точный прогноз развития событий — ни Всемирная организация здравоохранения, ни ведущие мировые экономисты. Но уже ясно другое: карантин привел к существенному росту рынка услуг, которые могут быть оказаны дистанционно. Для отраслей, изначально создававшихся как онлайн-сервисы, нынешняя ситуация — точка роста. Другие, классические, вынуждены приспосабливаться к нынешней ситуации. Третьи, отрасли будущего, приблизят свой бурный рост за счет пандемии коронавируса.
Вирус — двигатель прогресса
Как показал китайский опыт, наиболее действенным методом против распространения COVID-19 стал своевременно введенный тотальный карантин. По словам президента Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александра Иванова, карантинные меры привели к тому, что в Китае, где интернет-торговля и так очень развита, и Южной Корее, лидере онлайн-продаж на жителя в мире, сектор е-commerce продолжил рост. Ну, а в Италии, жители которой традиционно предпочитали интернет-торговле живое общение (страна была аутсайдером по количеству онлайн-продаж), за февраль этого года объем продаж в онлайне вырос втрое по сравнению с февралем 2019-го.
«В России пока нет подобного роста, но даже то увеличение спроса, которое мы наблюдаем, интернет-торговля уже почувствовала, особенно в таких сегментах, как продукты питания и предметы личной гигиены», — говорит Александр Иванов. По его словам, есть закономерность: если человек впервые воспользовался интернет-магазином, получил заказ вовремя и в полном объеме, то он мгновенно становится постоянным пользователем такой услуги.
Впрочем, классические супермаркеты, которые решили выйти в онлайн, пока пробуксовывают, у них есть проблемы со сроками доставки и с тем, что они привозят не все, что было заказано, добавляет глава НАДТ: «Но они справятся. Просто все остальные участники рынка e-commerce давно привыкли к пиковым загрузкам — на Новый год, в «киберпонедельники» и прочие дни потребительского бума, а продавцы продуктов питания к этому не были готовы».
По подсчетам аналитиков eMarketer, объем китайского рынка e-commerce составил в прошлом году $1,93 трлн, увеличившись на 27,3% по сравнению с 2018 годом. За КНР, занимающей первую строчку, следуют США ($587 млн, на 14% больше, чем в 2018 году), Великобритания ($142 млн, плюс 10,9%), Япония ($115, плюс 4%) и Южная Корея ($103,5, плюс 18,1%). Россия вошла в топ лидеров e-commerce 2019 года, заняв десятую позицию ($27 млн, плюс 18,7%). Таким образом, на Китай приходится более 55% мирового рынка e-commerce, что почти вдвое превышает суммарную долю пяти следующих за ним стран-лидеров.
Схожие процессы происходят и в совершенно другой онлайн-отрасли — телемедицине. В ней лояльность потребителя тоже может быть завоевана за один удаленный сеанс. Связанные с коронавирусом ограничения в общении людей становятся драйвером этого рынка, подчеркивает старший вице-президент по инновациям фонда «Сколково» Кирилл Каем. «Отрасль телемедицины в основном работает на коммерческой основе. Чем больше пациентов начнут ей доверять, хоть раз воспользовавшись услугой, тем быстрее будет расти этот рынок», — продолжает Кирилл Каем. По его мнению, у части потребителей будет вырабатываться привычка использовать телемед вместо посещения медицинской организации. В связи с ограничением контактов между людьми, скорее всего, будет принят закон, который предоставит возможность дистанционной постановки диагноза — это еще один драйвер развития телемедицины, прогнозирует эксперт.
«Предполагаю, что после окончания пандемии подобное разрешение не будет аннулировано и возможность удаленной постановки диагноза останется. Увеличится количество датчиков и портативных устройств для дистанционной диагностики, но это процесс, который потребует большего времени для их разработки, испытаний, валидации и производства. Прототипы уже существуют; скорее всего, теперь они быстрее выйдут на рынок», — уточняет Кирилл Каем.
Еще одно направление, которое получило мощное развитие в Китае, а затем и в других странах с введением карантина и закрытием учебных заведений, — дистанционное обучение. Ситуацию можно сравнить с забастовкой работников лондонского метро в 2014 году. Тогда жители были вынуждены искать альтернативные способы добраться до работы: пешком, на автобусе, велосипеде, такси. И когда метро заработало вновь, далеко не все пассажиры в него вернулись.
«Вынужденный переход в онлайн в ближайшие месяцы так или иначе научит многих учителей и родителей использовать современные решения в образовании. Они впоследствии станут неотъемлемой частью повседневного образовательного процесса. Сейчас мы активно наблюдаем за проектами, которые вовлечены в дистанционное обучение», — констатирует директор Центра образовательных технологий Российской венчурной компании (РВК) Вадим Ковалев.
По его словам, самые популярные сегодня решения у пользователей — «ЯКласс», InternetUrok, «Фоксфорд», «Мобильное электронное образование», «Алгоритмика» и «Кодвардс». «Можно выделить два ключевых ограничения для их кратного роста — обучение учителей и технические возможности платформ. Это узкое горлышко многих проектов», — объясняет эксперт.
Вынужденное ускорение
В онлайн может перейти и одна из наиболее сильно пострадавших от пандемии отраслей — туризм. По оценке исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, если до сентября не откроется большинство туристических направлений, убытки российских операторов выездного туризма составят 25 млрд руб., въездного — 12 млрд руб.
Впрочем, в Ассоциации туроператоров не теряют оптимизма. «Рано или поздно пандемия закончится. Туристический рынок сильно изменится, но не прекратит существование. Выживут только крупные и сильные компании, которые смогут перетерпеть несколько месяцев на собственных или заемных средствах», — прогнозирует Майя Ломидзе.
Одно из направлений развития туриндустрии — продажа путевок онлайн. Покупатель дистанционно выбирает тур со всеми его составляющими — авиабилетами, страховкой, условиями проживания и т.д. Он не идет в офис туркомпании, а платит за путевку банковской картой и получает по электронной почте все необходимые для путешествия документы, говорит Майя Ломидзе.
Туроператоры начали работу в этом направлении два года назад. В 2019-м такие проекты вошли в начальную стадию эксплуатации, 2020 год должен был стать решающим для онлайн-бронирования туров. «И сейчас эти технологии могут или откатиться на стартовые позиции, или сделать огромный рывок вперед», — добавляет Майя Ломидзе.
Банковский сектор тоже будет вынужден ускорить дальнейший переход в онлайн, при том что Россия уже третий год входит в пятерку стран — лидеров цифрового банкинга в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка), по данным Deloitte Digital.
Большинство россиян активно используют финтех в повседневной жизни — переводят деньги на счета по номеру телефона, пользуются смартфонами в качестве бесконтактных банковских карт, открывают счета в челлендж-банках, у которых нет филиальных сетей и все сервисы находятся в интернете («Тинькофф», Рокетбанк, Модульбанк и т.д.). Последняя инициатива, связанная с COVID-19: Ассоциация электронных денег предложила Банку России разрешить гражданам открывать новые банковские счета и персонифицированные электронные кошельки с помощью видеосвязи, чтобы не посещать отделения в условиях пандемии. Пока неизвестно, как в ЦБ отреагируют на это обращение.
Сейчас более 90% банковских операций в России и так доступны онлайн — через интернет-банки или мобильные приложения. По мере развития биометрии, позволяющей распознавать лица и голоса клиентов, банковское онлайн-обслуживание будет развиваться еще активнее, говорит старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов. Он напоминает, что с помощью биометрии и так уже можно дистанционно стать клиентом нового банка без очной идентификации в офисе, например, чтобы открыть вклад или оформить кредит. «Это дает банкам как новые возможности, так и усиливает конкуренцию, поскольку переход клиента из одного банка в другой упрощается. Тем не менее пока мы видим, что в целом россияне неохотно сдают банкам свою биометрию. Но в связи с вирусной ситуацией удаленное обслуживание в банках будет развиваться еще динамичнее. Например, те люди, которые до сих пор не пользовались онлайн-сервисами, начнут их эксплуатировать», — считает эксперт.
Беспилотная дезинфекция
Пандемия создала уникальные условия для быстрого внедрения беспилотных и дистанционно управляемых транспортных средств. Автономные машины, дезинфицирующие улицы и больницы в Китае, — лишь один из множества примеров, считает директор технологических конкурсов в компании РВК Константин Кайсин. «Надо учитывать, что активный толчок был дан внедрению относительно простых решений. А команды, разрабатывающие полностью автоматизированные беспилотные автомобили пятого уровня, пока испытывают те же трудности, что и другие отрасли: в условиях карантина сложнее проводить исследования и испытания», — объясняет эксперт. «Важно зафиксировать ментальный сдвиг, произошедший за последний месяц: мир неожиданно осознал, что новые технологии в целом и беспилотники в частности имеют отношение не только к далекому будущему, но и к конкретным применениям уже сегодня. В ближайшие год-два это окажет значительное позитивное влияние на развитие беспилотных автомобилей», — добавляет Константин Кайсин.
Рост дистанционных услуг не безграничен, предостерегает заслуженный экономист РФ Яков Миркин: «Онлайна действительно станет больше, но у этого роста есть пределы. Мы биологически нуждаемся в физических контактах с другими людьми, с материальным миром, нам нужно движение». Но если ситуация с COVID-19 затянется, глобальной экономике грозят серьезные испытания, убежден Яков Миркин: «Чем дольше будет продолжаться пандемия, тем сильнее упростится структура национальных экономик. В большей мере потребителям будет важен доступ к жизненно необходимым ресурсам — продовольствию, воде, энергии, теплу, одежде, транспорту, коммуникациям».
Выиграет производство «простых вещей» — того, что мы потребляем ежедневно, производители «сложных вещей» будут себя чувствовать существенно хуже. В значительной степени вымрут цепочки международных поставок продовольствия и комплектующих, продолжает экономист. «Грубо говоря, мы увидим снижение уровня глобализации до 40–50% от прежнего. А затем все будет пять—семь лет восстанавливаться, как вновь зарастает кусок выжженного леса», — резюмирует Яков Миркин.
Автор: Петр Сапожников.