«Пандемия подталкивает всех к цифровизации»
Материалы выпуска
Мир на дистанции Рынок «Цифровые технологии позволяют перейти к модели точного земледелия» Инновации «Несмотря на пандемию, с финансированием посевной банк справился» Решения Бизнес отвечает пандемии Решения «Безопасность будет важнее, чем когда-либо» Инструменты «Японский подход к пандемии — быть готовыми к решению проблем заранее» Решения «Пандемия подталкивает всех к цифровизации» Инструменты «Сейчас важно не обрушить экономику» Рынок «Мотивацию сотрудников голосом сложно перевести на удаленный режим» Решения Эпидемический порог: за что в ответе большой бизнес Решения «Иногда приходится выбирать между плохим и очень плохим решением» Инструменты Без контакта Инновации
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Пандемия подталкивает всех к цифровизации»

Ситуация с пандемией заставляет бизнес перестраиваться. В первую очередь, с помощью цифровых решений. О самых востребованных из них рассказал генеральный директор компании SAS в России и СНГ Александр Тихонов.
Фото: пресс-служба SAS

— Какие цифровые решения сегодня трансформируют экономику?

— В связи с самоизоляцией, ее экономическими последствиями и быстрыми переменами в бизнесе тема цифровизации стала предельно актуальной, вышла на первый план — особенно облачные решения и быстро внедряемые сервисы с элементами искусственного интеллекта (ИИ). Что касается облаков, то прогнозы по росту рынка под влиянием пандемии уже были пересмотрены в сторону повышения. А если говорить про ИИ, то в целом хайп спал, появились более реалистичные ожидания и осмысленный взгляд на его возможности, на ограничения таких проектов и варианты их преодоления. И без ИИ и продвинутой аналитики, которая за ним стоит, уже невозможно представить цифровую трансформацию.

— Что именно востребовано?

— Прежде всего это инструменты для решения задач, связанных с расширением человеческих возможностей с помощью ИИ. Например, в прошлом году мы сделали проект с Почта Банком, в котором ИИ помогает в реализации маркетинговых инициатив: профилирует и сегментирует клиентов и исходя из поведенческих факторов выбирает наиболее подходящее предложение и канал его доставки. Может ли эту работу сделать человек? Может, но в очень ограниченном объеме. ИИ справляется быстрее и точнее.
Также ИИ помогает в решениях для противодействия мошенничеству. Причем антифрод как класс решений приобретает еще большее значение с учетом того, что на фоне рецессии и коронавируса появляются новые схемы преступлений и злоупотреблений. ЦБ и многие банки уже сообщают о новых способах хищений. Их тоже нужно выявлять и вовремя пресекать.
Сохраняется тренд на использование решений на базе открытого кода, хотя многие организации уже видят, что это не бесплатная альтернатива проприетарному ПО и требует серьезных затрат. Наши российские заказчики хорошо знают, как сочетать разные инструменты, где им удобнее использовать SAS, где R, где Python. И мы не можем это игнорировать и стремимся сделать их работу еще более удобной. Платформа SAS Viya, например, полностью интегрируется с решениями на open source, поддерживает запуск приложений и управление моделями open source, решает для них проблему последней мили.

— В чем суть этой проблемы?

— В сложностях при финальном развертывании, запуске и эксплуатации построенных моделей. Это те ограничения, с которыми сталкиваются компании, внедряющие ИИ и системы углубленной аналитики. Важно понимать, что сам по себе ИИ, сама по себе аналитика в отрыве от реальных задач не особо интересны. ИИ должен быть встроен в тот или иной бизнес-процесс и помогать принимать решения — например, выдать или не выдать кредит, куда отправить грузы, остановить или разрешить подозрительную транзакцию. Инструменты для управления моделями как раз закрывают эту проблему, позволяя наладить эффективную работу аналитики в рамках заданного бизнес-процесса.

— Вы расширяете перечень отраслей, с которыми работаете?

— Мы идем туда, где есть данные, которые можно анализировать и использовать. В сельском хозяйстве много задач, связанных с планированием, распределением ресурсов и оптимизацией, и там сейчас очень много данных. Мы помогаем ответить на вопросы, какие культуры в какое время высаживать, сколько удобрений вносить, как распределить оборудование, чтобы собрать урожай в нужные сроки и с меньшими затратами.
Например, вместе с компанией «АгроТерра» мы решали задачу по оптимизации удобрения полей. Еще в 2018 году «АгроТерра» взяла 10 тыс. проб и провела более 40 тыс. анализов, результатом стала подробная карта агрохимического состава земель. А дальше с помощью нашей аналитики рассчитали, какие макроэлементы нужны каждому полю с учетом того, какая на нем будет культура.
В промышленности появился запрос на внедрение цифровых двойников — как для предприятия в целом, так и для отдельных процессов или видов оборудования. Так, цифровой двойник оборудования помогает прогнозировать поломки, планировать ремонты и настраивать оптимальные режимы эксплуатации. Мы делали такой проект на одном из золотодобывающих комбинатов. С помощью машинного обучения анализируются поступающие с датчиков данные и события, которые происходили до уже известных предыдущих поломок, далее система составляет прогноз и выдает предупреждения и рекомендации.
Для компаний, занимающихся капитальным строительством, есть цифровой двойник проектного офиса, когда мы можем прогнозировать срывы того или иного проекта по данным мониторинга графика работ.

— В связи с ситуацией пандемии COVID-19 что вы изменили в своей стратегии ведения дел?

— Мы всегда смотрим, чем мы можем помочь и как аналитика может поспособствовать решению проблемы. И эта ситуация не исключение. Во-первых, мы задумались об усилении нашей социальной ответственности, о том, как мы можем помочь обществу справиться с самой инфекцией. Во-вторых, мы должны поддержать своих заказчиков, помочь им адаптироваться к экономическим изменениям и преодолеть последствия пандемии.

Мы участвуем в различных социальных проектах, нацеленных на поиск вакцины, на контроль за распространением вируса, прогнозирование новых вспышек, на повышение эффективности медицинской помощи. Например, мы создали интерактивный отчет, с помощью которого можно отслеживать текущую ситуацию по распространению коронавируса в разных странах, анализировать тренды. Это публичный отчет, с ним может работать любой желающий. Совместно с разными правительствами мы уже более глубоко анализируем ситуацию, отслеживаем цепочки передачи вируса и делаем прогнозы заболеваемости, где учитываются риски заражения для разных групп населения и территорий, потребность в ресурсах и их доступность. Также мы помогаем просчитывать потребности медицинских организаций в профессиональных ресурсах, аппаратах ИВЛ, средствах защиты, койках для больных, лекарствах, чтобы затем оптимально все эти ресурсы перераспределять.

— Как меняются приоритеты в разных отраслях, где вы работаете?

— Резко изменились потребительское поведение, образ жизни и платежеспособность людей, и это влияет на все сферы. Для ритейлеров, например, сейчас важно обеспечивать бесперебойные поставки продовольствия, и мы им помогаем анализировать изменения в структуре спроса, прогнозировать всплески и падения спроса на разные товарные категории, планировать запасы. В частности, с онлайн-гипермаркетом «Утконос» сейчас ведем такую работу.
Банки уже отмечают снижение качества кредитных портфелей, появление новых схем мошенничества, и готовятся к усилению этих тенденций. Соответственно, мы помогаем с перекалибровкой и переобучением моделей оценки кредитного риска с учетом возможностей ИИ и новых данных, полученных по мере распространения вируса. Еще мы помогаем в работе с просроченной задолженностью и реструктуризации кредитов. Это сложная задача, поскольку нужно найти баланс между приемлемым для банка уровнем риска и клиентским опытом. Сейчас очень много людей, которые не хотят портить кредитную историю, изначально они заинтересованы в том, чтобы исправно платить по своим обязательствам, но потеряли доход из-за пандемии. И нужно уметь определить, как быстро человек сможет возобновить платежи и в какой степени банк может пойти навстречу.

— Как вы выстраиваете свою работу с заказчиками в ситуации перехода многих предприятий на режим удаленной работы? С какими сложностями и вызовами вам пришлось столкнуться?

 — По сути, у нас изменилась только физическая локация сотрудников. Мы забрали домой ноутбуки, подключили VPN и продолжаем работать в обычном графике. С помощью видеоконференций мы активно проводим встречи с заказчиками и с партнерами и оказываем всю необходимую поддержку в режиме 24х7. Наши клиенты и партнеры могут работать с аналитическими приложениями удаленно, причем их доступы такие же, как если бы они находились в офисе. Единственное — скорость доступа ограничена возможностями домашнего интернета и, возможно, мониторов меньше.
Но вы спросили про вызовы. И наверное, основной вызов для нас — помочь тем, кто был не готов к этой ситуации. Где-то у сотрудников просто не было ноутбуков или не был настроен VPN, чтобы подключаться к корпоративной сети. У многих компаний по разным причинам вообще нет решений, работающих удаленно — где-то были другие приоритеты, а где-то это политика службы безопасности. Сегодняшняя ситуация, безусловно, запустит новый виток диалога о переходе компаний на мобильные или облачные решения и будет способствовать демократизации этого процесса. И в конечном счете уже сейчас очевидно, что пандемия подталкивает всех к цифровизации.